Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Гора Сент-Виктуар

Поль Сезанн
Гора Сент-Виктуар
1885–1895. Фонд Барнса, Мерион, штат Пенсильвания

 

В последние десятилетия своего творчества Сезанн особенно увлекся пейзажами Прованса, который он считал одним из классических ландшафтов наряду с Грецией и Италией. Выжженная солнцем земля, прозрачный воздух, резкие тени будоражили воображение художника, помогали ему видеть “основы мироздания”, земной каркас. Дни напролет он бродил по этим местам, иногда даже просился на ночлег к какому-нибудь фермеру.

“В Провансе таятся сокровища, но они еще не нашли достойного истолкователя…” — писал Сезанн своему другу и покровителю Виктору Шоке и изо всех сил старался извлечь эти сокровища и показать их своим зрителям. Некоторые места заставляли его возвращаться снова и снова — Гардан, окрестности Эстака, но больше всего его привлекала гора Сент-Виктуар. Сохранилось более шестидесяти (!) живописных ее видов, в разных ракурсах, при разном освещении. С середины 1880-х гг. эта гора стала едва ли не единственной и, безусловно, самой важной темой сезанновских пейзажей, оставаясь таковой до конца его жизни.

В своих многочисленных картинах Сезанн старался выявить мощь геологических пластов, открывающихся перед ним, их незыблемость и постоянство, которые являлись для него символом величия нашего мира. Любимая треугольная композиция художника еще больше подчеркивает эту устойчивость. В образах Святой Виктории полностью исчезает беспокойное настроение, наполнявшее более ранние работы Сезанна, напротив, эти пейзажи полны простоты и сдержанной силы.

Гора Сент-Виктуар (Виадук). 1882–1885. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Здесь как нельзя лучше проявляются поиски художника в области передачи пространства, например его представления о перспективе. “Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, — писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты. При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто художник, да и зритель вместе с ним, находятся внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Искусствоведы часто отмечают, что пейзажи Сезанна напоминают его же натюрморты, как бы странно это ни звучало, в том смысле, что художнику не важно, с какими объектами иметь дело — с созданными природой либо с творениями рук человеческих. С одинаковой тщательностью он расставляет по поверхности холста блюда с яблоками и кувшины или горы, дома и деревья. Все они подчиняются единому замыслу выявления их тектоники, попыткам отыскать логику в природе и научить зрителей видеть по-новому.

Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана.
1886–1890. Национальная галерея искусств, Вашингтон

 

Художника не интересуют мимолетные состояния природы, он не пытается остановить “прекрасное мгновение”, зато выявляет самую сущность ландшафта, постоянство форм и красок мира.

В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой — демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.