Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

 

Марк САРТАН

 

Дом Инвалидов

СОБОР СВЯТОГО ЛЮДОВИКА ДОМА ИНВАЛИДОВ
Архитектор  ЖЮЛЬ АРДУЭН-МАНСАР
1680–1706

 

Один из самых элегантных и величественных архитектурных памятников Парижа официально именуется собором Святого Людовика Дома Инвалидов. Его история началась с того, что Король-солнце озаботился судьбой своих ветеранов. Старые воины, терявшие способность к воинской службе по болезни, из-за ранения или просто в связи с преклонным возрастом, вместе с тем, как правило, теряли и средства к существованию. И монарх решил обеспечить им достойную старость.

Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Фрагмент главного фасада

 

Признаться, это решение было не столько проявлением верховной заботы о несчастных подданных, сколько результатом вполне прагматического подхода. Во-первых, вчерашние ратники не просто быстро нищали, но и пополняли собой армию попрошаек, воров, смутьянов и прочих деклассированных элементов. Проще и дешевле было собрать их в одном месте и кормить, чем вылавливать во время полицейских рейдов и потом сажать в тюрьму. А во-вторых, армия была, говоря нынешними словами, контрактной, а не призывной, и гарантии безбедного существования в старости могли стать дополнительным аргументом вербовщиков. Поэтому горячим сторонником идеи дома для ветеранов стал маркиз де Лувуа, военный министр короля.

Ансамбль Дома Инвалидов

 

Королевский эдикт 1670 г. запустил строительство комплекса. Место для него было выбрано не случайно. Требовалась большая свободная площадка на окраине да еще и недалеко от Сены, чтобы обеспечить удобное снабжение по воде. Плато Гренель подходило по всем параметрам, и уже на следующий год строительство началось.

В 1674 г. второй эдикт подтвердил монаршие намерения. «Мы сочли, что было бы благочестивым и справедливым деянием оградить от бедности и унижений тех несчастных офицеров и солдат наших войск, которые состарились или получили увечья на службе и ныне не только негодны для ее несения, но и лишены возможности заработать себе на пропитание». В том же году было закончено строительство жилых корпусов и прибыли первые поселенцы.

Вскоре Дом Инвалидов наполнился, а потом и переполнился: изначально он был рассчитан на две тысячи проживающих, но в 1714 г. давал пристанище уже четырем тысячам ветеранов армии. Кстати, название учреждения не должно вводить в заблуждение: речь идет не только об инвалидах в современном понимании, но и о просто состарившихся на воинской службе. Когда Пушкин опасался, что ему «в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид», он тоже имел в виду тогдашнее, более широкое значение этого слова.

Повседневная жизнь была строго регламентирована военно-монастырским распорядком дня. Питались по расписанию за огромными столами на 50 человек, носили униформу, работали в мастерских, соблюдали все религиозные церемонии и даже занимались строевыми упражнениями. В спальнях запрещалось курить и принимать пищу, а также пить вино. Женщины в помещения не допускались, но женатые постояльцы могли навещать семью два раза в неделю. Нарушители дисциплины подвергались штрафам и разнообразным наказаниям: от перевода на хлеб и воду до изгнания из учреждения – например, за богохульство.

Тем не менее наличие крыши над головой, медицинское обслуживание и гарантированное питание искупали все трудности. И потому получить право на проживание среди собратьев-ветеранов было весьма нелегко. Требовался воинский стаж не менее десяти лет (а с 1710 г. – двадцати) и рекомендация командира. Исключения делались в редких случаях для серьезно раненных или больных.

Учреждение имело большой успех и стало общеевропейским образцом заботы о бывших воинах. Двоюродный брат Людовика XIV, английский король Карл II, уже в 1681 г. основал для военных ветеранов Королевский госпиталь в Челси. А Петр I, побывавший в Доме Инвалидов в 1717 г., вскоре ввел в Российской армии пенсионную систему.

Сегодня Дом Инвалидов остается военным учреждением. Здесь находится резиденция военного коменданта Парижа, проводятся официальные церемонии и парады и по-прежнему живут ветераны. Огромная коллекция воинских трофеев, доспехов, оружия, знамен и игрушечных солдатиков хранится в Музее Армии, который тоже занимает помещения Дома Инвалидов.

Но все же славу парижской достопримечательности Дому Инвалидов принесла не достойная история, а великолепие его собора с богатым золотым куполом, ставшего одной из главных архитектурных доминант левого берега.

Когда Дом Инвалидов принял первых постояльцев, церковь для них только строилась. Ею занимался архитектор Либераль Брюан, автор проекта всего Дома Инвалидов. Но в 1676 г. Лувуа заменил Брюана молодым Жюлем Ардуэн-Мансаром, который не только довел до конца строительство солдатской церкви, но и представил проект собора, фактически служившего королевской капеллой.

Брюану с его скучноватой и несколько монотонной архитектурой не удалось в должной мере прославить достоинства Короля-солнце, заботливого покровителя своих подданных. Ардуэн-Мансар с лихвой компенсировал недостаток пышности и славы.

Легенда гласит, что архитектору была дана всего неделя для разработки первоначального проекта, что, конечно, недостаточно для такого важного и сложного сооружения. И тогда он обратился к неосуществленному проекту своего двоюродного деда, знаменитого Франсуа Мансара, который планировал построить для Бурбонов усыпальницу в Сен-Дени. Чертежи предка достались его внучатому племяннику по наследству. Он несколько переработал дизайн церкви и представил на высочайшее утверждение, которое и было получено.

Дом Инвалидов. Северный фасад и продольный разрез. Гравюра XVIII в.

 

Традиция крестово-купольных церковных сооружений, столь привычная для России и христианского Востока, на Западе долгое время являлась экзотикой – здесь господствовала базилика, удлиненное здание, разделенное на части продольными рядами колонн. Тем не менее Ардуэн-Мансару было на что опереться. Главная католическая церковь, собор Святого Петра в Риме, была крестово-купольного типа, как и знаменитая Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции. Да и знаменитый старший родственник пробовал свои силы в этом жанре, построив в парижском квартале Маре церковь Посещения Девы Марии.

Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Разрез

 

В плане собор Дома Инвалидов представляет собой равносторонний греческий крест, вписанный в квадрат и увенчанный посередине куполом. Собственно, это несколько упрощенная схема Браманте для собора Святого Петра в Риме. Традиционно угловые капеллы были доступны взгляду только из нефов, а не из центрального подкупольного пространства, отделенного от углов мощными пилонами. Ардуэн-Мансар же прорезал эти пилоны диагональными проходами, открыв тем самым угловые капеллы к середине храма и доведя центрический план до совершенства.

Еще один архитектурный трюк Ардуэн-Мансар применил при строительстве купола. Он приподнял его огромным барабаном с двумя рядами из двенадцати окон да еще и установил сверху фонарь с высоким шпилем, что театрально подчеркнуло его вертикальную направленность.

Но такая конструкция, довольно традиционная, так же традиционно рождала проблему освещения купольной росписи изнутри. Если довольствоваться только окнами барабана, то роспись становилась видимой фактически против света, а если добавить для лучшего освещения центральное отверстие под фонарем, то посреди композиции, в самой ее кульминационной точке оказывалась дырка.

Архитектор применил остроумное сочетание двух куполов. Один, внутренний, освещался окнами нижнего ряда и имел большое отверстие посередине, через которое была видна центральная часть внешнего купола, освещенная невидимыми изнутри окнами второго ряда – их посетителю храма заслоняет внутренний купол.

Великолепно собор выглядит и снаружи, причем здесь внук еще кардинальнее переработал проект деда. Обобщенно форма собора состоит из трех простых геометрических тел: на куб внизу поставлен цилиндр, который увенчан полусферой. Такое сочетание рождает известную проблему соединения куба и цилиндра, потому что если положить круг на квадрат, то часть его неизбежно будет провисать. Перекрытия выступающих углов куба архитектор сделал невидимыми с уровня земли и тем самым избежал задачи сложного сопряжения несхожих объемов.

Другие новации он применил при проектировании барабана. Начать с того, что на барабанах никогда не применялся аттик, второй этаж выше карниза, а здесь он был необходим для устройства хитрого освещения купола изнутри, о котором мы только что рассказали. Кроме того, вместо традиционного чередования окон и несущих конструкций Ардуэн-Мансар позволил себе оставить контрфорсы только по углам, там, где они действительно нужны для поддержки купола. Поэтому четыре окна из двенадцати оказались ими обрамлены, а остальные восемь объединены попарно.

Это повлекло за собой неожиданное для классической архитектуры отсутствие окна над главным входом. Барабан как бы повернут вокруг своей оси на 1/24 окружности, и потому над острием фронтона вместо окна оказалась пара колонн. Более того, архитектор подчеркнул свое смелое решение тем, что фонарь на самом верху купола тоже смотрит на зрителя не отверстием, а угловой гранью. И что удивительно, такой переход от углублений на первых двух этажах к заполненному пространству на следующих вовсе не нарушает центральный акцент главного фасада. Чувство меры и художественный вкус оказались выше академических правил.

Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Роспись купола

 

Как и положено королевской церкви, собор Дома инвалидов богато украшен и внутри и снаружи. Военная тематика отразилась в стилизованном изображении военных трофеев на позолоченном куполе. О династии Бурбонов напоминают три королевские лилии на центральном фронтоне. А статуи Людовика Святого и Карла Великого (соответственно слева и справа от входа) свидетельствуют о величии королевского дома, славного грандиозными деяниями этих монархов.

Кстати, Людовик Святой осеняет входящих терновым венцом – намек на историю Сент-Шапель. А Карл Великий, коронованный в свое время императором, держит в левой руке державу, символ императорской власти. Понятное дело, отблеск славы венценосных предков падает и на Короля-солнце – такая вот монументальная пропаганда XVII века.

В 1840 году в соборе Дома инвалидов захоронили прах Наполеона, умершего в изгнании на далеком острове Святой Елены. Позднее его могила была устроена с подобающей пышностью, и с тех пор не прекращается поток желающих поклониться памяти императора.