Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА

 

Эрехтейон

Эрехтейон.
421–407/406 гг. до н.э. Афины

 

Храм воздвигнут на месте, насыщенном мифологическими событиями, образующими сложный сакральный комплекс. В него входят несколько компонентов. Это унаследованный от минойского времени вариант священного дерева оливы, выросшей “из хаоса” и связанной с комплексом могилы (могилы царя аттической земли Кекропса — получеловека-полудракона, “старого”, умирающего и воскресающего солнца), древняя космогоническая пара Кекропса — Аглавры, богини, способной убивать взглядом; хтонический младенец Эрихтоний; сестры Пандроса, Герса и Аглавра — богини росы, на попечении которых была олива (охваченные безумием при виде Эрихтония, они спрыгнули со скалы Акрополя). Это Артемида-медведица, культ которой восходил к палеолитическому ритуалу возрождения “бессмертных костей” медведя-жертвы внутри шкуры; Посейдон Эрехтевс как хтонический подземный бог; Афина Полиада — супруга-мать Посейдона (миф о споре как акте разделения). Все древние образы связаны с хаотичной ипостасью Афины или передают ей свои хтонические атрибуты. В этом храме Афина почиталась в древнем зооморфном виде псицы.

План

 

Архитектурно сакральный комплекс оформлялся следующим образом: восточная часть с неугасимым светильником в виде пальмы принадлежала Афине Полиаде; западная часть с “Эрехтеевым морем” — Посейдону Эрехтевсу; к западному фасаду примыкал священный участок Пандросы со священной оливой и алтарем Зевса Геркейского, покровителя домашнего очага; у южной стены находилась могила Кекропса.

Разноуровневая вписанность и заглубленность в природу объемов храма, ионический, женский, ордер, возврат к идее целостной оболочки, неопределенность в отношении лицевого фасада — лица нет или хаос порождает изменчивое множество личин (принцип минойских дворцов), хаотичная центробежность и асимметричность масс, композиционная идея кружения вокруг здания по изломанной линии лабиринта, аналогия в плане с пропилеями (вход в иной мир) или жилищем (возврат к схеме мегарона — святилища в лоне дома), образы кариатид, несущих небесный свод, — все это свидетельствует о возврате к комплексу идей, связанных с Богиней-матерью.

Каждый фасад храма решен согласно своей программе. Южный фасад над могилой Кекропса закрыт глухой стеной-оболочкой без определенной толщины, что отсылает к пещерному пространству могилы / лона богини, присутствующей здесь же в виде кариатид, включенных в воскрешающий танец жизни.

Вид храма с юго-востока

 

На восточном фасаде главной темой является предстояние вертикальных опор, ионических колонн, что соответствует идее эпифании / возрождения Афины. Северный фасад, в котором находился вход на половину Посейдона, затемнен и заглублен в толщу скалы согласно подземной сути бога и функции данной части как нижнего храма по отношению к половине Афины. Западный фасад, в котором начинался Путь Посейдона, поднят над землей на второй этаж и своей ступенчатостью с севера на юг символизирует воскрешение / восхождение бога, которое устремлено к Парфенону.

По отношению к Парфенону Эрехтейон выполняет функции нижнего храма в комплексе небесного святилища Акрополя. Возврат к хтонической образности Матери происходит на новой основе — на программном уровне он связан с идеей восхождения, а на архитектурно-стилевом — с рационализацией материи и перенесением на стену принципов ордерности. Агональная тема “борьбы вертикалей и горизонталей снимается более общей противоположностью недифференцированной материи и рационализованной опоры... обе стихии сталкиваются и пронизывают друг друга” (Н.Брунов).