Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ХОКУСАЙ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи)

Гравюра из серии
«Тридцать шесть видов Фудзи»

ПОБЕДНЫЙ ВЕТЕР. ЯСНЫЙ ДЕНЬ (КРАСНАЯ ФУДЗИ)

КАЦУСИКА ХОКУСАЙ
ПОБЕДНЫЙ ВЕТЕР. ЯСНЫЙ ДЕНЬ (КРАСНАЯ ФУДЗИ)
Из серии «Тридцать шесть видов Фудзи»
1823–1831. Цветная ксилография

Тема горы Фудзияма приобрела особый смысл в творчестве Хокусая. Во время своих многочисленных путешествий его зоркий взгляд отметил, что из тринадцати провинций главного острова Японии Хонсю в ясную погоду можно увидеть самую высокую гору – Фудзияму. Ее отчетливый ровный силуэт, словно повсюду сопровождавший мастера, вошел в его сознание как символ страны и даже символ красоты мироздания.

Задуманная художником серия стала одним из главных его произведений. Гравюры этой серии разнообразны по стилю и содержанию. Большая часть из них посвящена жанровым сценам, показу жизни городских ремесленников, занятых своим напряженным трудом, и только в одном месте, названном «Красив Фудзи», нет людей, и мощный силуэт священной горы занимает всю поверхность листа, Фудзи здесь главный герой картины.

Этот образ стал как бы обобщенным выражением миропонимания художника и его восторга перед красотой природы. В багряных красках освещенной закатным солнцем горы, в чистоте и ясности ее силуэта, в легких перистых облаках, плывущих по небу, мастер сумел передать ощущение свободы, могущества и гармонии Вселенной. В отличие от средневековых живописцев, Хокусай показал Фудзи не с высокой, а с низкой точки зрения, то есть с позиции путника, как бы преодолевающего взглядом ее высоту. Такая точка зрения помогла художнику показать масштабность горы, передать ее величие.