Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

 

Наталия КАРГАПОЛОВА

 

Графика и
декоративно-прикладное
искусство

РАЙСКИЕ ПТИЦЫ СИРИН И АЛКОНОСТ

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК
РАЙСКИЕ ПТИЦЫ СИРИН И АЛКОНОСТ
Первая половина XIX в. Государственный Исторический музей, Москва

 

В собраниях Исторического музея сложилась прекрасная коллекция архитектурной графики, дающая исследователям не только основательные познания в области исторического развития архитектуры, но и возможность обретения новых, оригинальных решений. В музее занимались архитекторы Н.Башкиров, А.Вальтер и А.В.Щусев, В.Т.Перминов, И.И.Маркушевич, П.И.Фетисов, В.М.Маят, В.Д.Адамович, Н.П.Омелюстый, В.М.Борин и др.

Парча Начало XX в. Товарищество П.И. Оловянишникова

Парча
Начало XX в. Товарищество П.И. Оловянишникова

 

Лидер национального архитектурного направления А.В. Щусев считал, что для современного художника необходимо уловить, почувствовать искренность старины. Ей надо подражать, но «не выкопировкой» старых форм, а созданием новых, творить в русском стиле свободно, запоминая общую идею, силуэт и связывая их с местностью и вкусом современников.

К коллекциям Исторического музея Щусев обращался в 1908 г. во время проектирования Марфо-Мариинской обители в Москве.

Миниатюрный портрет З.Н. Юсуповой 1900-е гг. фирма К. Фаберже

Миниатюрный портрет З.Н. Юсуповой
1900-е гг. фирма К. Фаберже

 

Ежегодно в отчетах Исторического музея записывалось: «Ученики Строгановского училища в течение года копировали предметы, выставленные в залах, и коллекции». Строгановское училище технического рисования в Москве активно поддерживало и поощряло обращение будущих художников к национальным истокам. «Преобладание композиций в русском стиле объясняется ближайшей и руководящей задачей — направлять художественные инстинкты учеников на изыскание и разработку своеобразной красоты в национальном русском искусстве», — писал руководитель училища В.И. Бутовский.

Ковш и черпак. Конец XIX в. Гончарная мастерская Строгановского училища. Москва

Ковш и черпак. Конец XIX в. Гончарная мастерская
Строгановского училища. Москва

 

Поначалу предметы старины из собрания музея становились объектами точного воспроизведения в ученических работах. В процессе обучения приходило более глубокое осмысление наследия; изделия в руках строгановцев приобретали более разнообразные формы и свободные орнаментальные мотивы; для их создания использовались новые технологии, но основой оставались исторические источники. Эти произведения имели большой успех на всемирных выставках в Париже, поражая зрителей новизной национальных форм и мотивов.

Доски архитектурные Нижегородской губернии «Лев», «Птица». 1860-е гг.

Доски архитектурные Нижегородской губернии «Лев», «Птица». 1860-е гг.

 

Основатели и руководители Абрамцевских мастерских видели в музее опору исчезающему промыслу, источниковедческую базу для возрождения народного искусства. В Абрамцеве была предпринята первая в России попытка сохранить и развить народные традиции, противопоставить рукотворную красоту кустарных изделий промышленной продукции и упадку художественного вкуса. Инициаторы организации народных мастерских добивались от учащихся не механического копирования образцов, а творческого осмысления традиций. С 1900 г. А.С.Мамонтова, Т.В.Васнецова и Е.Д.Поленова в музее «срисовывали деревянные предметы, головные уборы» и другие памятники народного искусства.

Блюдо из сервиза графов Бобринских. 1792

Блюдо из сервиза графов Бобринских. 1792

 

Наиболее распространенным народным творчеством в округе Троице-Сергиевой лавры, где располагалось Абрамцево, был столярный. Он год от года затухал, потому что все больше крестьян уходило в город на заработки. В 1885 г. руководителем мастерской стала Е.Д.Поленова, которую поддерживал в этом начинании В.М.Васнецов и брат художницы В.Д.Поленов. Мастерская превратилась в подлинную лабораторию народного искусства — в ней были разработаны более ста проектов мебели, которая пользовалась особой популярностью в среде творческой интеллигенции. Изделия мастерской получили международное признание во время экспонирования на Всемирной выставке в Париже 1900 г.

Коник (боковая деталь лавки). Русский Север. XVIII в.

Коник (боковая деталь лавки). Русский Север. XVIII в.

 

Много сделал для возрождения народного прикладного искусства Н.Д.Бартрам, автор эскизов различных изделий из дерева для артели «Богородский резчик». В Историческом музее его привлекала возможность увидеть и перенять узоры, украшавшие разнообразные предметы из собрания.

Старинные орнаменты интересовали в музее и книжного иллюстратора Е.М.Бём. В 1880–1900-х гг. художница создавала эскизы декора, используемого в изделиях Дятьковского хрустального завода. В 1893 г. произведения Бём с успехом демонстрировались на Всемирной выставке в Чикаго и получили награды за возрождение византийского и русского национального стилей.

Е. Бём. Иллюстрации к драме А.С. Пушкина «Русалка». 1902

Е. Бём. Иллюстрации к драме А.С. Пушкина «Русалка». 1902

 

Музейные памятники, в том числе изображения на старинных гравюрах, стали объектом пристального внимания у мастеров ювелирных московских фирм П.Овчинникова и П.И.Оловянишникова — флагманов национального направления в ювелирном искусстве. Коллекция памятников древнерусского ювелирного искусства из музейного собрания передавала всю красоту традиционного узорочья и его многоцветность, бесконечные возможности и высочайшее мастерство технического исполнения.

Мастера петербургских фирм К.Фаберже и Болина, сохранившие в своих изделиях стилистические особенности западноевропейского искусства XVIII в., также находили в стенах Исторического музея почву для развития своего направления.

Н. Мартынов. Эскизы декораций к опере А. Верстовского «Аскольдова могила». 1835

Н. Мартынов. Эскизы декораций к опере
А. Верстовского «Аскольдова могила».
1835

 

Примечательно, что известность поначалу скромной фирме Фаберже принес заказ на изготовление копий археологических памятников, найденных в керченских курганах. Мастера фирмы Фаберже изучали в музее изделия эпох Елизаветы и Екатерины, а также орнаментику старинных ларцов и сундуков. Ювелиры внимательно просматривали альбомы с акварельными рисунками архитектора, художника-графика Н.А.Мартынова с видами старинных русских городов, монастырей, отдельных памятников зодчества с видами деталей.

Московское отделение фирмы «К. Болин» занималось в основном производством серебряной посуды, предметов быта и туалета. В 1908 и 1910 гг. представители фирмы копировали в фондах музея орнаменты металлической посуды XVIII в.

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Медиасфера». Компания «Медиасфера» – это крупнейшее в России агентство по рекламе и маркетингу в интернете, работающее с 1997 года в области создания сайтов и с 2003 года - в продвижении сайтов. В широкий спектр предлагаемых услуг входит SMM продвижение, создание сайтов, контекстная и медийная реклама. Узнать больше о предложении компании «Медиасфера» можно на сайте www.media-sfera.com