Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2009

УРОК МУЗЫКИ

УРОК МУЗЫКИ

 

Лев ЗАЛЕССКИЙ

 

Только ритмы

Немного теории

Музыка и время. Ритм, метр, имитация — основы музыкального языка. Древние ударные. Простейшие (четный и нечетный) ритмы. Представление о длительности и метре (темпе). Градации метра. Отображение четного и нечетного ритмов.

Ритмы: ирландские, африканские, камчатские

 

По некоторым признакам, элементы музыки  — звукового процесса, связанного определенной зависимостью с временем, — сопутствуют человеку с доисторических времен, с тех пор когда речи как таковой еще не существовало. Древний человек освоил ритмический язык, ибо всё вокруг подчинялось своему ритму: жизнь и смерть, смена времен года, восходы и заходы Солнца и Луны, биение сердца, падение дождевых капель... Ритмический язык, быть может, сопоставим с азбукой Морзе, что использовалась задолго до появления, скажем, мобильного телефона. Наши далекие предки, без сомнения, могли произносить какие-то звуки, имитировали звуки природы. Подражание, имитация в сочетании с ритмической основой делали передаваемую информацию более яркой, образной, достоверной, что в конце концов привело к появлению речи. Иначе говоря, у речи и музыки общие корни — имитация и ритм.

Так ли это? Необходимо разобраться!

Начнем, пожалуй, с ритма. Самые простые, известные каждому начинающему музыканту элементы ритмического языка — это двухдольный и трехдольный, или, как их еще называют, четный и нечетный ритмы. В современной музыкальной системе они представляются так называемыми размерами, длительность которых соответственно две и три четверти. Мы будем совершенно правы в предположении, что четверть — это некая привычная (средняя, традиционная) единица измерения длительности. Если все это, на ваш взгляд, слишком абстрактно, сложно, то давайте попробуем проиллюстрировать наши соображения графикой и простыми примерами.

Это и есть четвертная нота: 

Соединяя две четверти, получим «половинку»:

А соединив четыре четверти или две половинки, получим «целую»:

Этой нехитрой арифметикой начинающие музыканты овладевают к пяти-шести годам. Именно поэтому при изучении простых дробей в школе (через пять-шесть лет) им не приходится переводить такое огромное количество яблок и сладостей. Но если вы чувствуете необходимость воспользоваться яблоками или тортом, поделив их на четверти и половинки, сделайте это. Заодно можно и подкрепиться.

А что если нам потребуется нота короче четверти? Или длиннее четверти, но короче половинки? Как быть? Со временем мы решим и эту проблему. Но проявим терпение, ведь человечеству потребовалось для этого около тысячи лет…

Итак, ритм — это характер следования сигналов друг за другом. Метр, или темп, — скорость передачи сигналов или количество сигналов, передаваемых в единицу времени, например за одну минуту.

Эти скромные приобретения покажутся нам куда дороже, если с высоты современных знаний мы сумеем оценить весь грандиозный опыт, выстраданный нашими предшественниками в создании той универсальной коммуникационной системы, сущность которой составляют ритм и метр.

Сегодня для определения правильного метра, или темпа, широко используется простой механический прибор — метроном. Легко угадать в его конструкции нечто вроде часов с перевернутым маятником. Вдоль маятника мы можем перемещать небольшой груз. Каждому его положению соответствуют деления, которые указывают градации темпа в цифрах (количество четвертей в минуту) и обозначениях на итальянском языке.

Largo (букв. «широко») — очень медленный темп и largetto — более легкий и подвижный.

Adagio — медленный и adagietto — чуть более подвижный темп.

Moderato — умеренный, средний темп.

Andante (букв. «шагом») — спокойный, небыстрый темп и andantino — более подвижный, чем andante.

Allegro (букв. «веселый») — быстрый и allegretto — чуть менее скоро, чем allegro.

Presto — довольно быстро и prestissimo — еще быстрее.

Все же отметим, что появление такого прибора вряд ли было возможно до 1657 г., когда знаменитый физик Христиан Гюйгенс сообщил об изобретенных им маятниковых часах. Но и тогда они были редкостью, к тому же очень дорогой. Дело в том, что до изобретения метронома за единицу отсчета правильного темпа принимались либо темп шага, либо частота дыхания, а чаще всего — ритм сердца. «Сердце подскажет…» — слышали когда-нибудь такое выражение?

Оказывается, это еще и о музыке…

Только ритмы, одни только ритмы,
бесконечное множество ритмов,
их биенье, круженье, теченье,
и пересеченье,
и противоборство.
Вся Вселенная — скопище ритмов,
грандиозная ярмарка ритмов,
их ристалище, форум, арена.
Мы живем на космической ярмарке ритмов,
мы наполнены ими,
пронизаны ими,
мы просто напичканы ими.
Мы и сами —
круженье космической пыли,
мы малые ритмы Вселенной.
Все планеты и звезды,
трава и цветы,
и пульсация крови,
искусство,
политика,
страсть —
только ритмы,
одни только ритмы.
Такова и поэзия, кстати:
ее стержень, и ось, и основа —
напряжение ритма,
движение речи,
пульсация слова.
Вы, возможно, заметили,
как я легко
обхожусь временами без рифмы,
но без ритма —
о нет, извините,
без ритма всему наступает конец,
это смерть,
ибо только она
существует вне ритма…

Юрий Левитанский

 

Следует немедленно воспользоваться новыми знаниями и обратить их в практические умения в деле правильного распознавания четного и нечетного ритмов, их воспроизведения, соединения, организации разнообразных игр с использованием музыкальных инструментов или обычных предметов, окружающих нас. Для этого разработан курс творческой практики, который можно всемерно расширить, подключив всю свою фантазию, но соблюдая один важнейший принцип: хорошая музыка — это тихая музыка. Ибо все по-настоящему важное говорится тихим голосом…

 

Творческая практика

Отображение и воспроизведение четного и нечетного ритмов.Ритм и метр. Сильная и слабая доля. Градации темпа и динамики

Представьте, что у вас появилась возможность воспользоваться целым оркестром разноплеменных ударно-шумовых инструментов, выполненных из природных и искусственных материалов. Так может выглядеть методический набор, предназначенный для уроков музыки.

Кто-то из учителей увидит в этом ярком интригующем подарке что-то вроде ящика Пандоры и будет стоять на том, что предлагать это детям на уроке — безумие. А кто-то наверняка станет утверждать, что набор неполон, ибо в комплекте недостает пистолета, из которого педагогу надлежит застрелиться тотчас же, как его ученики дружно ударят в барабаны.

Не станем забывать, что даже самые безопасные игрушки надо передавать в руки ребенку не все разом, а постепенно — по одной. Нашу «шумную компанию» следует растянуть надолго, ведь с ее помощью можно научиться очень многому.

Чему же? Это зависит и от возраста, и от степени подготовки учеников, но почти все занятия, перечисленные ниже, необыкновенно увлекательны.

1. Для начала мы воспроизведем двухдольный (четный) ритм, воспользовавшись настоящим африканским барабаном «Конго»:

2. А вслед за ним и трехдольный (нечетный) ритм — при помощи, например, пары барабанов «Бонгос»:

Вам, наверное, известно, что по европейской традиции первая доля — сильная, и она слегка выделяет начало каждой из следующих друг за другом повторяющихся ритмических фигур.

Допустим, что каждая из ритмических фигур символизирует нечто: слово, понятие, образ. Два у нас уже есть. Как же получить третье?

Риторический вопрос! Ведь вы уже догадались.

3. Мы просто соединяем две структуры воедино. Отныне левая рука выполняет двухдольную, а правая — трехдольную партию.

Увеличим скорость (в музыке она определяется значением, называемым метр: количеством четвертей в минуту) и, быть может, получим еще один новый символ, или понятие.

Но, не имея представления о нотной записи, мы, наверное, не смогли бы воспроизвести такой сложный метроритмический рисунок, как «три на два».

Или смогли бы? Можно ли придумать какую-то нетрадиционную форму записи, которая была бы понятна не только музыкантам? Можно! Вот она:

Прежде чем мы начнем всерьез практиковаться в воспроизведении простых и синкопированных ритмов, договоримся о правилах.

Некоторые общие правила, что называется, налицо:

1. Сильная доля и совпадение ударов в правой и левой руке приходятся на начало каждой новой серии. В музыкальной нотации это пространство называется тактом.

2. Все такты идентичны, то есть похожи друг на друга, как близнецы, если только мы не меняем ритм. Особенно хорошо это заметно при изучении рисунка «три на два», где серии (такты) довольно коротки и их много умещается в одной строчке.

Вот так, при помощи нехитрых расчетов, можно отобразить достаточно хитрые упражнения, не прибегая к помощи нотации.

Знания и навыки, о которых речь пойдет ниже, позволят бесконечно разнообразить звучание этого уникального оркестра.

Прибегнем вновь к инструментам из «шумной компании» для совершенствования наших умений в обращении с метроритмическими структурами.

1. При помощи любого из этих инструментов можно понемногу научиться отображать четный и нечетный ритмы с акцентированием сильной доли поочередно правой и левой рукой, аккомпанируя танцевальной музыке эпохи Возрождения или музыке клавирных и инструментальных сюит барокко.

2. Пусть тот, кто слишком агрессивен в обращении с ударными инструментами, дирижирует, оттеняя при этом сильную долю характерным движением руки сверху вниз. Можно соорудить для него и дирижерскую палочку. Она, к счастью, не производит почти никакого шума.

3. Со временем нашему дирижеру можно будет посоветовать научиться свободной рукой давать динамические указания солисту или маленькому ансамблю, которым он «руководит»: forte (громко), piano (тихо), mezzo forte (чуть громче), mezzo piano (чуть тише), fortissimo (оглушительно), pianissimo (едва слышно), crescendo (с нарастанием громкости), diminuendo (с убыванием громкости). Возможно, рано или поздно дирижер и ансамбль смогут совместно применять такие сложные динамические приемы, как sforzando (сильный, острый динамический акцент) и subito piano (внезапное piano — противоположный sforzando акцент).

4. Ансамбль при этом может потихоньку разрастаться. Следует разнообразить партии за счет договоренности о распределении акцентируемых долей между участниками ансамбля.

Например:

• один исполнитель на своем инструменте участвует во всем сопровождении, акцентируя каждую долю;

• другой подает голос только на сильную долю;

• третий — только на четные доли;

• четвертый — только на нечетные доли;

• пятый акцентирует каждую долю двойным или тройным ударом и т.д.

5. Особое искусство — отработать каданс, то есть так завершить композицию, чтобы все инструменты замолчали вместе, одновременно. И ненадолго замереть, вслушиваясь в тишину.

Этот момент — из самых приятных.

Отображение и воспроизведение сложных ритмов: «четыре на три», «пять на четыре» и других — соло и в ансамбле. Навыки дирижирования (тактирования)

Начинающий учитель (строго).
В классе должно быть тихо!
Я хочу услышать, как мухи жужжат!

Ученики (все). Ж-ж-ж-ж-ж-ж...
Из школьного фольклора

Итак, мы продолжаем развивать свои умения в отображении сложных метроритмических рисунков с использованием оригинальной системы нотации, разработанной специально для тех, кто никогда не видел нот. Параллельно с освоением этой системы мы получаем представление о простых дробях и операциях с ними на таком абстрактном материале, как музыка. Пусть даже для исключительно ударно-шумовых инструментов.

Если предыдущие задания были выполнены, то исполнение рисунка «четыре на три» не покажется слишком сложным:

А «пять на четыре», один такт которого растянулся на всю ширину страницы, все же выглядит довольно симметрично. В этой симметрии подсказка есть залог того, что и с этим упражнением мы успешно справимся:

Следующие упражнения посвящены решению двух серьезных задач:

1. Приобретения навыков в отображении синкопированных метроритмических рисунков.

2. Овладения дирижерской техникой тактирования.

Первое упражнение из этой серии покажется ободряюще легким, однако смысл его не так прост, как это кажется на первый взгляд. Мы можем на некоторое время отставить в сторону так называемые специальные ударные и просто похлопать в ладоши.

Перед нами четыре такта, в каждом из которых две доли. По условию нашей творческой задачи первая доля каждого такта содержит... Как видите, ничего она не содержит; в музыке эта запланированная пустота называется паузой. Зато на вторую долю приходится удар: именно так — крестиком — он обозначается в нотах. И это не просто удар, а удар с акцентом, как если бы вторая доля была сильной. Отображая этот рисунок, мы должны распрощаться с европейской традицией — хлопать на первую, сильную долю.

Чем же заняться нашему дирижеру? А вот чем!

Дирижер выходит на авансцену (разумеется, под аплодисменты), раскланивается, приветствует музыкантов. Затем пожимает руку концертмейстеру — как правило, это ближайший к нему исполнитель слева. Но это еще не всё!

Сделав строгое лицо, дирижер вздымает руки вверх, и всё смолкает. Воцаряется мертвая тишина. Если это происходит зимой, слышно, как за окном падает снег. Если летом — как звенит о стекло сбившаяся с пути муха. И вдруг — правая рука дирижера (с палочкой) после небольшого взмаха падает вниз: «раз» — и ничего не происходит, ведь у нас пауза; тогда рука с палочкой поднимается вверх: «два» — и одновременно звучит хлопок в ладоши. Левая рука отвечает за нюансировку: в ее положении, степени раскрытия ладони — указание требуемой громкости звука. Так, ритмичными движениями вниз — вверх, вниз — вверх, отображается двухдольный ритм. Но дирижер может и ускорить темп, и замедлить его...

Если обе руки взлетели ввысь и правая к тому же не опустилась, а, выписав закругленный пируэт, пересекла траекторию левой, значит — все, пьеса исполнена! Наступила тишина: «ж-ж-ж-ж-ж-ж...».

При отображении трехдольного синкопированного ритма действия дирижера меняются: на счет «раз» рука идет вниз, на счет «два» — горизонтально, в правую сторону (от себя), на счет «три» — по гиперболе влево вверх — к точке, откуда начиналось движение. В представленной на рисунке метроритмической последовательности единственный удар в первом такте приходится на движение руки дирижера вверх, во втором — два удара — на движения вправо и вверх, в третьем — на каждое его движение:

Двухдольный и трехдольный размер наиболее часто встречаются в старинной музыке. Без особого труда можно отыскать небольшую пьесу для закрепления полезных навыков

Не забывайте следить за плавностью и одновременно убедительностью собственной дирижерской пластики. Манипуляции с дирижерской палочкой не вызывают шума, но и не должны сопровождаться смехом. Дирижер не робот-инопланетянин! Эволюции палочки вниз — вправо — вверх желательно соединить изящными лаконичными петлями.

И не стесняйтесь считать вслух: в этом залог развития координации слуха, голосового аппарата и чувства ритма! 

Для освоения четырехдольного размера нашему дирижеру потребуется еще одно движение. Мы должны были догадаться, что первое движение при тактировании, соответствующее традиционному положению сильной доли, всегда направлено вниз, а последнее — всегда вверх. Предпоследнее движение, уже известное нам благодаря трехдольному размеру, — в правую сторону (от себя). Второе, по-видимому, надо направить влево — в сторону корпуса (к себе). Таким образом, при отображении четырехдольного ритма дирижерская палочка выписывает что-то вроде креста: вниз — по гиперболе влево — горизонтально вправо — вверх. А теперь попробуем исполнить следующий метроритмический рисунок:

Пользуясь подобными таблицами, можно напридумать массу любопытных заданий друг для друга... Но что, скажите на милость, делать дирижеру, если ему встретится пятидольный размер? А семидольный? 

Ничего страшного! Путем сложения известных нам приемов мы сможем отобразить любой метроритмический рисунок: пятидольный, например, путем объединения трех- и двухдольного, семидольный — путем объединения четырех- и трехдольного и т.д. и т.п.

Впрочем, если музыка должна быть исполнена в очень быстром темпе, тактирование происходит как при отображении двухдольного ритма: движение вниз соответствует первой доле каждого такта.