Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2009

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

Елена МЕДКОВА

 

Как разбудить в ребенке художника:
современные технологии развития
творческих способностей на основе первообразов искусства

Начало см. в № 18, 20, 22/2009

Лекция 4

Архаическая современность двоичных оппозиций
и бином фантазии (по Дж. Родари)

Пространство мифололического космоса. Бесконечность ассоциативных рядов, связанных с оппозицией верх–низ. Парадоксы левого и правого, или Мир Зазеркалья

 

ПРОСТРАНСТВО МИФОЛОГИЧЕСКОГО КОСМОСА

Мышление современного человека постоянно пользуется мифологической по сути картиной полярного (дуалистического) мира и соответственно системой двоичных оппозиций и без них просто теряет ориентиры. Ведь для того чтобы объяснить, что такое «добро», надо противопоставить ему «зло», чтобы заглянуть в «будущее», надо хорошо знать «прошлое», чтобы осмыслить «прекрасное», надо понять суть «безобразного». Мир до сих пор делится по принципу «мужское — женское», в политике и массовом сознании действуют оппозиции «свой — чужой», «внешнее — внутреннее»; «левое» и «правое» управляют суевериями и моральным выбором. Как трудно обойтись в разговоре без таких пар, как да/нет, черное/белое, свидетельствует простая детская игра с сакраментальным вопросом: «Вы поедете на бал?».

Дж.Ф. Карото. Портрет мальчика с рисунком куклы. 1455

 

А.А. Пелипенко и И.Г. Яковенко в работе «Культура как система» определяют дуальность как сущностное свойство культурного пространства: «Чтобы познать себя, то есть быть отрефлектированной в своем качестве в культурном сознании, всякая сущность должна осуществить свое инополагание в этом самом культурном сознании. Так «один» рождает «два» и соответственно дуализм как основную характеристику всех природных и культурных процессов... Дуальность культурного пространства — всеобщий структурно-упорядочивающий… принцип».

Тот же механизм, по мнению Дж. Родари (автора не только увлекательных детских повестей и рассказов, но и знаменитой «Грамматики фантазии»), лежит в основе творческого воображения: «...для возникновения искры одного электрического заряда недостаточно — нужно, чтобы их было два... Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно — сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе «Истоки мышления у детей» пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие «мягкий» появляется не до и не после появления понятия «жесткий», а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание: «Основа мысли — это ее двойственная структура, а не составляющие ее элементы».

Сам Дж. Родари дал блестящий пример использования оппозиционности мышления для развития литературных творческих способностей детей. Его метод, названный «биномом фантазии», основан как на принципе парности понятий, восходящем к мифологическому мышлению, так и на эффекте «системного смещения» (Макс Эрнст), или «остранения» (В. Шкловский), создания необычного контекста внутри пары.

Согласно Дж. Родари, творческая искра возникает из пары слов, которые разделены известной дистанцией, достаточной для того, чтобы создать контекст необычности. Только тогда, по мысли писателя, «воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между… словами родство, создать единое… фантастическое целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать». В последнем высказывании Дж. Родари нетрудно заметить, что он как сын своего века, породившего сюрреализм и дадаизм, делает ставку на случай (бином фантазии возникает случайно), но использует при этом системный принцип мифологического мышления — принцип тотального родства всего со всем внутри организованного космоса. Именно этот механизм заставляет ребенка искать общность в несоединимых вещах. Так что с точки зрения нашей педагогической задачи творческого развития детей стоит внимательнее присмотреться к механизмам мифологического мышления.

Честь исследования мифологического мышления и выделения первых его структурных единиц — бинарных оппозиций — принадлежит К. Леви-Строссу. Взяв первоначально за исходную основу своей методологии оппозицию природное/культурное, Леви-Стросс в дальнейшем открыл оппозиции, основывающиеся на сенсорных качествах, такие как сырое/вареное, влажное/сухое, теплый/холодный, верх/низ. Развивая мысль Леви-Стросса, представители московско-тартуской школы структурализма (В.В. Иванов, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров и др.) вычленили основные семантические универсалии, организованные в бинарные оппозиции, характерные для всех мифологий и для всего мифологического мышления в целом.

Микеланджело. Гробница Лоренцо Медичи. Фрагменты. 1520

 

В статье «Модель мира (мифопоэтическая)» Топоров дает перечень наиболее употребительных устойчивых оппозиций: «В недрах мифопоэтического сознания вырабатывается система бинарных (двоичных) различительных признаков, набор которых является наиболее универсальным средством описания семантики в модели мира и обычно включает в себя 10–20 пар противопоставленных друг другу признаков, имеющих соответственно положительное и отрицательное значение. Эти противопоставления связаны с характеристикой структуры пространства (верх — низ, небо — земля, земля — подземное царство, правый — левый, восток — запад, север — юг), с временными координатами (день — ночь, весна/лето — зима/осень), с цветовыми характеристиками (белый — черный или красный — черный), а также противопоставления, находящиеся на стыке природно-естественного и культурно-социального начал (мокрый — сухой, сырой — вареный, вода — огонь), обнаруживающие отчетливо социальный характер (мужской — женский, старший — младший… предки — потомки, свой — чужой, близкий — дальний, внутренний — внешний): сюда же в известном смысле относятся и более общие противопоставления, определяющие модус всего набора внутри модели мира: сакральный — мирской (профанический).

У. Блейк. Побивание камнями Авраама. 1800–1805

 

Все левые и все правые члены противопоставлений образуют некие единства, отношения между которыми можно описать с помощью более общих оппозиций: счастье — несчастье, (доля — недоля), жизнь — смерть — и наиболее абстрактное числовое обозначение их: чет–нечет».

Было определено, что «одна из характерных черт архаического сознания и соответствующей мифологической модели заключается в том, что указанные двоичные противопоставления могут развиваться не только в чистом виде, но и в разных кодовых системах и на разных иерархических уровнях. Таким образом, одно и то же содержание может быть передано средствами растительного, животного, минерального, астрономического, кулинарного, абстрактного и т.п. кодов или же воплотиться в разные сферы деятельности — религиозно-юридическую, военную, хозяйственную и т.д.».

На базе кодовых цепочек создаются матрицы описания мира и общества по типу: пространственная зона (сторона света) — сезон — цвет — первоэлемент — природная стихия — астральный объект — число — зооморфный символ — растение — пища — некое божество — нравственные качества — определенный социальный класс и др.

При работе с бинарными оппозициями мы имеем два варианта методик: играть по необыденным законам мифа или, в духе современности, играть на нарушение логики бинарности путем «смещения» понятий (перевертывания, перенесения, создания случайных бинарных пар).

Метод «бинома фантазии» применительно к словесно-образному творчеству, по Дж. Родари, можно использовать в качестве своеобразной разминки. Словесная пара определяется волей случая. Например, два ребенка одновременно пишут свои слова на разных сторонах доски или выбирают страницу, строчку и номер слова любой книги, а затем идет обыгрывание возникших слов в виде рассказа, сказки, стихов. На этих же принципах строится игра, в которой ведущий загадывает слово (существительное), а все остальные участники должны доказать связь этого слова со своими, тоже заранее загаданными и зафиксированными словами. Вариантом этой игры, но с меньшими творческими затратами является вписывание случайно выбранных прилагательных в заранее заготовленный текст с пробелами или игра в «свое слово», когда на все вопросы надо отвечать одним и тем же словом, присвоенным тебе в начале игры (кто ты? — метла; что ты ел на обед? — метлу и пр.). Результатом такого урока может стать схема рассказа или сказки (с последующей литературной обработкой) и серия рисунков по типу комиксов.

Спонсор публикации статьи: студия JustMalina, объединившая группу молодых киевлян, талантливых фото- и видеохудожников, способных реализовать любую вашу фото- или видеофантазию. С каким событием у большинства из нас ассоциируется фраза: "Самые счастливые мгновения Вашей жизни"? Конечно, со свадьбой! Но в суматохе приготовлений, в буйстве эмоций и переживаний этот, быть может, один из самых важных дней Вашей жизни пролетит с безумной скоростью, как комета, оставив лишь легкий полупрозрачный след, тающий в предрассветном небе. Видеооператор не даст этим мгновениям исчезнуть без следа, его камера сохранит для Вас счастливые улыбки и слезы радости. Но найти талантливого видеооператора довольно сложно: набрав в поисковой строке браузера:"видеосъемка свадьбы киев", Вы рискуете получить результат в виде сотни и тысячи похожих объявлений, только на беглый просмотр которых уйдет уйма времени, которого перед бракосочетанием, как правило, не хватает. Не теряйте драгоценное время, сразу заходите на сайт justmalina.com, смотрите работы, выполненные мастерами студии, читайте отзывы и доверьте видеосъемку Вашей свадьбы профессионалам из StudioJustMalina.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ АССОЦИАТИВНЫХ РЯДОВ,
СВЯЗАННЫХ С ОППОЗИЦИЕЙ ВЕРХ–НИЗ

Знакомство с мифологическими бинарными оппозициями предпочтительнее начать с самых простых — с пространственных. Пара верх — низ с точки зрения мифа является базовой, однако с точки зрения обыденности — это одно из самых тривиальных понятий, которое усваивается с детства и становится привычным.

Привычное и обыденное не может стать толчком к творчеству, тем более что на уроках ИЗО, где по традиции, сложившейся еще со времен Ренессанса (утверждение прямой перспективы), детей приучают к средней точке зрения (на уровне глаз), к усредненному положению линии горизонта, что не дает преимущества ни одному из направлений по вертикали. Смена точки зрения на более высокую или более низкую (для чего можно залезть или на парту, или под нее) сразу создаст необычный ракурс знакомых предметов.

Одуванчик. Фотография

 

М. Эшер. Колеблющаяся поверхность

 

Можно попробовать поиграть в Алису из Страны чудес, которая, выпив из заколдованного пузырька или обмахнувшись веером, уменьшилась, чуть не утонув в море собственных слез, а съев пирожок, наоборот, выросла, так что ей пришлось общаться с собственными ногами посредством писем и посылок. Иллюстрации могли бы стать очень интересными, если пофантазировать дополнительно на тему средств общения головы и ног гигантской девочки (кроме лестниц для посыльных, можно использовать современные средства связи — вертолеты, Интернет и пр.).

Г. Гольбейн Младший. Посланники. 1533

На портрете Гольбейна изображены французские послы в Лондоне. Необычный предмет на переднем плане при взгляде на него под определенным углом оказывается человеческим черепом. Вероятно, художник в аллегорической форме показал три ипостаси: небеса (глобус, астролябия), жизнь (книги и музыкальные инструменты) и смерть (череп).

Пармиджанино. Автопортрет в выпуклом зеркале. Ок. 1524

 

Если смотреть на вещи сверху или с очень близкого расстояния, они необыкновенно преображаются. Это заметил еще М. Врубель. Его зарисовки воды и камней в прибое, увиденные сверху, фантастичны. Об этом свидетельствуют и фотографии моря, пустыни, гор, сделанные с высоты птичьего полета, или фотографии цветов с большим приближением. Этот же прием используется и в детской субкультуре. Вспомним рисунок-загадку о мексиканце в сомбреро, идущем по железной дороге. Так что можно предложить детям сочинить собственную графическую загадку, нарисовать мир с высоты птичьего полета или мир в чашке чая (отражение комнаты, самого себя), или мир потолка (он особенно интересен в деревенской избе).

М. Эшер. Три сферы II

 

Изучение мифологических смыслов диады верх–низ можно начать с того факта, что она присутствует в нашем обыденном опыте, в наших житейских суждениях, этических и мировоззренческих представлениях, пронизывает в смысловом отношении всю нашу жизнь, тянет за собой целый шлейф оппозиционных ассоциаций. Для наглядности этого тезиса на уроке можно составить таблицу, задавая наводящие вопросы о возможном распределении парных понятий по ориентирам верх–низ:

Изначально в основе диады верх–низ лежали древние представления о мировой оси и божественном движении по ней снизу вверх и сверху вниз, движении, соединяющем и разъединяющем, спасительном и гибельном. Идея мировой оси конкретизируется в мифе о творении путем разъединения Отца-Неба и Матери-Земли (античный миф о Гее и Уране, древнеегипетский о Гебе и Нут), рассечения чудовищного монстра, олицетворяющего Хаос (миф о Тиамат, мифы о победах героев над чудовищами), а также в образах мирового древа, мировой горы, лестницы в небо, Вавилонской башни.

«Понятие верха соотносится также с понятием «новый, молодой». Кроме того, понятие верха олицетворяет дух, душу… соотносится с понятием мирового Разума» (М.М. Маковский).

Для выяснения символических значений иногда достаточно проанализировать загадку про огонь: «В камне спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел». Мы видим здесь, как в вертикаль объединяются понятия горы (в камне спал), мирового древа (по дереву пошел) и зооморфных кодов (сокол), столб жертвенного огня (предмет загадки).

Идея божественного творения-восхождения сохраняется в детской игре с палкой, в которой победителем становится тот, чья рука окажется на самом ее верху.

В качестве творческого задания можно предложить детям создать композиции на темы творения мира: росток мирового древа раздвигает объемные пласты пластилина или глины в рельефе, краски пламени развеивают тьму и структурируют мир согласно спектру огня, бог воздуха Шу поднимает тело Нут над телом Геба, сражение с мифологическими чудовищами типа Гидры, Медузы Горгоны, сон Иакова о лестнице, по которой снуют ангелы, строительство Вавилонской башни, древо Игдрасиль и скандинавский космос и т.д.

ПАРАДОКСЫ ЛЕВОГО И ПРАВОГО, ИЛИ МИР ЗАЗЕРКАЛЬЯ

Оппозиция левое — правое может показаться, по аналогии с правой и левой рукой, оппозицией, организующей мир по горизонтали. Однако при ближайшем рассмотрении это вовсе не так. Левое как оппозиция правому — это мир перевернутый, мир «иной» (возможно, даже и параллельный этому), мир Зазеркалья, очень часто — перевернутый нижний мир, мир смерти.

«Идет направо — песнь заводит, налево — сказку говорит», — многие поколения детей выросли с этими строками Пушкина из «Руслана и Людмилы». В народных сказках выбор между правым и левым оборачивается выбором судьбы: «Кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив... а кто поедет в левую сторону, сам убит будет…»

Для большинства мифологий характерно использование левого как синонима чего-то отрицательного — вспомните «левые» части бинарных оппозиций. Это так укоренилось в коллективной памяти и языке, что перешло в обычай и суеверия. Отрицательная коннотация левого отразилась в выражениях «встать с левой ноги», «плюнуть через левое плечо», «левые», то есть неправедные, деньги. Принято начинать маршировать с левой ноги (первый устрашающий шаг в сторону врага). Переступать порог дома, наоборот, необходимо с правой ноги, дабы не навредить, при встрече мы подаем правую руку, на прощание машем правой рукой, чтобы не возбудить враждебные силы хаоса.

Однокоренным к слову «правый» является «праведный», дорогами мы идем «праведными», и если чувствуем в себе моральное право, то мы правы. Согласно исторической этимологии, «значения «левый», «правый» соотносятся прежде всего со значением «рука»... Надо отметить, что рука человека рассматривалась как своего рода источник предсказания будущего (гадание по руке). В то же время предзнаменованием будущего считалась птица (полет птицы). Отсюда ясна связь между словами со значением «левый» — «правый» и словами со значением «птица»: ср. др.-инд. daksina — «правая рука», гот. taihswa — «правый» и название птицы в англ. диал. daker; русск. «правый» < (pr)auis (ср. и.-е. рег- «птица»: нем. Spar — «скворец», англ. sparrow — «воробей»). Левая рука, в отличие от правой, считалась «нечистой», в связи с чем значение «левый» может соотноситься со значением «очищать (огнем)»; «мыть» (с тем же значением может соотноситься и значение «правый», поскольку правая рука «оскверняется» о левую…» (М.М. Маковский).

Битва Менелая и Гектора за тело Эвфорба. VII в. до н.э.

 

В иной реальности изобразительного искусства свои, зазеркальные, соотношения правого и левого. В симметрических изображениях битв на античных фронтонах и в вазописи быть изображенным слева и ниже (с точки зрения внутреннего зрителя), в сопровождении птицы, с потемневшим ликом или одеждой означало, что чаша весов судьбы склонилась не в твою пользу (Битва Менелая и Гектора за тело Эвфорба. Блюдо VII в. до н.э.). Трансцендентальный мир иконы тоже зеркален по отношению к нам (Богоматерь сидит по правую руку от Христа, а не от нас в деисусе). В реалистической картине левый край мы воспринимаем как тяжелый и тянущий вниз, а правый — как легкий и устремленный вверх.

Деисус. Средник складня. Художник В. Елфимов. 1758

 

С понятием «левое» связана инверсия, перевертывание сущностей. Сам мифологический мир нередко представляется как зеркальный по отношению к обычному, реальному миру. На этом же приеме строятся многие литературные произведения.

На самом легко усваиваемом и наглядном примере инверсия, или зеркальность, воспроизводится в детской игре «Ладушки», построенной на перекрестных и параллельных хлопках играющих. Более сложной является игра в «Зеркало», в которой один из играющих должен повторять все движения другого в зеркальном отражении. Вариантом этой игры является задание написать одно и то же слово правой рукой и одновременно левой, зеркально копируя все движения правой руки, так чтобы руки двигались друг от друга к краям листа. Очень сложно, но тем более интересно и полезно для развития мышления и творческого воображения и фантазии произносить слова наоборот — от конца к началу. В результате получаются странные, фантастические слова, вроде зеркала «Еиналеж» («желание» наоборот) из цикла о Гарри Поттере.

Инверсия, если расширить тему Зазеркалья, включает в себя зеркальное отражение любой асимметричной ситуации. В «Алисе в Зазеркалье» много тому примеров, которые можно использовать как интересные игры-задания:

• Белая Королева объясняет преимущества жизни назад. Точно так же знает будущее герой повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» Янус Полуэктович. Попробуйте «прожить» день (или лето, или какое-нибудь событие) наоборот;

• перевертывание вопросов по типу, едят ли кошки мошек? Едят ли мошки кошек? Из этого могла бы получиться интересная история;

• попробовать нарисовать картинку, которая превратится во что-то иное, когда перевертываешь ее вверх ногами;

• попытаться найти в русском языке зеркальные слова, как это сделал Л. Кэрролл с английскими словами (evil — зло; live — жизнь). В качестве примера: топор — ропот (тема для интересной истории).

Семантические поля (правый / левый / рука / судьба / птица; правый / левый / рука / очистительный огонь; правый / левый / жизнь / смерть; правый / мужчина — левый / женщина; раскрытая правая рука и тайна левой руки), любой из текстов, приведенный в виде примера или сочиненный детьми в результате игры, может быть воплощен средствами изобразительного искусства в виде серии небольших графических работ.

Возможны задания на психологический эксперимент с правой и левой частью изобразительной плоскости.

ПРАКТИКУМ

1. Приведите примеры функционирования бинарных оппозиций исходя из вашего повседневного опыта.

2. Найдите в стихах, в прозе, в сказках примеры использования бинарных оппозиций.

3. Найдите во фреске Рафаэля «Афинская школа» (см. илл.) изображение философской диады верх–низ.

Рафаэль. Афинская школа. 1509–1510

 

4. Попробуйте найти пластический эквивалент первой строфы стихотворения М. Волошина «Космос»:

Созвездьями мерцавшее чело,
Над хаосом поднявшись, отразилось
Обратной тенью в безднах нижних вод.
Разверзлись два смеженных ночью глаза —
И брызнул свет. Два огненных луча,
Скрестясь в воде, сложились в гексаграмму.
Немотные раздвинулись уста,
И поднялось из недр молчанья слово.
И сонмы духов вспыхнули окрест
От первого вселенского дыханья.
Десница подняла материки,
А левая распределила воды,
От чресл размножилась земная тварь,
От жил — растения, от кости — камень,
И двойники — небесный и земной —
Соприкоснулись влажными ступнями.
Господь дохнул на преисподний лик,
И нижний оборотень стал Адамом.
Адам был миром, мир же был Адам.
Он мыслил небом, думал облаками,
Он глиной плотствовал, растеньем рос.
Камнями костенел, зверел страстями,
Он видел солнцем, грезил сны луной,
Гудел планетами, дышал ветрами,
И было все — вверху, как и внизу, —
Исполнено высоких соответствий.

У. Блейк. Сотворение мира. 1794

 

4. Найдите пластический эквивалент стихам Урсулы Ле Гуин из романа «Левая тьма руки»:

Свет — рука левая тьмы, тьма — рука правая света.
Двое в одном, жизнь и смерть сплелись нераздельно,
Как путь и конец.

ЛИТЕРАТУРА

Маковский М.М. Феномен табу в традициях и в языке индоевропейцев. Сущность — формы — развитие. — М., 2000.

Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. — М., 1998.

Родари Дж. Грамматика фантазии. — Алма-Ата, 1982.

Топоров В.Н. Модель мира (мифопоэтическая) / «Мифы народов мира». Энциклопедия. Т. 2. — М., 1980.