Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2009

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Людмила ЛАМЫКИНА,
кандидат педагогических наук, Москва

 

Специфика
художественного познания

 

Неточность интерпретации

Прошло уже много лет с момента введения в расписание общеобразовательной школы предмета «Мировая художественная культура», но проблема подготовленности учителя к его преподаванию и по сей день актуальна. С 1994 по 2002 г. одних программ, которые внесли изменения в концептуальные подходы как к предмету, так и к его содержанию, сменилось более девяти.

Содержанием большинства программ, появившихся после программы автора предмета Л.М.Предтеченской, являлась зачастую обобщенная историко-культурологическая, реже искусствоведческая характеристика мировой художественной культуры от древности до современности.

Появление полипрограммности по мировой художественной культуре, с одной стороны, расширило рамки данной дисциплины относительно тематического содержания предмета, заявленного изначально. В первой программе изучение начиналось с художественной культуры эпохи Просвещения, все же последующие программы рассматривают мировую художественную культуру начиная с более ранних эпох. С другой стороны, несмотря на явное содержательное преимущество, все они так или иначе уводили предмет от статуса художественного.

Получалось, что в этих программах хотя и отражались такие своеобразные качества МХК, как мировоззренческая направленность, интегрированный характер, полихудожественность, однако отсутствовали характеристики, свойственные предметам искусства. В них не было наиболее значимого свойства художественного познания — проживание художественного образа в процессе приобщения школьников к шедеврам мирового искусства, не предполагалось чувственно-эмоциональное погружение в ткань произведений искусства. А ведь именно благодаря такому подходу создаются наиболее благоприятные условия для творческой самореализации школьников средствами искусства. Так в трактовке многих авторов программ мировая художественная культура постепенно превратилась в научную, а не художественную дисциплину.

Неточность интерпретации сущности и концептуальных основ данного предмета в изложении разных авторов была замечена рядом ученых-педагогов: «Не история или мифология должны быть стержнем предмета, а искусство, как было задумано автором предмета» (Б.М.Неменский); «МХК не является историей искусств, это не познавательно-информационный курс, а практически-творческое освоение художественной культуры (А.А.Мелик-Пашаев).

Таким образом, своеобразие предмета «Мировая художественная культура», различные концептуальные подходы к его пониманию, а соответственно и различные методики преподавания являются и на сегодня проблемой при подготовке учителя к ведению данной школьной дисциплины.

Вернуться к истокам

Найти правильное решение данной проблемы, на мой взгляд, можно, только вернувшись к концептуальным позициям Л.М.Предтеченской, автора этого уникального предмета. Человека, доказавшего глубочайшую важность встреч с искусством — кладезем мудрости мысли и чувств — для становления личности старшеклассников. Ведь именно Лией Михайловной в основу предмета была положена специфическая особенность искусства: выражать дух своего времени, его ритм, жизненную силу, способность воздействовать на духовный мир личности, обобщая и передавая через художественные произведения опыт эстетического отношения человека к действительности, способность преображать окружающий мир силой творческого воображения.

И не просто вернуться, а постараться вникнуть в их глубинный смысл, который, к сожалению, все дальше и дальше отодвигается от учителя МХК.

В концептуальных позициях программы, реализующей содержание, Лией Михайловной были обозначены системообразующие принципы: историзм, опора на творческий метод, интеграция искусства, опора на законы искусства, целостность восприятия искусства, вариативность, дифференциация и индивидуализация. Сочетание данных принципов подчеркивало своеобразие МХК и как школьной дисциплины, и как предмета искусства.

Согласитесь, как все логично и понятно в реализации целей и учебных задач, решаемых в ходе изучения предмета.

Для того чтобы понять взаимосвязь и взаимозависимость художественных явлений и явлений общественной жизни, их следует рассматривать в историческом развитии. Поэтому именно принцип историзма является основным в построении программы предмета.

Чтобы войти в мир искусства, знать и понимать его язык, необходимо быть вдумчивым читателем, зрителем и слушателем. Художественное образование в старших классах совершенно естественно требует дальнейшего развития знаний о языке искусств, полученных ранее на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы. Этому способствует опора на творческий метод, который позволяет школьникам выявить духовные, нравственные и эстетические доминанты эпохи, отраженные в конкретном художественном произведении, понять, почему именно такие художественные средства выбраны автором для полноты выражения мысли.

Все выделенные системообразующие принципы обусловлены самой жизнью и общими закономерностями развития искусства. На уроках мировой художественной культуры комплексно и синхронно изучаются отечественная и зарубежная художественная культура, ее явления, течения и направления в разные исторические периоды. При этом содержание предмета полихудожественно, ибо включает разнообразные виды искусства: литературу, изобразительное искусство, музыку, театр, кино. Каждое из них живет в учебном курсе по своим законам, но между ними устанавливаются тесные связи. Кроме того, данные принципы обеспечивают взаимосвязь мировой художественной культуры с другими школьными предметами (музыкой, литературой, изобразительным искусством, историей), а также способствуют дифференцированному и индивидуальному подходу к учащимся.

Теоретической базой программы являлся комплекс исследований отечественных ученых — философов, психологов, социологов, искусствоведов, педагогов — о функционировании искусства в жизни человека (Л.И.Божович, Т.В.Драгуновой, И.С.Кона и других). Если же мы посмотрим программы, то вряд ли сможем найти в пояснительных записках и методических рекомендациях, на какую теоретическую базу опирался их автор.

По замыслу Лии Михайловны, данная дисциплина имела статус художественной, так как предполагала обогащение духовного мира школьников, воспитание их чувств через «проживание опыта поколений, заложенного в произведениях искусства, тем самым способствуя приобретению ими личностного опыта переживаний эмоционально-ценностных состояний».

Статус предмета искусства подтверждался также реализацией взаимосвязи общепедагогических принципов с принципами художественной педагогики в формировании содержания занятий и их организации, то есть образности, целостности, ассоциативных связей разных видов искусства.

Цели, задачи, методика преподавания

Наконец, на принадлежность МХК к художественным дисциплинам указывали в программе ее цель и задачи.

Цель связана с формированием личности старшеклассника силой воздействия различных видов искусства. А задачи направлены на выполнение предназначения предметов искусства в школе, то есть на: воспитание художественного вкуса (как психологического механизма адекватного восприятия произведений искусства), ибо «осуществить выбор между искусством и пошлостью может только человек со сформированными критериями» (Б.М.Неменский); формирование художественного сознания (самостоятельности мышления, взглядов, позиций, идеалов); художественное образование (расширение знаний в области истории и теории искусства, эстетики и других изучающих искусство наук); художественное научение (развитие способности личности к художественному творчеству).

Как видим, авторская концепция Предтеченской показывает, что предмет МХК направлен на художественный способ познания старшеклассниками мира. Данный подход в полной мере отражает целеполагание современного образования, ибо создает условия для самоопределения и самореализации старшеклассников.

Выработке собственной активной позиции школьников способствует и методика преподавания МХК, предложенная основателем этого предмета. В основу организации урока МХК как урока искусства был положен метод художественно-педагогической драматургии. Данный метод, опирающийся на принципы проблемного обучения и законы театральной драматургии, способствует целенаправленным действиям, организующим на уроке МХК живой процесс общения учащихся с произведениями искусства, активизирует их самостоятельную творческую деятельность.

Итак, мы все еще раз убеждаемся, что «Мировая художественная культура» задумана Л.М.Предтеченской как предмет, существенно отличающийся от всех традиционных школьных дисциплин рядом своеобразных качеств, проявляющихся комплексно:

• мировоззренческой направленностью;

• интегрированным характером;

• полихудожественностью;

• статусом предмета искусства;

• множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию.

Составляющие педагогического мастерства

Понятно, что своеобразие предмета МХК требует специальной педагогической организации художественно-творческого процесса преподавания. Сюда следует отнести содержание, методы и формы организации занятий, критерии качества преподавания.

В целом, современные ученые считают важными следующие качества личности учителя: призвание и многогранность проявляемых интересов, интуицию, педагогический такт, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, толерантность, высокий уровень профессионализма, проявляющийся в знании своего предмета, а также комплекса социально-философских, психолого-педагогических и прикладных наук.

Как известно, эти составляющие педагогического мастерства одинаково важны для учителя любого профиля, в том числе и художественно-эстетического. Педагогическое мастерство способствует выполнению требований к преподаванию конкретного учебного предмета. В области преподавания предметов искусства среди таких требований стоит выделить следующие:

• личностно-ориентированную направленность преподавания;

• полипрофессиональный подход к преподаванию;

• художественно-творческий характер преподавания.

Выбор данных требований связан с той спецификой художественного познания мира, которая характерна для всех предметов художественно-эстетического профиля и придает им статус предметов искусства. Вместе с тем учебный предмет «Мировая художественная культура», как отмечалось выше, обладает еще и другим своеобразием — мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию. Поэтому перечисленные требования к преподаванию рассмотрим через призму такого своеобразия.

Личностно-ориентированная направленность преподавания мировой художественной культуры (как и других предметов искусства) связана с целевыми установками образования и социальными функциями искусства. Условно сгруппируем их парами:

• преобразовательная и оценочная функция искусства способствует развитию эмоционально-ценностной сферы ученика;

• познавательная функция искусства влияет на его интеллектуальную сферу;

• коммуникативная оказывает воздействие на социально-культурное развитие.

Если следовать концептуальной линии, выдвинутой Л.М.Предтеченской, в основе личностно-ориентированного преподавания мировой художественной культуры лежит художественный способ познания окружающего мира. Такой способ познания предполагает эмоционально-нравственный отклик школьников на искусство и окружающую действительность на основе художественно-образного восприятия.

Существенный компонент

Полипрофессиональный подход к преподаванию заложен в полипредметной основе МХК. Преподавание этого предмета имеет широкие возможности в личностном развитии обучающихся, связанные с представленностью в нем разных видов искусств. Немало этому способствует и тот факт, что предмет «Мировая художественная культура», имея полипредметную основу и включая в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин, позволяет школьникам рассматривать знания о мире и человеке на качественно новом целостном уровне.

Многочисленные исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Неменская, Т.В.Челышева), а значит, и на полипрофессиональный подход к преподаванию предмета МХК. Понятно, что такое деление тоже весьма условно. Оно необходимо нам, чтобы подчеркнуть многогранность профессиональных действий учителя, требующих от него предполагаемого эффекта по каждой из этих функций, но проявляющихся на практике целостно.

Итак, мы видим: с одной стороны, преподавание МХК обусловлено общепедагогическими функциями учителя, реализующимися при решении воспитательных и обучающих задач. С другой — психологическими функциями, обеспечивающими многогранное развитие личности обучающегося и межличностное взаимодействие на уровне субъект-субъектного общения в триаде «автор — учитель — ученик». Данные функции реализуются, как известно, в процессе преподавания любого предмета искусства. Однако в МХК они окрашены специфическими функциями, отличающимися от предметов «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». В «Мировой художественной культуре» более глубоко осуществляется искусствоведческое и культурологическое образование старшеклассников, которое имеет как обобщающий, так и конкретный характер. Выстраивается цепочка: исходная эпоха — художественное направление (течение) — авторская позиция — ее транслятор (исполнитель) — ее адресат (читатель, зритель, слушатель) — система эмоционально-интеллектуальных отношений, взглядов, позиций — социум и новая эпоха.

Кроме того, существует некоторое отличие творческой направленности преподавания МХК от других художественных дисциплин. В процессе преподавания музыки, литературы и изобразительного искусства активно осуществляется прикладное исполнительство учащихся, которое носит весьма конкретный характер (пение, рисование, художественное конструирование, танцы, чтение стихов и прозы и пр.). Преподавание МХК не исключает такого исполнительства, но предполагает еще художественное творчество старшеклассников в разных интегративных видах, таких как сочинительство, режиссура, актерское творчество, творчество сценариста и др.

Поэтому целесообразно рассматривать художественно-творческий характер занятий как одно из важных требований к преподаванию мировой художественной культуры, как существенный компонент специфической деятельности учителя. Такой характер обусловлен психологией искусства, его творческим потенциалом и педагогической организацией художественно-творческого процесса.

Три психологических свойства

Художественно-творческий характер преподавания следует рассматривать через три психологических свойства искусства: искусство как познание, искусство как катарсис, искусство и жизнь.

Опираясь на исследования Л.С.Выготского, определим искусство как «особый способ мышления», так как «механизм психологических процессов, соответствующих произведению искусства», заключается в том, что «основой художественного переживания становится образность, а общим его характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса».

В связи с этим художественно-творческий характер преподавания МХК (как и любого другого предмета искусства) проявляется прежде всего в эмоциональном отклике учеников на художественный образ, что мотивирует их на его осознание. Мыслительные процессы, интеллектуальные операции — это «как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения» (Л.С.Выготский). Следовательно, художественно-творческий характер как одно из требований к преподаванию МХК выражается в том, что разное толкование произведений искусства есть результат разного их проживания, а это, в свою очередь, зависит от свойств конкретной личности.

Другой важной стороной художественно-творческого характера преподавания МХК является «катарсис эстетической реакции», заключающийся, по мнению Л.С.Выготского, в превращении аффектов, которые являются особенностью всякого искусства, «в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны…». То есть при восприятии искусства, с одной стороны, у обучающегося возникают чувства, с другой — фантазии, которые основаны на аффектах и вызывают эстетическую реакцию. «На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство».

Следовательно, произведение любого вида искусства, рассматриваемое в процессе преподавания МХК, «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Это делает проживание произведения искусства моментом душевной разрядки (гр. кatharsis — очищение), которую испытывает обучающийся в процессе сопереживания, что и определяет его эмоционально-ценностное развитие.

Не менее значимым психологическим фактором в художественно-творческом характере преподавания МХК является то, что искусство, совершая катарсис и вызывая в человеке самые важные личные потрясения, осуществляет при этом социальное действие. По меткому выражению Л.С.Выготского, «искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». То есть искусство есть механизм как личностного, так и общественного развития.

Справедливы поэтому слова Д.Б.Кабалевского, что сверхзадачей уроков музыки является связь искусства с жизнью. Эту мысль можно отнести ко всем предметам искусства, в том числе и к мировой художественной культуре.

Понятно, что деление требований к преподаванию МХК на личностно-ориентированную направленность, по-липрофессиональный подход и художественно творческий характер весьма условно. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Вместе с тем каждый из них значительно влияет на педагогические действия учителя, что, в свою очередь, требует от него соответствующей профессиональной готовности к ведению предмета.