Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

«Я встаю в 6 утра и читаю Гегеля»

Такая фраза вышита красными нитками на детском платьице — работа актуальных петербургских художниц Цапли и Глюкли. Что это? Призыв к интеллектуальному чтению или пропагандирование вышивки как спасения от стереотипов и стандартов современного общества? Выставка «Рукоделие» в галерее «Проун» погружает нас в мир вышивки, здесь прослеживается ее роль в истории русского искусства ХХ века. Это первый раздел двухчастного выставочного проекта «Ручной труд». Второй раздел — «Индпошив» — будет посвящен авторскому дизайну тканей и одежды.

В начале ХХ века художники в России и на Западе открыли для себя огромные возможности вышивки, расширяющей творческие горизонты, обогащающей средства выразительности, художественный язык. Вышивка в разные эпохи звучала по-разному, став прибежищем художников, в сложных ситуациях позволяя решать разные профессиональные задачи.

М. Якунчикова. Вышивка. 1898

 

В вышивках конца XIX — начала XX века прослеживается влияние живописи (М.Якунчикова, Н.Псищева, К.Левашова…). Прожившая всего 32 года Якунчикова была блистательным художником, графиком, занималась деревянной игрушкой, гобеленом, вышивкой, аппликацией, участвовала в выставках «Мира искусства». Об ее изощренном мастерстве вышивальщицы свидетельствуют вышивки 1897–1898 гг. — самого плодотворного периода ее творчества.

А миниатюрные вышивки Псищевой, также ушедшей из жизни в 32 года, словно переносят в более раннюю эпоху и напоминают живописные работы, выполненные в неброских цветах, — приглушенные зеленые, синие, бежевые, желтые, сиреневые. Разные стежки то сплетаются в прихотливую крону деревьев, то мягкими овальными линиями обозначают женские фигуры в старинных платьях, облака, озера.

К. Левашова. Натюрморт. 1920-е

 

На расстоянии роскошный «Натюрморт» (1920) Левашовой, аппликация из шелка, кажется выполненным широкими живописными мазками. Лоскутки соединены грубыми рельефными швами таким образом, что возникает удивительная игра световых рефлексов и хорошо ощущается трехмерность.

Выставка прослеживает возрождение традиций народной вышивки на примерах русских и украинских мастерских, возглавляемых известными художниками: М.Якунчиковой и А.Кольцовой-Бычковой, В.Кричевским, Е.Прибыльской, А.Быховским…

Обучавшаяся в студии Быховского М.Петрова использовала новые приемы в вышивании. Работы серии «Русские швы» (1920) напоминают о конструктивном аналитическом подходе к построению формы и композиции. Используя геометрические элементы, игру светотени, она добивалась новых декоративных эффектов («Цветы»). Очень неординарна вышивка по эскизу знаменитого авангардиста Н.Кулибина «Женский портрет» (1913): вовсе не в стилистике вышивки, а чисто экспериментальная работа.

В. Вульф. Свеча. 1922

 

Один из самых красивых разделов выставки — аппликации В.Вульф, сестры Якунчиковой: интерьеры, пейзажи, портреты. В своих работах с тонко подобранными по оттенкам шелковыми лоскутами она умела создавать подходящую атмосферу, передавать настроение («Свеча», 1922).

А. Экстер. Сумка. 1915

 

Одна из шести «амазонок» русского авангарда А. Экстер всю жизнь была страстно увлечена вышивкой. Вместе с Н.Давыдовой она руководила артелью вышивальщиц «Вербовка», члены которой собирали старинные крестьянские вышивки, варьировалии их, соединяя с современными формами на сумках, поясах, подушках. Артель превратилась в уникальную лабораторию авангардистского искусства. Беспредметная живопись обрела в вышивках мастериц новое звучание: супрематические эскизы набросков для них создавали О.Розанова, Л.Попова, Н.Удальцова, изумительные сумки с супрематической вышивкой делала Экстер.

А. Кольцова-Бычкова. Панно. 1924–1925

 

Эффектные полуабстрактные панно, яркие и контрастные, А.Кольцовой-Бычковой напоминают райский сад. Она свободно и дерзко экспериментировала с тканями — холст, шелк, бархат, сукно, парча, умело обыгрывала их фактурные возможности. Останавливает внимание брошь ее работы из шерстяных нитей, стекляруса и войлока: броская, выразительная, решенная остро и лаконично.

Украинские мастера блестяще работали в технике вышивки гладью, позволяющей в полную силу выявить декоративные возможности шелковых ниток. Необычайно хороши и экспрессивны, с очень динамичными линиями, колористически богатые, с необычным видением реальности вышивки, наволочки Г.Собачко, украшенные цветочными орнаментами. Она училась в мастерской Скопцы на Полтавщине. Собачко — мастер движения. В эскизах для диванных подушек, свободных и темпераментных, часто использовались диагональные композиции, в которых прихотливо изгибаются ветки, листья, цветы.

По словам директора галереи «Проун» Марины Лошак, материала по вышивкам очень мало, выставка готовилась долго, вещи оказались в разной степени сохранности — ткань многих из них «поехала», нуждается в реставрации.

Чрезвычайно любопытен и современный раздел с работами известных отечественных художников, активно работающих с техникой вышивки, причем не только женщин, но и мужчин. Самый изощренный, изобретательный экспериментатор в технике вышивки Л.Тишков, — автор оригинальных вышивок и целого семейства вышитых объектов — Даблоидов: остроумных, веселых и грустных созданий в форме ступни человека.

И. Затуловская. Из серии «Евгений Онегин». 2007

 

Самое необычное применение вышивке в современном искусстве нашла И. Затуловская. Прелестны ее утонченные аппликации из шерсти с шелковой вышивкой серии «Евгений Онегин» (2007) — иллюстрации к репринту последнего прижизненного издания пушкинского романа. Это необыкновенно живой и свежий современный примитив.

Выставка-исследование показывает многообразие и богатые материальные свойства вышивки, роль народной вышивки в поиске новых форм у авангардистов. И сегодня актуальные художники обращаются к вышивке и успешно работают с ней, обнаруживая все новые средства выразительности.