Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2009

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Ольга СКУРАТОВА,
учитель ГОУ СОШ № 199,
Москва

 

Космос далекий и близкий

Окончание. См. № 8/2009

 

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
М.В. Ломоносов

Учащиеся всегда живо и с энтузиазмом откликаются на космическую тему, с восторгом рассматривают картины художников-фантастов, повествующие о безграничном космосе и о чужих мирах, затерявшихся в нем. Однако самым большим открытием для современных детей является тот факт, что начало научно-фантастического жанра в живописи было положено в середине прошлого века нашим соотечественником, самобытным художником, почетным членом Российской академии художеств, членом Академии изобразительного искусства США, а самое главное — летчиком-космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым.

 

А. Леонов. В полете фотонные корабли

А. Леонов. Планета Туманности

Увлечение живописью А.А. Леонов пронес через всю жизнь. Именно оно сыграло немалую роль при его зачислении в отряд космонавтов: приемная комиссия отметила, что не каждый день встретишь такое — лейтенант-летчик устраивает выставку своих картин.

А. Соколов.
На планете расплавленных скал

А. Леонов, А. Соколов.
На орбите космической станции

Алексей Архипович Леонов — летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос.

После окончания авиационного училища был зачислен в отряд космонавтов. 18–19 марта 1965 года совершил полет в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2» с П.И. Беляевым, в ходе которого первый в мире вышел в открытый космос на 12 минут 9 секунд. В ходе полета сложилась нештатная ситуация: разбухший скафандр не давал космонавту возможности вернуться через люк в корабль. Это все-таки удалось после неоднократных попыток. А после посадки спускаемого аппарата экипаж трое суток провел на морозе в глухой пермской тайге, так как спасатели не могли добраться до места приземления космонавтов. За героизм и мужество А.А. Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда».

15–21 июля 1975 года вместе с космонавтом В.Н. Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира корабля «Союз-19» по программе «Союз–Аполлон», осуществил стыковку в космосе двух космических станций — советской и американской, что послужило началом сотрудничества в космосе СССР и США. За успешный полет А.А. Леонов был удостоен второй медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.

Долгие годы Алексей Архипович занимал должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов (с 1970 до 1991-го).

Широкое признание к Леонову-художнику пришло очень рано (ряд художественных произведений А.А. Леонова созданы в соавторстве с профессиональным художником А. Соколовым). Его работы широко известны, они выставляются и публикуются в разных странах мира. Это не случайно, поскольку ни один сухой научный отчет, ни одна фотография со спутника не способны запечатлеть и передать того, на что способны глаз и рука художника.

Из сеанса радиосвязи с экипажем 18 марта 1965 г. Летчик-космонавт А. Леонов (позывной «Алмаз-2»): «Вижу, вижу небо! Землю!» Это все, что мог передать на Землю космонавт, находясь в свободном плавании в космическом пространстве на расстоянии полной длины троса (5 м 35 см) от корабля. Только намного позже А.А. Леонов скажет в интервью: «Это была божественная картина. Звезды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла Земля. И все же мне тогда было трудно отделаться от мысли, что атмосфера над Землей такая же тонкая, как… калька на чертеже. Так что же мы творим, когда уничтожаем ее, а вместе с ней и Землю!»

А художник А.А. Леонов напишет известную картину «Над черным морем»: «Земля казалась плоской. Я видел яркие облака, лазурь Черного моря, кромку побережья, Кавказский хребет, Новороссийскую бухту… Потом я узнал Волгу, горный хребет седого Урала, видел Обь, Енисей, как будто проплывая над огромной красочной картой. Солнце, яркое, как бы вколоченное в черноту неба, ощутимо согревало лицо».

Уникальность картин А.А. Леонова, выделяющая их из ряда других полотен на научно-фантастическую тему, в том, что художник хорошо знает и чувствует предмет, о котором пишет. В частности, это относится к изображению космической техники, которая кажется реально существующей и действующей в космических просторах.

А. Леонов, А. Соколов. На спутнике Юпитера

А. Соколов.
Над черным морем
А. Соколов.
На планете внеземной цивилизации

 

А. Соколов. На межпланетных трассах

История создания художественных графических произведений на космическую тему связана с именем еще одного разносторонне одаренного человека и самобытного художника, летчика-космонавта Владимира Александровича Джанибекова. Именно по его эскизам были созданы почтовые марки, почтовые открытки и конверты, оттиски почтовых штампов, приуроченные к юбилейным событиям истории освоения космоса (1–3).


(1)

(3)

(2)

 

Джанибеков Владимир Александрович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза (1978, 1981), генерал-майор авиации, командир космических кораблей типа «Союз» и «Союз-Т», орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», совершил пять полетов в космос, является членом Союза художников СССР.

Практическая работа № 1

Пейзаж далекой планеты

Материал: гуашь или пастель.

На занятии полезно использовать фрагмент мультфильма «Фантазия» (Уолта Диснея), отрывок на музыку И.Ф. Стравинского из балета «Весна священная».

1. Ребятам предлагается совершить воображаемое путешествие на космическом корабле и представить художественный отчет: изобразить, что можно было бы наблюдать из иллюминатора, находясь в открытом космосе.

Поскольку данная работа связана с научно-фантастическим жанром, необходимо обобщить представления детей о вселенной и небесных телах.

Небесные тела

Звезды — светящиеся газовые шары, Солнце — самая близкая к нашей планете звезда. Звезды могут светить разным светом: самые горячие из них — голубым, те, что немного холоднее, — белым, еще холоднее — желтоватым, оранжевым и красным, пока не погаснут.

Туманности — газово-пылевые сгустки.

Планеты могут состоять из сгустков газа и бывают твердыми, горячими и холодными. У них могут быть спутники, как Луна у Земли. (У Юпитера целых 15 лун.)

Астероиды — осколки малых планет, когда-то являвшихся спутниками более крупных (Сатурн, Уран, Нептун).

Кометы, или, как их называли древние греки, «длинноволосые звезды» — светлые туманные оболочки вокруг небольшого ядра из льда и космической пыли, светящиеся отраженным солнечным светом, имеют газовые «хвосты», порой тянущиеся на полнеба.

Метеоры — так называемые «падающие звезды», представляют собой светящийся газ, образующийся при нагревании и испарении в земной атмосфере мельчайших космических частичек.

2. Обсуждение композиционного построения работы. Ведь изображение в иллюминаторе будет меняться в зависимости от того, просто ли мы летим среди звезд и планет (4) или подлетаем к какому-то небесному телу и наблюдаем, что находится рядом с ним (другие планеты, россыпи звезд, его луны и пр.) (5). А может быть, мы совершаем посадку на небесное тело (6)?

(4) (5)
(6)

 

3. Ребята определяют, какова их планета по характеру (тревожная, добрая, злая, спокойная), в зависимости от этого подбирают температуру ее поверхности (холодная или горячая), рельеф местности и пр. Есть ли у их планеты спутники, сколько и каких солнц освещают планету, какого цвета атмосфера, можно ли наблюдать в ней вспышки...

Практическая работа № 2

Космические существа

Материал: гуашь или пастель, бумага для рисования.

Есть ли жизнь во Вселенной? Какая она? Этот вопрос всегда волновал, волнует и будет волновать человека. И наши дети с легкостью отвечают на него утвердительно в своих художественных работах.

Прежде чем приступить к рисованию, дети придумывают свои внеземные существа. Они могут принадлежать как миру растений и животных, так и миру разумных существ. Важно навести ребят на мысль, что эти существа не обязательно должны быть человекоподобными, напоминающими космонавтов в скафандрах или роботов, хотя это тоже не возбраняется.

Коллаж из работ учащихся 7–10-х кл. Учитель Галина Терененкова

Нина Джокович, 3-й класс

Настя Еремина, 2-й класс

Лера Ревазова, 2-й класс

 

Вика Лахтина, 3-й класс

Ника Корчилава, 2-й класс

 

Лиза Макарова, 1-й класс, школа № 235

 

Огромную помощь здесь могут оказать отрывки из повестей К. Булычева «Девочка, с которой ничего не случится» и «Девочка с Земли».

Алиса осторожно достала из сумки маленького шестилапого зверька, похожего на кенгуренка. У шушонка были большие стрекозиные глаза. Он вращал ими, крепко впившись верхней парой лап в Алисин костюм.

Он был очень похож на вентилятор. У него было три больших круглых уха, и когда он говорил, то вертел головой так, что поднимался ветер. Поэтому в галактике жителей Блука прозвали ушанами.

Вдруг под ноги к нам бросилось непонятное существо. Оно казалось пушистым шариком на палочках и доставало до колен. Удивительного цвета было это существо — ярко-красное в белую крапинку, как мухомор… Но тут мы увидели, как вдогонку за красным шариком спешит толстая двухголовая змея в блестящем переливающемся скафандре… Красный шар пытался укрыться за моими ногами, но змея протянула одну из ста тонких ножек, болтавшихся у нее по бокам, и подхватила беглеца. Он тут же изменил цвет с красного на желтый и подобрал прямые ножки.

Данный отрывок для ребят очень интересен в художественно-изобразительном плане, потому что данное существо-индикатор обладало способностью менять свой цвет в зависимости от своих чувств:

• изумрудно-зеленый — верит,

• желтый — не верит,

• черные полосы на желтом фоне — не согласен,

• темно-зеленый — счастлив,

• золотистый — очень чего-то хочет,

• золотистый с бегущими по спинке голубыми полосками — очень доволен,

• лиловые разводы — радость,

• черный — если его стукнуть…

Перед началом работы учащиеся также придумывают свое инопланетное существо, отвечая про себя на вопросы:

• Где оно обитает?

• Как передвигается?

• Какой у него нрав?

• Чем занимается? И т.д.

Практическая работа № 3

Инопланетные корабли и космические станции

Материал: ватман формата А4, клей ПВА, ножницы.

Учащиеся с большим удовольствием занимаются макетированием космических кораблей, межпланетных летательных аппаратов и всевозможных инопланетных вездеходов не только в начальной школе, но и в старших классах.

На занятиях изобразительным искусством нет необходимости вдаваться в их технические характеристики. Достаточно проанализировать общие особенности конструкций: обтекаемость, наличие всевозможных антенн, солнечных батарей, крыльев и хвостового оперения. В основе космического аппарата могут быть: ствол — цилиндр, головка — конус, хвостовое оперение — отдельные детали или просто полоски бумаги (7–8).

(7) (8)

 

Помимо больших космических кораблей можно сконструировать и разведывательные капсулы или космические катера (9–10).

(9) (10)

Инопланетные корабли и космические станции можно изготовить как из белой бумаги, так и из крашеной. Для этого плотная бумага предварительно покрывается гуашью с добавлением клея ПВА (после высыхания она не будет пачкать руки), здесь ребята могут вовсю проявить свою фантазию в окраске будущих объектов, используя всевозможные подтеки, разводы, набрызги и пр.

Будет интересно поместить готовые космические аппараты на космические пейзажи, созданные на предыдущих занятиях, или собрать их в одну коллективную работу.

Тема «Космос далекий и близкий (научно-фантастический жанр на занятиях изобразительным искусством в школе)» не только пробуждает творческое воображение, но и позволяет привлечь внимание учащихся к истории освоения космоса и космическим достижениям нашей страны. Для этого не обязательно дожидаться 12 апреля — Дня космонавтики, который, к сожалению, не отмечается широко. История отечественной космонавтики насчитывает много других не менее знаменательных дат:

4 октября 1957 — запуск первого искусственного спутника Земли, начало космической эры;

12 сентября 1959 — запуск, 14 сентября — прилунение автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-2» (первый межпланетный перелет);

7 октября 1960 — АМС «Луна-3», впервые сфотографирована невидимая с Земли обратная сторона Луны;

12 апреля 1961 — полет первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина;

12 октября 1964 — «Восход-1», первый космический корабль с экипажем на борту — В.М.Комаров, К.П. Феоктистов, Б.Б. Егоров;

18 марта 1965 — «Восход-2», А.А. Леонов вышел в открытый космос;

3 февраля 1966 — АМС «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну и передала фотопанораму лунной поверхности;

30 октября 1967 года — осуществлена первая в мире стыковка на орбите двух спутников «Космос 186» и «Космос 188»;

16 января 1969 — в результате стыковки на орбите «Союза-4» и «Союза-5» образована орбитальная станция с экипажем из 4 человек;

24 сентября 1970 — АМС «Луна-16» достигла поверхности Луны, провела бурение и отбор образцов лунного грунта и доставила его на Землю;

17 ноября 1970 — начал действовать на поверхности Луны управляемый с Земли самоходный аппарат «Луноход-1»;

орбитальная станция «Мир» начала строиться 20 февраля 1986г. с запуска базового блока, последний, седьмой, блок пристыкован 26 апреля 1996 года. Станция прекратила свое существование и была сведена с орбиты 23 марта 2001 года.

Предложенный в статье материал может быть использован в рамках программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (под ред. Б.М. Неменского) во 2-м классе: «Выразительные возможности бумаги», «Изображение и фантазия», «Изображение природы в разных эмоциональных состояниях», «Выражение намерений через украшение», «Теплые и холодные цвета», «Глухие и звонкие цвета»; в 3-м классе: «Изобразительное искусство. Картина — пейзаж».

ЛИТЕРАТУРА

Булычев К. Девочка с Земли — М.: Эксмо, 2006.

Гальперштейн Л.Я. Вселенная: Научно-популярное издание для детей (Я открываю мир) — М.: Росмэн-Пресс, 2002.

Детская энциклопедия / Мир небесных тел. Числа и фигуры. Т. 2. — М.: Педагогика, 1972.