Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №18/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Полтавский бой

 

И грянул бой, Полтавский бой!
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся сплеча…
О славный час! О славный вид!
Еще напор — и враг бежит…

Н. Лармессен. Полтавская баталия 27 июня 1709 г. 1725

 

Cтроки пушкинской поэмы уместно вспомнить на великолепной масштабной выставке «Полтавская баталия 27 июня 1709 г.», посвященной ее трехсотлетию. В Историческом музее представлено более 400 экспонатов из российских и шведских музеев. Здесь можно узнать о Полтавской битве все: что ей предшествовало, как она готовилась, как проходила, кто ею руководил, какое оружие использовалось, как были одеты военачальники, солдаты обеих армий, как выглядели в ту пору карты, жалованные грамоты, о чем писали в письмах, в дневниках император Петр I, шведский король Карл XII, какими предметами пользовались в то время...

Портрет С.Л. Бухвостова.
Неизвестный художник по гравюре М.И. Махаева.
XVIII в.

Неизвестный художник.
Шведский кирасир.
1858

Офицер и солдат лейб-гвардии
Преображенского полка.

Акварель XIX в.

Хорошо срежиссированная выставка во вступительном разделе прослеживает исторические события, предшествовавшие Полтавской битве: «нарвская конфузия» русской армии, победы Карла XII в Саксонии и Польше, вторжение его армии в Россию. Благодаря умелому сопоставлению материалов, оригинальным экспозицинным ходам выставка не выглядит скучной, монотонной, перегруженной, и зритель может представить, как все происходило триста лет назад, изучая документы, архивные материалы, карты, медали, грамоты, картины, гравюры.

Вот центральный экспонат: огромное полотно «Полтавский бой» (1726) П.Д.Мартена, помогающее представить расположение двух армий, вооружение того времени и пр. Очень важную роль на выставке играют гравюры, их много, на стенах по периметру зала и в отдельных витринах вместе с другими экспонатами. Они подобны визуальным историческим «хроникам», иллюстрирующим крупные события, происходившие в то время в России и Швеции (сражение при Нарве, штурм шведской крепости Нотебург и др.). Именно гравюры, большие и малые, с изображением Полтавского боя создают у зрителей иллюзию соприсутствия.

Задействованы здесь и новые технологии, например мультимедийная установка в виде стола. Как только до него дотронешься, возникают картинки, изображающие разные этапы Полтавского сражения.

Неизвестный художник. Апофеоз Петра I. Середина XVIII в.

 

Чрезвычайно любопытно читать и рассматривать дневники и письма (Петра I графу Б.П.Шереметеву), великолепные жалованные грамоты за Полтаву (генерал-фельдмаршалу князю М.М.Голицыну). Много на выставке изображений Петра I — на гравюрах, картинах, рельефах, монетах. Есть даже камзол царя, который был на нем во время битвы.

«Держит» экспозицию большая бронзовая шведская пушка на колесном лафете (1708). И, конечно, впечатляют знамена. В стеклянной витрине на полу — штандарт гвардейского конного полка Швеции начала XVIII века. Среди русских знамен выделяется знамя Преображенского полка (1706). Как известно, Петр придавал большое значение оформлению знамен и сам принимал участие в разработке эскизов.

Ш. Симоно. Завершающая стадия Полтавского сражения. 1725

 

Большое место здесь занимает оружие: немецкие строевые пистолеты, алебарды, кремневые ружья, невероятно длинные копья для защиты от вражеской конницы, шпаги. Украшают выставку разные мелкие предметы: нательные кресты, иконки, табакерки. Есть даже полтавские монеты – и найденные на поле битвы, и из Музея Армии Швеции (видимо, спрятанные шведским офицером). А с портретов взирают на зрителей соратники Петра I: граф Я.В.Брюс, граф Г.П.Чернышев, князь А.Д.Меншиков, благодаря удачным действиям которого участь главного сражения была решена заранее.