Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Живописец торжествующего света

Статья опубликвана при поддержке языкового центра "Свобода Слова", который проводит обучение английскому языку в тренинговом формате. Хотите, чтобы Ваш ребенок изучал английский язык с удовольствием? Тогда отправьте его на каникулы в http://www.lingvo-svoboda.ru/trainings/kidz-land/ – языковой лагерь, где он легко и непринужденно сможет начать общаться со своими сверстникками на иностранном языке. Можете не сомневаться, время, проведенное в KIDZLAND, превратит английский язык для Вашего ребенка из скучного школьного предмета в интересный и полезный навык. С подробной информацией о языковом лагере, программах обучения и их стоимости можно познакомиться на сайте lingvo-svoboda.ru.

Золотой свет является центром поэтичного пейзажа «Замок Апнор. Кент. Подготовительный этюд» (1830). Это альбомная акварельная зарисовка Уильяма Тёрнера вида замка Апнор на реке Медуэй, сделанная для проекта «Живописные виды Англии и Уэльса».

Трудно назвать другого художника, претерпевшего такую поразительную эволюцию, как Тёрнер. Помещенный в рамки жесткой топографической традиции английской акварели, он ушел вперед, за пределы этих ограничений, в сферу визуальной поэзии и абстракции. Произошла невероятная метаморфоза: молодой автор окрашенных архитектурных рисунков в стиле позднего XVIII века превратился в удивительного колориста, с помощью некой магии воссоздававшего в своих работах великолепное свечение, сияние. В продуманных композициях, картинах, акварелях ход его мысли и отношение к жизни прослеживаются в выборе сюжета, часто исторического. В других работах, которые автор не показывал публике, холстах, хранившихся в его лондонском доме, пачках рисунков и набросков обнаруживаются поразительная тщательность исследований в области свойств света и цвета, техническое мастерство и экспрессивная свобода в сочетании с привычкой к наблюдению.

Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы. 1812

Снежный шторм. 1842

 

Предназначение художника проявилось уже в детских рисунках, которые отец выставлял в окнах своей парикмахерской в Мейден Лейга. Рисунки получили горячее одобрение посетителей — художников, живших в соседнем квартале. Когда в 14 лет Тёрнер поступил в Школу Королевской академии художеств, в моду вошло всё, что можно назвать открытием Британии. Пробуждающийся у англичан интерес к своему прошлому вызвал поток картин с изображением замков, руин, аббатств, готических церквей. Такой жанр давал твердый заработок не только авторам живописных полотен, но и тем, кто занимался гравюрами для модных в то время иллюстративных изданий. Тёрнер успешно приспособился к такой специализации: в 24 года он имел больше заказов, чем мог выполнить. Он создал очень оригинальный тип исторической картины с использованием технических достижений известного акварелиста Дж. Козенса и Р. Уэстолла. Иногда свои работы он дополнял собственными стихами.

«Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы» (1812), эффектную и значительную картину раннего периода Тёрнер сопроводил строчками: «Силосское коварство и обман / Угроза тылу: алчность охватила / И жертву и захватчика / Борьба стихий — ветра и воды». Здесь есть и впечатляющее зрелище, и элементы исторической живописи — намек на сражение Ганнибала с местными племенами. Солдат и их копья художник помещает на фоне яростной бури, их очертания растворяются в туманном вихре. Картина захватывает впечатляющим изображением природных стихий и полна высокого морально-поэтического и исторического смысла.

Вечный покой. Похороны на море. 1842

Вечный покой. Похороны на море. 1842

 

Жизнь Тёрнера была яркой, он был поэтом и художником, преподавал перспективу в Королевской академии художеств. Никакая биография не дает полного представления о нем как о личности. Многое в его поведении казалось необычным. Он, например, в 1804-м открыл собственную галерею, что дало ему независимость и возможность выставлять радикальные работы. Он был страстным любителем путешествий, кочевой жизни, новые впечатления были ему необходимы как воздух. Он побывал в Бельгии, Нидерландах, в долине Рейна. Великолепный «сувенир» из Нидерландов, картину «Дорт» (1817), знаменитый художник Дж. Констебль назвал «самой всеобъемлющей работой гения», которую он когда-либо видел.

Необычайно важными для эволюции Тёрнера-художника оказались поездки в Италию. Свет Италии стал открытием, которое во многом обогатило его позднее творчество. После второго визита в Италию в 1829 г. Тёрнер создал один из своих шедевров — «Улисс, издевающийся над Полифемом» — с пламенеющими ярко-красными и золотыми тонами и сияющим небом. Во время второй и третьей поездок в Италию, в 1835 и 1840 гг., он открыл для себя и полюбил Венецию. И прекрасный город стал главной темой его картин и акварелей. В видах Венеции появляется особая размытость очертаний и поэтичность. Художник применяет прием «расширяющейся воронки небосвода». В акварели «Панорамный вид входа в Большой канал» (1840) он передал мягкий, затухающий розоватый свет Венеции с помощью сильно разведенных красок разных оттенков розового, сиреневого, голубого. И лишь слегка обозначил очертания колокольни Сан-Марко и Дворца дожей.

Много времени Тёрнер проводил в Сассексе, в особняке Петворт, владелец которого Джордж Виндхэм первым оценил и стал приобретать его работы. Петворт стал его вторым домом. Закаты в Петворте — любимая тема Тёрнера. Он делал эскизы богато декорированных комнат с высокими сводчатыми потолками на неровно оторванных листах голубоватой бумаги и подробные красочные изображения небес и ландшафтов. Его акварели хорошо передают атмосферу живописных мест, живую игру красок неба. Если некоторые его петвортские гуаши с их пастельной мягкостью световых сочетаний и суммарным обозначением более темного тона можно назвать «импрессионистическими», то «Интерьер. Петворт» (1837) в масляной технике скорее «экспрессионистический», с яростными всполохами красного и золотого, буйными световыми пересечениями и хаосом предметов.

Снежный шторм. 1842

Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы. 1812

 

В 1840-е годы критики ополчились на Тёрнера, упрекая его в том, что его работы слишком причудливы, непонятны как по содержанию, так и по стилю. Уж слишком смелой, эксцентричной казалась его почти абстрактная манера письма. Его новаторские достижения были связаны с новой теорией света, изобретением новых красок, с которыми он упорно экспериментировал. Поддержку художнику оказал молодой писатель Дж. Рёскин. Во время пребывания в Швейцарии (1840–1844), каждый год, по замечанию Рёскина, Тёрнер находил «новую силу и удовольствие среди сцен, которые впервые сформировали его мощный дар». Рёскин утверждал, что последняя картина маслом, которую Тёрнер «когда либо выполнял с совершенной силой», была картина «Борьба Temeraire» (1839).

И в поздний период разносторонность Тёрнера оставалась потрясающей. Одной из самых известных, наиболее популярных была его картина «Вечный покой. Похороны на море». У картины любопытная история. За год до создания этой картины шотландский художник Дэвид Уилки, возвращаясь на корабле из путешествия в Палестину, заболел и умер, когда судно стояло в Гибралтаре. Британские власти отказались принять тело из-за карантина, и Уилки был погребен в море. Картина была задумана в память о друге, и Тёрнер выбрал соответствующую гамму: холодные оттенки белого, синего и черного. К названию он добавил свои стихотворные строки: «Полночный факел на борту светил, когда прилив героя поглотил».

В поздних работах Тёрнер почти приходит к абстракции.

Впервые в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина открыта выставка «Тёрнер. 1775–1851» из собрания лондонской галереи Тейт, где представлено более ста работ, погружающих зрителя в мир образов художника. Тёрнер показан лучшими вещами, кроме того, представлены даже учебные штудии, рассказывающие о его преподавательской деятельности. Выставка позволяет ощутить, сколь смелым экспериментатором был этот выдающийся пейзажист, достигший совершенства в акварельной технике, обогативший новыми приемами масляную живопись. Зритель последовательно открывает, как мастер отказывается от детализированного сюжета, как намного он опережает свое время, предвосхищая поиски импрессионистов.