Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2009

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

 

Диана ХАЗИЕВА,
преподаватель Петербургской академии балета им. А.Я. Вагановой, научный сотрудник Российской национальной библиотеки

 

Душой исполненный полет

Истории русского балетного театра был посвящен обстоятельный материал в № 18/2008. Сегодня в качестве своеобразной коды мы публикуем статью о русском балете ХХ века.

1920-е годы отмечены напряженными поисками нового, революционного содержания и соответствующих ему новых форм. Именно в это время начинали свою блестящую балетмейстерскую деятельность Федор Лопухов и Касьян Голейзовский.

Голейзовский — прекрасный танцовщик, ученик М. Фокина, артист Мариинского театра, а впоследствии создатель студии «Камерный балет» в Москве — стремился передать ощущение современности в эмоциональном действии, искал пластических соответствий звучащей музыке. Остро чувствующий нерв времени, он обращался к произведениям А.Н.Скрябина, С.В.Рахманинова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси, Рихарда Штрауса. Одной из лучших его работ стала постановка в 1925 г. балета «Иосиф Прекрасный» на музыку С.Н.Василенко, где была поднята тема духовной свободы. Голейзовский много работал в национальных театрах, был знатоком танцевального искусства разных народов, написал книгу «Образы русской народной хореографии».

Галина Уланова в балете «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева

 

Лопухов пошел по несколько иному пути. Он в эти годы активно использует в своих постановках танцевальную аллегорию, танцевальный плакат («Красный вихрь» В.Дешевова), ставит танцевальную симфонию («Величие мироздания» на музыку Четвертой симфонии Л.Бетховена), использует формы народного театра, действенного, сатирически окрашенного («Пульчинелла» И.Ф.Стравинского). Лопухов одним из первых начал восстанавливать балеты классического репертуара – «Раймонду», «Спящую красавицу», «Лебединое озеро», «Дон Кихота».

Два направления — сохранение традиций и новаторство — стали основными в 1920–1930-е годы. В это же время уравнялись в правах мужское и женское исполнительство, столь сильно разделенное в классическом балете. Синтез форм классического и национально-характерного, массового и сольного танца присущ творчеству таких балетмейстеров, как Василий Вайнонен, Алексей Ермолаев, Вахтанг Чабукиани. Хореография обогатилась народной героикой. Все балетмейстеры — в прошлом танцовщики. На рубеже 1920–1930-х гг. родился и новый тип артиста балета — «героического», энергично, действенно воспринимающего жизнь. Таковы были Марина Семенова, Ермолаев, Чабукиани.

С середины 1930-х до середины 1950-х главенствующим жанром русского балета стала многоактная танцевальная драма, черпавшая сюжеты из классической литературы. В эти годы вырабатывались новые принципы драматургии — сценарной, музыкальной, хореографической. Постановщики добивались непрерывного развития действия, достоверности характеров. Этапными в этом смысле стали постановки Ростислава Захарова («Бахчисарайский фонтан» на музыку Б.В.Асафьева, 1934), Леонида Лавровского («Ромео и Джульетта» на музыку С.С.Прокофьева, 1940) — с Галиной Улановой в главной роли, Владимира Бурмейстера («Лола» на музыку С.Н.Василенко, 1943). Традиции драматического балета, некогда заложенные Петипа, Горским, развитые Лопуховым, Голейзовским, стали для советского балета главенствующими на долгие годы.

Русский балет знал немало выдающихся педагогов, и среди них одна из самых ярких звезд — Агриппина Яковлевна Ваганова, реформатор балетной педагогики, создатель школы классического танца, взрастившая целую плеяду замечательных артистов — Галину Уланову, Татьяну Вечеслову, Ирину Колпакову, Анну Шелест, Аллу Осипенко, — этот список можно продолжать…

В 1940–1950-е гг. восходят и начинают ярко блистать имена Константина Сергеева, Ольги Лепешинской, Натальи Дудинской, уже упомянутой Галины Улановой — созвездие великих талантов, составивших эпоху в истории русского балетного искусства.

Уланова — одна из прекраснейших легенд русского балета. Ее искусство было совершенно и удивительно гармонично. Уланова достигала в танце такой выразительности, такой эмоциональной и психологической наполненности, что ее балетные партии превращались в психологические поэмы. Она была артисткой классических традиций, но, не нарушая строгого рисунка танца, она умела вдохнуть в него современное содержание, ее героини были близки зрителю.

Уланову называли балериной «непрерывающегося движения», ее танец казался бесконечным, она олицетворяла саму стихию танца. Ее лучшие партии — в «Лебедином озере», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте», «Золушке», «Жизели», «Раймонде» — стали вершиной, классикой русского балетного искусства. Галина Сергеевна, балерина тончайшего пластического рисунка, вместе с тем была создательницей образов огромного масштаба.

Уйдя со сцены в 1957 году, Уланова долгие годы преподавала в Московском хореографическом училище.

Середина 1950-х – 1960-е годы — это новый этап в развитии русского балета. Спектакли, созданные в это время, свидетельствуют об усилившемся интересе их создателей к внутреннему миру человека во всей его сложности, в его связях с временем. Балетмейстеры возродили традиции симфонизированного танца XIX века, некоторые обратились к опыту М. Фокина, развили достижения отечественных хореографов-экспериментаторов 1920-х и своих непосредственных предшественников.

Одним из последователей Фокина, новатором-балетмейстером был Леонид Якобсон. Поначалу блистательный танцовщик, артист буйного темперамента, он в 1940-е стал балетмейстером Большого театра в Москве, а в 1950-е — Кировского театра в Ленинграде. Якобсон ломал каноны балетной пластики, искал необычные художественные решения. Гротеск стал его излюбленным художественным приемом. «Попробуйте двигаться на сцене так, как никто никогда не двигался!» — наставлял хореограф артистов на репетициях одного их лучших своих спектаклей — «Весна священная» на музыку И.Ф. Стравинского. Среди спектаклей Якобсона — «Сольвейг», «Клоп», «Спартак», «Новеллы любви»… Мастер сценической миниатюры, Якобсон в 1969 г. создал ансамбль «Хореографические миниатюры», ставший вскоре известным в Европе и в мире. Ведущими артистами труппы были Алла Осипенко и Аскольд Макаров. Якобсон добился феноменальных художественных эффектов, танцевальная пластика и жест буквально выражали у него музыкальную фразу. И вместе с тем это были яркие картинки, сочные, эффектные.

Классическую традицию в 1950–1970-е гг. блестяще развил Юрий Григорович. Балеты Григоровича — психологические драмы, где каждый образ доведен до обобщения. Он создал подлинные шедевры балетного искусства той поры — «Каменный цветок» на музыку С.С. Прокофьева (1957), «Легенда о любви» на музыку А. Меликова (1961), «Спартак» на музыку А. Хачатуряна (1968). Поставленные в классическом, традиционном стиле все три балета П.И. Чайковского стали новым словом в осмыслении классических традиций.

В 1970-е продолжали творить ветераны русской сцены, хореографы Олег Виноградов, Игорь Бельский, Федор Лопухов. В 1960–1980-е гг. обогатили русский балет замечательные хореографы — Наталия Касаткина и Владимир Василёв, Екатерина Максимова и Владимир Васильев, удивляющий своей фантазией и изощренным мастерством балетмейстера Борис Эйфман.

Одной из самых ярких фигур русского балета 1950–1980-х гг. стала Майя Плисецкая. На ее искусстве воспитывалось не одно поколение артистов. Это балерина широчайшего диапазона, ярчайшей индивидуальности. Ей подвластны и секреты классического танца, и острая, гротесковая пластика современного балета. Артистка огромного темперамента, она была и осталась романтической героиней русского балета. Скульптурность поз, стихийная непосредственность в выражении эмоций, яркая контрастность образов — при совершенной гармонии формы танцевальной партии — эти качества поражали и привлекали современников.

Репертуар Плисецкой необычайно широк и разнообразен: от Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» и Мирты из «Жизели» — до остро гротесковых Царь-Девицы из «Конька-Горбунка» или Эгины из балета «Спартак» в постановке Вахтанга Чабукиани. Эпохой стали годы работы Майи Плисецкой с композитором, ее супругом Родионом Щедриным. Балерина исполнила партии во всех балетах Щедрина — в «Кармен-сюите» (транскрипции фрагментов оперы Ж. Бизе), в «Анне Карениной», «Чайке». Одним из лучших сольных номеров Плисецкой стал «Умирающий лебедь» по рисунку М.Фокина на музыку К.Сен-Санса. Три выдающихся «Лебедя» было в истории русского балета: Анны Павловой, Галины Улановой и Майи Плисецкой. Плисецкая — педагог, организатор конкурсов и фестивалей, активный деятель балетного искусства. И — его легенда.

1960-е гг. выдвинули выдающихся танцовщиков – Наталью Бессмертнову, Юрия Соловьева, Наталью Макарову, Михаила Лавровского, Мариса Лиепу. 1980–1990-е — Фаруха Рузиматова, Надежду Павлову, Людмилу Семеняку, Ульяну Лопаткину...

Советские времена были трудными для русского балета, хотя слава его никогда не убывала. Долгое время советский балет не имел возможности представлять свое искусство за рубежом. Лишь в конце 1950-х начали возобновляться культурные связи. Наши балетные коллективы ныне гастролируют по всему миру и везде производят фурор. Наши хореографы ставят спектакли за рубежом, педагоги создают там школы, а артисты из других стран приезжают стажироваться в русских театрах и училищах.

Сегодня можно говорить о взаимовлиянии русского и западноевропейского балета. Многие наши постановки идут не только в России, но и в Европе. Начиная с 1990-х зарубежные балетные постановки идут на сценах Большого и Мариинского театров. В Москву, в Петербург были приглашены ставить Морис Бежар, Джон Ноймайер. Классические традиции сочетаются с новаторскими поисками.

А сколько ярких имен заблистало на небосклоне русского балета в последние годы! Диана Вишнёва, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе…

Так в чем таится секрет неувядающей славы русского балета? Почему словосочетания «Kirov-teatr» или «Bolschoy» производят магическое действие на зрителей всего мира? Не может померкнуть слава такого балетного театра, который сиял и сияет великими именами. Не может потускнеть слава балета, впитавшего в себя лучшие традиции классического русского и европейского балетного театра, балета модерн, национальных балетов, и переработавшего их в своем художественном «горниле». Блестящие хореографы работали и работают в театрах Москвы, Петербурга-Ленинграда, Перми, Новосибирска, Оренбурга. Все новые и новые имена восходят на небосклоне его славы.

Но самое главное, что русский балет — это, выражаясь высоким слогом, «гимн человеку и человечности». В основе творчества всех русских танцовщиков, хореографов, балетных педагогов, художников балета всегда было внимание к человеческой личности, прославление идеалов добра и любви. Воистину по-современному звучит сказанное некогда о русском балете Пушкиным: «Душой исполненный полет…»