Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Ни Цзань

НИ ЦЗАНЬ
ОСЕННИЕ ДЕРЕВЬЯ НА РЕЧНОМ ОСТРОВКЕ
1371. Свиток на бумаге, тушь. Собрание С.С. Ван, Нью-Йорк

 

Самым лиричным и тонким живописцем периода монгольского владычества в Китае был Ни Цзань (1301–1374), каллиграф и поэт, удалившийся от столицы и проведший свою жизнь в далекой провинции. Изучая природу, он искал способ выразить через нее свое настроение и передать дух времени, наложивший печать скорби и печали на его завоеванную иноземцами страну.

Пейзажи его, написанные на мягкой пористой белоснежной, легко пропускающей влагу бумаге черной тушью, достаточно однотипны, легко узнаваемы, просты и немногословны. Они подобны сновидениям. В них обычно изображаются небольшие островки, затерянные в водных просторах, выросшие на них группы тонких высоких деревьев, разъединенные пространством воды.

Ни Цзань. Хижина мудреца осенней порой.
XIV в. Музей Гугун, Пекин

 

Вытянутая кверху форма свитка позволяет ощутить огромность и пустынность мира, чему способствует большой разрыв между передним, четко прописанным планом и туманными горами в верхней части свитка. Используя прием «сухой туши» и легко нанося чуть влажной «сухой кистью» скупые штрихи, художник передавал ощущение прозрачности осеннего воздуха, легкое движение ветвей обнаженных деревьев, навевающих настроение печали и глубокой задумчивости.

Ни Цзань.
Павильон под соснами.
1354

Ни Цзань.
Вода и бамбуковый домик.
XIV в.

Особое значение в картинах Ни Цзаня приобрели разросшиеся сравнительно с картинами прошлых эпох каллиграфические надписи, таящие в себе намек, скрытый подтекст. Эти надписи, выполненные легкими, близкими стилю живописи иероглифическими знаками, украшающими картину, таили в себе символический смысл, понятный только посвященным.

Ван И, Ни Цзань (написал сосну и камни). Портрет ученого и поэта.
Яна Чжуси. 1363. Музей Гугун, Пекин

 

Манере Ни Цзаня подражали многие последующие художники, среди которых самым близким выразителем его лирических настроений был Ча Шибяо (1615–1698), коллекционер и знаток классической живописи.