Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Ливень в Сено

Из серии “Пятьдесят три станции дороги Токайдо”

Андо Хиросигэ.
Ливень в Сено.
Серия “Пятьдесят три станции дороги Токайдо”.
1833–1834

 

Гравюра серии “Ливень в Сено” – одна из самых знаменитых работ Хиросигэ зрелого периода его творчества. Подлинную славу пейзажиста художник завоевал у своих соотечественников после выхода в свет серии “Пятьдесят три станции дороги Токайдо” в начале 1833 г., куда вошел данный лист. Жителей Эдо поразила в этой новой по настроению картине путешествий не только достоверность показанных автором разнообразных мест страны, но и воссоздание атмосферы жизни природы с ее утренними туманами, снегопадами, ливнями, закатами и цветением деревьев.

Длившееся две недели торжественное путешествие из Эдо в древний Киото кортежа самураев, к которому примкнул Хиросигэ, сопровождалось остановками на расположенных вдоль дороги пятидесяти трех станциях. Здесь на постоялых дворах путники могли отдохнуть, сменить лошадей, нанять носильщиков.

Дорога Токайдо многократно изображалась в гравюрных сериях разных художников. Они сосредоточивали свое внимание преимущественно на бытовых деталях, прославлении постоялых дворов и харчевен, легендах, связанных с этим длительным путешествием. Хиросигэ внес в свою серию небывалый аромат поэтичности. Тонкая передача настроений природы, меняющейся в зависимости от времени дня, освещения и погоды, отличала гравюры мастера от предшествующих серий, посвященных дороге Токайдо.

Некоторые листы были чисто пейзажными, но в большинстве гравюр Хиросигэ ландшафты соединялись с показом жизни людей: гармония человека и природы кажется полной в листах с изображением картин из жизни японцев.

На реке Миягава вблизи станции Ёккаити. 1833–1834

 

Эта идея единства человека и природы была одной из важнейших и в эпических гравюрах Хокусая, но два художника подошли к ней по-разному. Хиросигэ развил камерную, лирическую сторону этой темы. Повседневная жизнь людей приобрела в ней новый смысл, сплетаясь с поэтичностью и задушевностью природы. Хиросигэ зарисовывал все, увиденное в пути: крестьян, работающих на рисовых полях, рыбаков на реке, путников с поклажей. Гравюры его отличались живописностью, цвет его произведений был значительно более живым и достоверным, чем у других художников-графиков. Применяя раскат и переходные тона в колорите, он достигал впечатления воздушности и пространственности пейзажей. С исключительным мастерством, например, воссоздавал Хиросигэ атмосферу раннего туманного утра в листе, где изображен отъезд путников из святынь Мисима.

Больше всего его привлекало переходное состояние природы и движения стихий. Так, в листе “Ливень в Сено” он показал обрушившиеся на землю внезапные потоки воды, преобразившие весь ландшафт. Все пришло в смятение. Мечутся и едва проглядывают сквозь сплошную пелену ливня пригнувшиеся ветки деревьев, трепещут молодые побеги бамбука. Застигнутые бурей путники бегут по косогору, с трудом преодолевая ветер. Их зонты ветер вырывает из рук, соломенные накидки сбиваются на сторону.

Весь пейзаж, построенный на перекрещивающихся диагональных линиях, проникнут чувством напряжения, а сама буря воспринимается как живое дыхание жизни. Люди, изображенные художником, подвластны стихийным силам природы, созвучны ее настроениям. Для усиления эффекта мастер соединил здесь графические и живописные приемы, позволяющие обрисовать как сами предместья, так и тени, созданные дождем.