Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Еврейское кладбище

Якоб ван Рейсдаль
Еврейское кладбище
1655–1660. Картинная галерея, Дрезден

 

Однажды, бродя в окрестностях Амстердама, Рейсдаль набрел на небольшое еврейское кладбище выходцев из Португалии, расположенное около синагоги. Сохранились два рисунка с видами этого кладбища. В них изображены три надгробия: бывшего лекаря королевы Марии Медичи, Илии Монтальто, главного раввина Амстердама и некоего богатого гражданина. Оба этих рисунка стали основой при создании картины “Еврейское кладбище”.

В очерке “Райсдаль как поэт” (1813) дается великолепный анализ этой картины: “На заднем плане сквозь потоки буйного ливня виднеются жалкие руины некогда грандиозного собора, устремленного к небесам. Его уцелевшему фронтону долго не удержаться. Все заросло кустарником, покрылось колючками, завалено засохшими старыми деревьями. Прекрасные ценные памятники всех видов: плиты, каменные стелы — все свидетельствует о былом значении этого места. В необъятной дали зритель угадывает еще новые, скромные памятники, вокруг которых хлопочут скорбящие, — как свидетельство, что минувшее не может оставить нам ничего, что бы не было смертным.

Еврейское кладбище. Ок. 1657. Институт искусств, Детройт, США

 

Есть еще одна мысль в картине, и она производит на нас величайшее художественное впечатление. Вероятно, когда рушились огромные здания, они засыпали, преградили и заставили мирный, спокойно текущий ручей изменить свое русло. И теперь он пролагает себе дорогу к могилам. Слабый луч света, прорезаясь сквозь ливень, освещает разбитые надгробные стелы, поседевший древесный ствол, скорбно склонившийся над ними”.

Великий английский живописец Джон Констебль, высоко ценивший мастерство Рейсдаля, назвал эту картину “Аллегорией человеческой жизни”.