Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №14/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

 

 

Филиалы
Государственного
Исторического музея

 

ПОКРОВСКИЙ СОБОР
(филиал ГИМ с 1928 г.)

Покровский собор на Красной площади, более известный как храм Василия Блаженного, – символ Москвы. Его силуэт узнаваем во всем мире из-за необычности архитектурной композиции: девять церквей на едином основании и неповторимое покрытие глав.

Храм Покрова на рву построен по приказу царя Ивана Грозного и по благословению митрополита Макария как собор-памятник победы над Казанским ханством, и большинство его церквей освящены в память событий этого похода.

Икона «Василий Блаженный» Конец XVI в.

Икона «Василий Блаженный». Конец XVI в.

Имена зодчих собора Бармы и Постника обнаружены в конце XIX в. в рукописном сборнике XVII в.: «...и дарова ему [Ивану Грозному] дву мастеров русских по реклу [прозвищу] Постника и Барму, быша премудри и удобни таковому чудному делу».

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 1923 г. он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 г. в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

Ф. Гильфердинг. Красная площадь 1770. Государственный Исторический музей, Москва

Ф. Гильфердинг. Красная площадь
1770. Государственный Исторический музей, Москва

С 1920-х гг. начались научно-реставрационные исследования, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание интерьеров в отдельных церквах. В 1960-е гг. во время реставрационных работ открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора – 12 июля 1561 г. (Петров день) (см. также «Искусство» № 5/2008).

НОВОДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ
(филиал ГИМ с 1934 г.)

Новодевичий монастырь в Хамовниках, на так называемом Девичьем поле, был основан в память отвоевания Смоленска у литовцев Василием III в 1514 г. и построен на том месте, где Василий, возвращаясь из успешного похода, переправился через реку и заложил деревянную церковь. Годом основания считается 1525 г., когда икону Смоленской Божьей Матери («список») – чудотворную заступницу русского войска перенесли с крестным ходом в монастырскую соборную церковь. С тех пор эту женскую православную обитель называют также Новодевичьей Богородице-Смоленской («ново», чтобы отличать ее от Стародевичьего Вознесенского монастыря, ныне не существующего, в Кремле). Кроме этого монастырь как крепость защищал Москву с юга, поэтому в его истории много героических и драматических эпизодов.

Сергий Рожков. Икона «Рождество Христово». 1685

Сергий Рожков. Икона «Рождество Христово». 1685

После закрытия Новодевичьего монастыря в 1922 г. в его стенах был открыт музей.

В собрании музея коллекции древнерусской живописи, тканей XVI–XX вв., изделий из драгоценных металлов и камней, библиотеки рукописных и старопечатных книг. Ризница монастыря пополнялась за счет многочисленных вкладов частных лиц и наследства знатных монахинь. Учитывая, что в XVI–XVII вв. монастырь занимал особое привилегированное положение, над вкладными иконами, богослужебными предметами и облачениями трудились лучшие художники, ювелиры, вышивальщицы.

Новодевичий монастырь. 1525. Москва

Новодевичий монастырь. 1525. Москва

Интересную часть музейного собрания составляют предметы с вкладными надписями. Среди имен вкладчиков – Иван Грозный, его невестка Ульяна Удельная, царевна Софья Алексеевна, Петр I, боярин Б.М. Хитрово, игуменья Палладия Дурова и многие другие исторические личности.

 

ПАЛАТЫ В ЗАРЯДЬЕ (ДОМ БОЯР РОМАНОВЫХ)
(филиал ГИМ с 1932 г.)

Палаты в Зарядье на улице Варварка – редкий образец гражданского зодчества средневековой Руси. Это своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый этаж которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Находятся палаты на территории старинной городской усадьбы, принадлежавшей в XVI в. боярину Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву, деду царя Михаила Романова.

А. Мартынов. Вид Палат бояр Романовых со стороны двора. 1858

А. Мартынов. Вид Палат бояр Романовых со стороны двора. 1858

В 1631 г. Палаты вместе с усадьбой были пожалованы царем Михаилом Романовым вновь основанному Знаменскому монастырю.

При пожаре 1668 г. Палаты сильно пострадали и в 1674 г. были разобраны до подвала, а потом отстроены мастером Мелетием Алексеевым «со товарищи».

Неизвестный художник. Палаты бояр Романовых на Варварке. Середина XIX в.

Неизвестный художник. Палаты бояр Романовых
на Варварке.
Середина XIX в.

Архитектор Ф.Ф. Рихтер. Проект оформления интерьеров Палат бояр Романовых. 1858

Архитектор Ф.Ф. Рихтер. Проект оформления интерьеров
Палат бояр Романовых.
1858

С 1857 г. здание стало использоваться как исторический памятник. В это время Ф.Ф. Рихтер (см. с. 13–14) провел ремонтно-реставрационные работы в «Доме бояр Романовых», за что был удостоен ордена Св. Владимира III степени. В 1917 г. палаты стали называться «Музеем боярского быта».

По материалам сайта ГИМ и книги Г. Шуцкой «Палаты бояр Романовых». М., 2006