Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2008

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

 

Александр МАЙКАПАР

 

Фортепиано

Предыдущий очерк из серии «Музыкальные инструменты» — о клавесине («Искусство», № 16/2008) — мы закончили констатацией важного обстоятельства: победа фортепиано над клавесином стала возможна в условиях коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, для которой клавесин был идеальным инструментом, уступила место эстетике классицизма, выразителем которой стал новый инструмент — фортепиано.

НОВЫЙ СПОСОБ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ

Фортепиано появилось в Италии в начале XVIII века. Его изобретателем считается итальянский мастер Бартоломео Кристофори (1655–1731). В юности он ориентировался на создание струнных инструментов и некоторое время был связан с мастерской знаменитого скрипичного мастера Николо Амати и даже жил в его доме в Кремоне. Но когда основал свое собственное дело и появилась марка «Бартоломео Кристофори», обратился к созданию клавишных инструментов. В возрасте 33 лет он стал хранителем большой коллекции музыкальных инструментов князя Фердинандо де Медичи.

 

Мы не знаем в точности, каким образом Фердинандо де Медичи познакомился с Кристофори. Известно, что в тот год князь совершил поездку на карнавал в Венецию и мог на обратном пути проезжать через Падую, родной город Кристофори. Князь искал технического эксперта для своей коллекции музыкальных инструментов и на этой почве мог пересечься с Кристофори. Почти наверняка мастер продемонстрировал вельможе что-то из своих изобретений. Иными словами, можно предположить, что рождение молоточкового механизма произошло уже в конце XVII века.

О. Ренуар. Дама за фортепиано. 1875

О. Ренуар. Дама за фортепиано. 1875

 

В 1709 г. поэт и археолог Франческо Чипионе Маффеи видел четыре инструмента из коллекции Фердинандо де Медичи. Через два года Маффеи опубликовал интервью с Кристофори, в котором довольно подробно описываются эти инструменты. На сей раз они названы «gravicembalo col piano e forte» («клавесины с пиано и форте»). Из этой публикации и чертежей инструмента ясно, что речь идет о новом способе звукоизвлечения в клавишных инструментах — молоточковом механизме. Примечательно, что уже в этих самых ранних инструментах имелись все основные элементы конструкции, которые затем лишь усовершенствовались последующими фортепианными мастерами.

На протяжении всей своей истории фортепиано совершенствовалось, и к нашему времени его механизм доведен до феноменальной степени чуткости к малейшим тонкостям прикосновения к клавиатуре. В этой тонкости туше заключено все искусство пианиста. Сохранилось множество свидетельств чрезвычайной щепетильности пианистов по отношению к фортепиано.

КОНСТРУКЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ФОРТЕПИАНО

Фортепиано, а точнее, рояль, самый сложный (еще сложнее лишь орган) из всех музыкальных инструментов. Рояль к тому же самый большой инструмент с точки зрения размеров и диапазона звучания (опять-таки он уступает только органу). Громкостью звучания рояль также превосходит все инструменты, кроме органа.

Сложность конструкции фортепиано вызвана тем, что спокойно лежащий молоточек не может так же легко подняться, чтобы ударить струну, как это может сделать тангент (металлическая пластинка на верхнем конце прыгунка) клавикорда, или щипнуть струну, как перышко, укрепленное на прыгунке клавесина. Поскольку молоточек необходимо толкнуть, а не просто поднять, он должен быть еще более подвижным, чем сама клавиша, которая приводит его в движение. Это требует некоего механизма, передающего сигнал от пальца пианиста через клавишу молоточку. Прошло много времени, прежде чем такой механизм оказался разработанным столь совершенно, что стал удовлетворять музыкальным требованиям. Одна из главных трудностей состоит в том, что молоточек к тому же должен отскочить от струны после удара даже тогда, когда палец пианиста еще держит клавишу нажатой (эта трудность не возникает в клавесине).

 

Кроме того, клавиша фортепиано воздействует не только на молоточек, но также и на глушитель (демпфер), который должен в момент удара молоточка подниматься, а затем опускаться на звучащую струну, чтобы заглушить ее, иначе различные звучания (гармонии) будут накладываться одни на другие, что может привести к полнейшей какофонии.

Уже этот беглый и далеко не полный перечень задач, которые должен решать молоточковый механизм фортепиано, ясно указывает на то, что устройство это не может быть простым. Наоборот, с ходом эволюции фортепиано оно чрезвычайно усложнилось. Показателен такой факт: номенклатура (опись деталей) молоточкового механизма современного рояля содержит 82 пункта (и это еще не полный перечень, не тот, каким оперируют фортепианные мастера).

Мы приводим здесь рисунок молоточкового механизма рояля, сохранив цифровые обозначения его деталей, дабы продемонстрировать сложность конструкции, но поясняем лишь самые главные элементы.

Рабочие в контейнере для рояля «Империал»

Рабочие в контейнере для рояля «Империал»

 

Сложность молоточкового механизма не единственное, что делает рояль уникальным инструментом. Поразительно, но концертный рояль — это еще и очень громоздкая конструкция. Но, как шутит один мой знакомый пианист, тот не пианист, кто не может подвинуть свой рояль. Рояль действительно очень тяжелый инструмент. Заметим, что суммарное напряжение от натянутых в рояле струн — мы говорим о современном концертном инструменте — огромно: порядка восьми тонн (!); именно поэтому для роялей изготавливаются специальные чугунные рамы; отсюда понятно, почему эти инструменты имеют такой большой вес.

Ф. Лист играет для императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы на балу в Буде (Будапешт). Копия с картины Ф. Шмауса и К. Лафитта. Галерея фирмы «Bosendorfer»

Ф. Лист играет для императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы
на балу в Буде (Будапешт).
Копия с картины Ф. Шмауса и К. Лафитта.
Галерея фирмы «Bosendorfer»

 

Вот параметры, по-видимому, самого большого концертного рояля — модели «Империал» венской фирмы «Bosendorfer»: диапазон — 97 клавиш (более восьми полных октав), длина — 290 см, ширина — 168 см, вес — 570 кг. Эта модель — девятнадцатая в доме «Bosendorfer». Ее создание было плодом тесного сотрудничества гениального пианиста Ферруччо Бузони с мастерами этой фирмы. Столь широкий диапазон позволяет точно исполнять некоторые произведения Бартока, Дебюсси, Равеля и самого Бузони.

Некоторые моменты сборки современного концертного рояля:

Чугунная рама вкладывается в рояль до сборки корпуса

Подпиливание молоточков позволяет изменять жесткость и силу напряжения в их отдельных участках. Именно так достигается нужное звучание инструмента

Современные компьютерные программы позволяют использовать новейшие технические достижения

НА БЛАГО МУЗЫКИ

Нужно сказать, что совершенствование фортепиано всегда шло бок о бок с расширением музыкального горизонта как самих композиторов, так и пианистов. Сохранились чрезвычайно интересные суждения Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа о фортепиано и фортепианных мастерах их времени. Всего несколько примеров.

Моцарт: «До того как я увидел что-либо из штайновских изделий [Иоганн Андреас Штайн (1728–1792), прославленный органный и клавирный мастер, изобретатель так называемой «немецкой механики»], мне больше всего нравились клавиры Шпета [Франц Якоб Шпет (1714–1786), видный немецкий инструментальный мастер, прославившийся изобретением так называемого «тангентного клавира»]. Но теперь я, пожалуй, отдам предпочтение штайновским. <…> Изготовив клавир, как он мне сам рассказывал, он сначала садится за него и пробует играть разные пассажи, гаммы и скачки, и возится и трудится так долго, пока инструмент не начнет делать все. Ибо он работает на Благо Музыки, а не только ради своего блага, иначе он справился бы гораздо быстрее».

Далее Моцарт любопытно описывает метод работы Штайна: «Он придумал хорошее средство, чтобы дека не лопалась и не трескалась. Когда у него готова дека для клавира, он выставляет ее на улицу, под дождь, под снег, под знойное солнце и ко всем чертям, чтобы она раскололась, а потом вставляет клин и приклеивает его, чтобы дека стала по-настоящему крепкой и прочной. Он просто рад, когда она раскалывается; зато после этого можно не сомневаться в том, что с ней больше ничего не случится» (из письма к отцу от 17 октября 1777).

Бетховен: «Милый Штрейхер! — писал композитор пианисту, учителю музыки и фортепианному мастеру. — Позавчера я получил Ваше фортепиано. Инструмент этот удался действительно превосходно, и всякий другой постарался бы оставить его за собой. Но я — Вам это покажется очень смешным — я был бы вынужден схитрить, если бы скрыл от Вас, что для меня он чересчур хорош. А почему? Да потому, что такой инструмент лишает меня свободы самому вырабатывать свой тон. Впрочем, пусть это Вас не удерживает от изготовления всех Ваших фортепиано подобным же образом: ведь немного же, конечно, найдется людей, которым свойственны такие же причуды, как мне».

В этом деликатном отказе Бетховена принять один из замечательных венских инструментов того времени проявилась вся натура композитора: инструменты Штрейхера идеальны для музыки иного рода — легкой, изящной, приятной. Мятежный же дух Бетховена требовал другой краски: инструмент не должен был быть таким податливым; фортепианная игра Бетховена была борьбой, как и все его творчество, и в этой борьбе он должен был ощущать сопротивление материи.

«Часто думают, — писал Бетховен тому же адресату, — что в звуке фортепиано слышна только арфа, и мне приятно, дорогой мой собрат, что Вы относитесь к числу тех немногих, кто понимает и чувствует, что фортепиано может петь, коли играющий способен чувствовать. Я надеюсь, что придет время, когда арфа и фортепиано станут представлять собою два совершенно разных инструмента».

Ван дер Ноф. «Жирафное» фортепиано. 1810. Музей Виктории и Альберта, Лондон

Ван дер Ноф. «Жирафное» фортепиано. 1810.
Музей Виктории и Альберта, Лондон

 

Сравнение звучания рояля с арфой, сейчас кажущееся странным, во времена Бетховена о многом говорило: некоторые мастера намеренно стремились сблизить эти инструменты, создавая некоего рода гибриды из них — клавироарфы и «жирафные» фортепиано.

Раз уж речь зашла о Бетховене, мы должны прояснить одно недоразумение, связанное с толкованием названия одной из его последних сонат — грандиозной сонаты Hammer-Klavier, ор. 106, получившей название «Соната для хаммерклавира» (по-немецки означает «молоточковое фортепиано»). Возникает вопрос: а разве другие фортепианные сонаты Бетховена написаны не для хаммерклавира? Конечно же, для него. И нет никаких оснований обособлять эту грандиозную сонату по принципу ее инструментальной принадлежности. Появление этого термина на титульном листе сонаты (кстати, термин появился еще раньше в связи с сонатой № 28, ор. 101) объясняется созревшим у Бетховена к этому времени желанием перейти от итальянских терминов (итальянская музыкальная терминология была и остается международным языком музыкантов) к своему родному немецкому языку. Так что дело здесь не в какой-то особой инструментальной принадлежности этой сонаты, а в общих идеях композитора.

Иоганн Кристиан Дитц. Клавироарфа. 1821. Париж

Иоганн Кристиан Дитц. Клавироарфа. 1821. Париж

 

Шопен (об исполнении своего концерта для фортепиано с оркестром фа минор): «Насколько галерка и стоявшие в оркестре (на концерте был аншлаг. — А.М.) остались довольны, настолько партер жаловался на слишком тихий звук. <…> Вот почему Мохнацкий в «Kurier Polski», расхвалив меня до небес, и особенно за Adagio, под конец советует побольше энергии. Я догадываюсь, где сидит эта энергия, и поэтому во втором концерте играл не на своем, а на венском инструменте. Дьяков, русский генерал, был настолько любезен, что дал мне свой инструмент — он лучше гуммелевского, — и на этот раз публика, еще более многочисленная, чем на первом концерте, осталась довольна».

ПИАНИСТ И ЕГО ИНСТРУМЕНТ

Каждый пианист хорошо знает, как много в исполнении зависит от инструмента. В XX веке известны пианисты, которые были привязаны к определенным инструментам и гастролировали вместе со своими любимцами. Так поступал, живя в США, Сергей Рахманинов, а также Владимир Горовиц. Знаменитый канадский пианист Глен Гульд, рано закончивший свою карьеру пианиста-гастролера, полностью отдался записям в студии и делал их только на своем инструменте, причем специально препарированном по его указаниям.

Владимир Горовиц

Владимир Горовиц

 

Глен Гульд

Глен Гульд

 

В большинстве случаев крупные пианисты специально выбирают для себя инструменты. Фаворитом является американская фирма «Steinway & Sons». Свою деятельность фирма начала в 1853 г. Впоследствии члены этой династии фортепианных фабрикантов получили в общей сложности 115 патентов в области фортепианного строительства.

Члены дома «Steinway & Sons»

Члены дома «Steinway & Sons»

 

Заботясь о своей репутации, фирма успешно проводила и сейчас проводит музыкальные акции, связанные с продвижением своих инструментов. Она не только предоставляла рояли для концертов выдающихся пианистов, но и сама организовывала турне крупнейших музыкантов по Америке. Так, она устроила гастроли величайшего пианиста Антона Рубинштейна в 1872 г., когда он дал 215 концертов за 239 дней. Только отсутствие в то время Книги рекордов Гиннесса не позволило сделать в ней запись об этом почти невероятном марафоне.

И. Репин. Композитор Антон Рубинштейн. 1881

И. Репин. Композитор Антон Рубинштейн. 1881

 

Позже Игнаций Падеревский, крупнейший польский пианист (некоторое время бывший, между прочим, премьер-министром Польши), проехав всю Америку в собственном вагоне с роялем «Steinway», сыграл 107 концертов за 117 дней. Свой стотысячный рояль фирма передала в дар Белому дому. Фирма выступает спонсором Международного фортепианного конкурса имени Вэна Клайберна. Недавно четыре новых концертных рояля этой фирмы украсили залы отреставрированного дворца «Царицыно» в Москве.

Игнаций Падеревский

Игнаций Падеревский

 

Раздаются, правда, голоса противников такой «глобализации». Вероятно, близко к истине утверждение, что 98% роялей в концертных залах мира — инструменты «Steinway & Sons». В наши дни деятельность фирмы на фортепианном рынке сравнивают с деятельностью «Microsoft» на рынке компьютерных технологий. Когда известный американский пианист Гаррик Ольсон высказался в том смысле, что рояли «Bosendorfer» — «the Rolls-Royce of pianos», фирма «Steinway & Sons» моментально отреагировала на заявление и вывезла из концертного зала, где выступал пианист, свой инструмент. Концерт завершился на рояле «Bosendorfer», который привезли в зал в одиннадцать часов вечера! Конкуренция в действии.

Вэн Клайберн

Вэн Клайберн

 

За «Steinway & Sons» числится еще более тяжелое прегрешение: во время Второй мировой войны фирма финансировала бомбардировки американской авиацией складов древесины крупнейшей немецкой фортепианной фирмы «C.Bechstein» (эта фирма была поставщиком роялей Российского императорского двора). Уничтожение древесины, которую для производства роялей выдерживали десятилетиями, было равносильно уничтожению самой фирмы.

Рояль фирмы «C. Bechstein»

Рояль фирмы «C. Bechstein»

 

Автор этих строк с огромной радостью констатирует, что имеет в своем распоряжении рояль «C.Bechstein».