Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №12/2009

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Людмила ПЕШИКОВА,
кандидат педагогических наук

 

Мы выбираем программу  Предтеченской

Уже десять лет нет с нами Лии Михайловны Предтеченской (1922–1999), выдающегося педагога, автора программы и школьного предмета «Мировая художественная культура». Светлой памяти Лии Михайловны мы посвящаем публикации о ней и о деле ее жизни и всероссийскую конференцию «Мировая художественная культура в современной школе», которая прошла 15–16 мая 2009 года в Санкт-Петербурге, городе, где родился школьный художественно-интегральный предмет, вскоре получивший короткое название МХК.

 

Как гимнастика выпрямляет тело,
так искусство выпрямляет душу.
Познавая ценности искусства,
человек познает человеческое в человеке.
В. Сухомлинский

Цель предмета «Мировая
художественная культура» –
силой воздействия различных
искусств в их комплексе формировать
духовный мир школьника, его
нравственность, эстетическую
восприимчивость в особо ответственный
возрастной период развития —
период перехода к самостоятельности.
Л. Предтеченская

 

«Я — счастливый человек!»

Судьба связала меня с Лией Михайловной Предтеченской еще в школьные годы. В конце 1960-х я училась в 397-й школе Ленинграда, где она преподавала историю. По четвергам после уроков ее кабинет был переполнен — в него собирались на факультатив по искусству не только старшеклассники, но и учителя. Звучала прекрасная классическая музыка, из темноты возникали на экране картины выдающихся художников, все слушали вдохновенный рассказ Лии Михайловны… Так на моих глазах происходило рождение нового школьного предмета. Лия Михайловна дала ему название, которое долго пришлось отстаивать: «Мировая художественная культура».

МХК стало делом и моей жизни, общение с Лией Михайловной сформировало меня как человека, учителя, гражданина, научило любить жизнь, людей, добиваться успеха, испытывать счастье от умения ОТДАВАТЬ.

Так же о Лии Михайловне, о той роли, которую она сыграла в их жизни, могут сказать и мои коллеги — учителя, методисты, педагоги, с которыми мы прошли вместе путь экспериментального преподавания и научной разработки мировой художественной культуры и которые по сей день продолжают дело Лии Михайловны в разных регионах России — наше общее дело духовного воспитания школьников силой и средствами искусства. Это Любовь Максимовна Ванюшкина (С.-Петербург), Дина Абрамовна Темкина (С.-Петербург), Анна Константиновна Купкель (Пермь), Валерия Францевна Реут (Москва), Тамара Васильевна Челышева (Москва), Людмила Васильевна Ламыкина (Москва), Оксана Евгеньевна Наделяева (Чита), Анна Васильевна Кириллова (Мурманск), Наталья Анисимовна Леухина (Астрахань) и многие другие «птенцы гнезда Предтеченской».

«Я — счастливый человек!» — часто говорила Лия Михайловна. И она действительно чувствовала себя счастливым человеком, несмотря на то что в ее жизни было много трагических событий, трудностей, изнурительной борьбы. В 1941-м ей было девятнадцать, когда, едва успев поступить на исторический факультет Ленинградского государственного университета, она по зову сердца умчалась на фронт защищать родину и всю войну прослужила в воздушно-десантных войсках радисткой, была ранена. Праздник Победы 9 мая всегда был самым главным праздником ее жизни. Красивая, женственная, прикрепив медали и другие военные знаки отличия на праздничный костюм, она каждый год в течение пятидесяти послевоенных лет встречалась со своими однополчанами. И каждый год ходила на встречу в «подшефную» школу, где ее всегда ждали, заваливали цветами и внимали ее рассказам о войне, о подвигах, о мужественных настоящих людях. И всегда Лия Михайловна рассказывала нам об этих встречах «со слезами на глазах», они были неотъемлемой частью ее счастливой жизни.

После войны, вернувшись в Ленинград, она продолжила учебу на историческом факультете. Она уже была другой, многое в жизни испытавшей, и на руках у нее был маленький сынишка. В университете Лия Михайловна увлеклась историей культуры, писала дипломную работу по культуре времени декабристов у Анатолия Васильевича Предтеченского, профессора университета, который впоследствии стал ее мужем. Затем работа в школе — любимая, очень нужная работа учителем истории. Она была талантливым учителем и классным руководителем, прирожденным воспитателем, заинтересованным в каждом подростке, боровшимся за их души, помогавшим найти себя в жизни — так говорят о ней ее бывшие ученики.

Недавно я прочитала в одном из интернет-журналов школьные воспоминания Оксаны Дмитриевoй, теперь одного из лидеров партии «Справедливая Россия»: она с большой благодарностью вспоминает уроки истории и мировой художественной культуры, которые вела в 397-й школе Лия Михайловна Предтеченская. 13 января 2004 года этой школе-гимназии г. Санкт-Петербурга было присвоено имя Галины Старовойтовой, которая была любимой ученицей самого любимого класса Лии Михайловны, с которым после их выпуска они встречались каждый год…

Как мечта становилась былью

В середине 1960-х в Кировском районе Ленинграда открыли школу № 397, в которой учились только старшеклассники, учащиеся 9–11-х классов. Школа готовила своих учеников к жизни: два раза в неделю мы ходили «на практику» в различные цеха Кировского завода, в зависимости от выбранной специальности. Директор школы Анатолий Иванович Тодорский, талантливый педагог, в прошлом ученик А.С. Макаренко, был по-настоящему передовым человеком своего времени, эпохи свободолюбивых «шестидесятников», и делал акцент на духовно-нравственном воспитании и личностном развитии молодых людей. Используя современные термины, можно сказать, что он осуществлял «личностно-ориентированный подход» в образовании.

В школе подобрался замечательный коллектив учителей, возникла прекрасная творческая атмосфера. И не случайно, что именно в этой школе родился новый предмет «Мировая художественная культура», который будет впоследствии признан открытием российской педагогики ХХ века. И не только российской — мировой, им должны гордиться российская школа и педагогическая наука!

Лия Михайловна так вспоминала эти дни 25 лет спустя в небольшом, написанном от руки очерке, обнаруженном мною случайно в ее архиве и имеющем название «Немного истории»:

«История школьного предмета «Мировая художественная культура», как в капле воды, отражает историю нашей страны последнего тридцатилетия.

Предмет родился давно — в начале шестидесятых. В 50-е годы мы впервые только лишь заглянули в наше прошлое и ужаснулись, увидев, что давно стали рабами. Но наступила «оттепель». В «Новом мире» был напечатан «Один день Ивана Денисовича». Выступления поэтов, бардов собирали огромные аудитории. Головокружительные достижения физических наук вызвали страстные дискуссии «физиков и лириков». Кто более необходим отечеству? Чья деятельность способна вырвать человека из духовного и физического рабства? Физики предлагали холодильники, машины и полеты в космос. Лирики обращались к человеческой душе, к нашему прошлому и настоящему.

На творчество «лириков» обратило внимание высокое руководство страны и… объявило произведения самых талантливых чуждыми советскому человеку и социалистическому строю. Среди них были Пастернак, Шнитке, Эрнст Неизвестный, Вознесенский, Евтушенко, Высоцкий. В школьном учебнике истории для 9-го класса, в главе о культуре, впервые появились имена импрессионистов, Ван Гога, но их творчество наглядно демонстрировало «глубину кризиса буржуазной культуры и идеологии»…

В это время мне предложили написать главу о культуре в книгу для учителя — так началась разработка школьного курса «Мировая художественная культура». Два замечательных человека помогли ему утвердиться: Анатолий Иванович Тодорский, директор 397-й ленинградской школы, в которой я работала, и Дмитрий Борисович Кабалевский, выдающийся композитор, общественный и государственный деятель.

Анатолий Иванович Тодорский взял на себя смелость — по тем временам неслыханную! — включить МХК в расписание уроков и позволил мне «официально» вести этот предмет в своей школе. Помогал, хвалил, защищал, увлеклись ученики, на уроки стали приходить учителя из других школ Ленинграда.

Узнал о предмете Дмитрий Борисович Кабалевский, приехал в школу, побывал на занятиях. Потом пригласил работать в Научном совете по проблемам эстетического воспитания, только что созданном по его настоянию при Президиуме АПН СССР. Там в 1968 г. состоялось первое серьезное обсуждение программы «Мировая художественная культура». В нем участвовали такие известные деятели культуры, как писатель Лев Кассиль, кинорежиссеры Григорий Рошаль, Сергей Герасимов, художники Юрий Пименов, Борис Неменский, искусствоведы, психологи, педагоги и даже министры. И был бой. Были яркие заинтересованные выступления. Неожиданно для меня, автора, в программе отмечались искусствоведческие и педагогические открытия, о которых я и не думала. Много ценных советов было тогда высказано. Приняли решение программу МХК публиковать и начать ее экспериментальную проверку на факультативных занятиях в школах.

Безумная идея начала реализовываться. Деятельность Совета по проблемам эстетического воспитания Д.Б. Кабалевского — особая тема, исследование которой, уверена, откроет яркую страницу становления педагогики искусства и, что не менее важно, покажет те огромные усилия, которые понадобились ученым, педагогам и прежде всего председателю Совета, чтобы сдвинуть с мертвой точки дело духовного воспитания детей, обратить внимание общественности на состояние школы, пробить глухую стену бюрократического просвещенческого руководства… Словом, мечта становилась былью. Теперь только работать, работать»1.

Медаль в честь МХК

Старшеклассники приняли новый предмет. Увидели в нем большие возможности и учителя: обсуждали, спорили, учились. На базе школы руководители Кировского РОНО создали курсы подготовки учителей к преподаванию предмета. Первая группа слушателей состояла из 28 человек. Почти все они начали преподавать МХК в своих школах. Активно подключилась к преподаванию МХК школа № 387 того же Кировского района, известная тогда под именем «поющей», где директором был еще один выдающийся педагог нашего города, в прошлом фронтовик, Николай Владимирович Белоусов, который уделял большое внимание эстетическому воспитанию в своей школе и сам солировал в школьном хоре. Здесь была стартовая площадка для учителей МХК, освоение методики преподавания предмета. Мы ходили на уроки к Лии Михайловне, вместе с ней их обсуждали, определяли, что же делает урок МХК особенным, уроком искусства, вызывающим сопереживание, заставляющим «точнее мыслить и глубже чувствовать».

Лия Михайловна строила свою работу с нами, учителями самых разных специальностей, на приобщении нас к искусству — заражала нас своей любовью к нему, учила понимать жизненный смысл, который оно несет людям. Не от формы нужно идти, не от формального анализа художественного произведения, а пытаться понять его как своего собеседника, друга — понять смысл, который стремится донести до нас его автор, чем хочет нас взволновать, над чем заставляет задуматься. Мы учились выходить на общение с великими произведениями мировой художественной культуры — кладовой вечных жизненных ценностей. И это было самым трудным — перестроить себя, посмотреть другим взглядом на предмет преподавания. Не холодным взором объективного познания, которое у нас вырабатывалось годами нашей учебы в школе и в институте, а «человеческим», с точки зрения познания жизни, «духовной пользы» для себя, познания, вызывающего ассоциации, пробуждающего собственное отношение, собственные чувства и мысли.

Именно в то время произошли во мне изменения, которые воспитали меня как учителя литературы и мировой художественной культуры… Я окончила русское отделение филологического факультета ленинградского университета, в школьные годы училась в детской музыкальной школе, но музыку я не любила! Если и отправляли меня в филармонию на концерт известного пианиста, то не слушать музыку, а наблюдать за его пианистическим мастерством. Встреча с Лией Михайловной все изменила, и я полностью согласилась с А.С. Пушкиным, что «одной любви музыка уступает».

Лия Михайловна открыла мне глаза и на изобразительное искусство. Раньше я смотрела на картины в музее «лишь глазами», рассматривала, фиксировала название, что-то запоминала, но в основном забывала — так делают большинство людей. Лия Михайловна сумела подключить к восприятию картины душу и мысль — и на полотнах открылись «души изменчивой приметы», живопись стала меня просто завораживать своей красотой, заставляя восхищаться жизнью. И это захотелось передать своим ученикам, научить и их увидеть прекрасное в жизни, радоваться жизни во всех ее проявлениях…

В 1980 г. окончили 387-ю школу учащиеся, на уроках которых мы присутствовали в течение трех лет. Это были в основном дети рабочих Кировского завода. В архиве Лии Михайловны хранятся анкеты, письма родителей, их выступления в заводской газете в защиту предмета, с благодарностью учителям, школе, и даже есть медаль, специально выпущенная заводом в честь этого первого выпуска.

Это была победа

В 1973 г. Лия Михайловна защитила диссертацию, где обосновала название факультатива по истории «Мировая художественная культура», необходимость его преподавания в школе как курса, формирующего мировоззрение старшеклассников. Обосновала принципы построения программы МХК как предмета художественно-интегрального, способного выполнить актуальные задачи духовного воспитания подростков.

Два года спустя под руководством Л.М. Предтеченской (куратором был Кабалевский) в НИИ школ Министерства просвещения РСФСР началась научная разработка предмета «Мировая художественная культура». В 1977 г., видя положительные результаты преподавания МХК в ленинградских школах, министерство наконец опубликовало программу предмета и разрешило начать ее официальную экспериментальную проверку в школах как возможного варианта обязательного предмета для всех старшеклассников.

В течение девяти лет (с 1977-го по 1987-й) новый школьный курс проверялся в городских и сельских школах СССР (сначала в эксперименте участвовало 13, потом 18, а затем 78 школ). Учителей готовили уже в Центральном институте усовершенствования в Москве и в Ленинградском ИУУ. За ходом эксперимента следили и изучали его материалы сотрудники НИИ комплексных социальных исследований. Результаты эксперимента были обобщены и опубликованы. Новый предмет поддержали учителя, ученики и их родители, он вызвал огромный интерес общественности. В 1987 г. решением Коллегии МП РСФСР курс «Мировая художественная культура» был включен в учебный план общеобразовательной школы. Это была большая победа!

Конечно, она далась непросто. В своем очерке «Немного истории», который я уже цитировала, Лия Михайловна так пишет о времени экспериментального преподавания: «Десять лет неусыпных инспекторских проверок, попыток запретить предмет («нам станочники нужны, а вы учеников картинками увлекаете», — сказал как-то мне весьма серьезно начальник программно-методического управления Минпроса) или утверждений: нет таких учителей, которые могли бы преподавать в школе мировую художественную культуру».

В 1990-е годы предмет продолжал научно оснащаться, был разработан комплект учебно-методических пособий по предмету: методические рекомендации для учителей, фонохрестоматия и набор диапозитивов. Примерно с середины 1990-х началась работа по изданию учебно-методических пособий по МХК в издательствах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. С конца 1980-х на базе Центрального института усовершенствования учителей (теперь АПКиПРО) осуществлялась подготовка учителей и методистов мировой художественной культуры для различных регионов России.

В региональных институтах усовершенствования учителей введен статус методистов МХК, которые стали руководить учебно-методической работой и подготовкой учителей МХК в различных регионах страны.

В апреле 1991 г. Лия Михайловна и я были официально оформлены на работу в Институт общего образования Министерства образования РСФСР, в котором была организована лаборатория мировой художественной культуры. Когда в 1996 г. началось составление образовательных стандартов, наша лаборатория во главе с Предтеченской в соответствии с заданием Министерства образования разработала: «Минимум содержания образования» по предмету «Мировая художественная культура» и «Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Мировая художественная культура», «Способы проверки подготовленности учащихся по предмету МХК» и «Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры».

Это были чрезвычайно важные материалы для методистов и учителей МХК, так как они приводили преподавание мировой художественной культуры к определенному единству, указывая на результат, к которому нужно стремиться.

Заканчивались 90-е годы ХХ века, мы все, «предтеченцы», готовились войти в новое тысячелетие с огромным желанием продолжать начатое и поставленное в российской общеобразовательной школе «дело духовного воспитания детей силой воздействия и средствами искусства».

Светлая память Лии Михайловне Предтеченской, нашему Учителю, талантливому педагогу-новатору и самоотверженному человеку, стойко и мужественно преодолевшему все преграды на пути к успеху этого нужного для России дела!


1 Целиком очерк опубликован в книге: Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 9 класс. Художественная культура XVIII века – 50-х годов XIX века: пособие для учителя / Под ред. Л.В. Пешиковой. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Окончание следует