Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2010

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Елена Полюдова,
кандидат педагогических наук,

Нэнси Хэйс, учитель ИЗО,
Роклин Хай Скул, Калифорния, США

 

Честь и привилегия — быть учителем

Специфика преподавания изобразительного искусства в старших классах американской школы

Образование через общение

Система художественного образования в США интересна подходом к практической работе учащихся. В ней можно проследить воплощение идей философии образования американского философа и педагога Джона Дьюи. В “Энциклопедии образования США” отмечено, что имя Джона Дьюи “стало синонимом прогрессивного движения в педагогике”. В одной из работ, “Демократия и образование” (1916), Дьюи пишет, что педагогика в первую очередь должна опираться на практическую деятельность учащихся: “Образование — это общественная жизнь... и состоит по большей части в передаче информации через общение. Общение — это процесс накопления опыта до тех пор, пока он не станет общим умением и навыками”. Дьюи определяет образовательный процесс как “постоянную реорганизацию, реконструкцию и трансформацию опыта”.

Джон Дьюи

 

Идеи американского ученого стали популярными благодаря изменению акцента в образовании от схоластического и теоретизированного в сторону экспериментального подхода, обучения через деятельность. Такой подход является общепринятым в современной американской системе художественного образования, в которой предметы искусства объединены системой VAPA (Visual Arts and Performance Arts — визуальные и исполнительские искусства) и включают музыку, танец, театр и изобразительное искусство.

Статья опубликована при поддержке Московской 57 школы. Школа занимает первые места в олимпиадах и рейтингах, сотни выпускников школы - аспиранты и преподаватели лучших университетов мира, среди учителей школы есть доктора и кандидаты наук. В 2016-2017 учебном году Московская 57-я школа открывает группы развивающего обучения «ИГРОТЕКА» и «ПРИГОТОВИШКА» в Семейном Центре БОРКИ. Узнать подробную информацию о школе, стоимость обучения и контакты Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.нашашкола57.рф.

Visual Arts предполагает изучение различных видов изобразительного искусства: графики, живописи акриловыми и масляными красками, акварели, керамики; кроме того, основ теории цвета, некоторых направлений и периодов в развитии искусства и отдельных имен и произведений. Performance Arts включают в себя исполнительские искусства: игру на музыкальных инструментах, вокал, хор, танец, театр.

Неотъемлемое условие получения оценки по каждому из этих предметов — участие в общественной деятельности школы: украшение помещений, тематические выставки, школьные и благотворительные концерты, спектакли и фестивали.

Предметы образовательной области “Искусство” изучаются в американской школе с 1-го по 12-й класс. В российской школе музыка, рисование, танец изучаются в младшей и средней школе (1–4-е и 5–7-е классы), в старшей (10–11-е классы) появляется новый предмет — мировая художественная культура.

Рассказ о том, что в нашей школе нет практической художественной деятельности, вызвал неподдельное удивление американских коллег. Школьники в Америке ставят спектакли, рисуют, музицируют, поют и танцуют вплоть до окончания школы. Один из предметов цикла VAPA можно изучать углубленно несколько лет, а после этого поступить в профессиональное учебное заведение по этой специальности. А можно менять курсы хоть каждый год, однако при этом теряется углубленность изучения, поскольку каждый из этих курсов разделен по сложности на три уровня.

Три уровня сложности

Первый уровень — beginner. На этом уровне занимаются все, поскольку необходимо пройти определенный курс предметов. Цель учителя на этом уровне — научить детей основам самовыражения, основам рисунка. Но самое главное — сделать что-то самому, что можно было бы принести домой, показать родителям и друзьям, повесить на стену, сказав: “Я нарисовал это сам!” Объем материала по теории и истории искусства на этом уровне минимален, однако учитель сообщает некоторые интересные факты (о создании какой-либо картины, необычность произведений определенной эпохи). Педагог дает больше практических заданий на развитие навыков копирования, учит быть точным в зарисовках, рассказывает, для чего это необходимо.

На второй (intermediate — средний) и третий (advanced — продвинутый) уровни приходят учащиеся с ярко выраженным интересом и способностями к искусству, стремлением к художественному творчеству. Эти уровни принципиально не различаются, то есть средний является ступенью к более углубленному продвинутому уровню. Педагоги отмечают, что если учащийся пришел на занятия среднего уровня, то следующим этапом обязательно будет продвинутый, так как такие дети отличаются высокой степенью мотивированности в занятиях искусством.

Основой работы и здесь, как на первом уровне, является процесс самовыражения, но выглядит это несколько иначе. По словам американских преподавателей, ученики второго и третьего уровней имеют развитое воображение, могут придумать интересный сюжет для своего произведения, а также обладают необходимыми навыками для осуществления задуманного. Кроме того, они стремятся выразить свои идеи, полны замыслов и проектов. В этом случае задача учителя — организовать для ученика сложный процесс самосознания и осуществления замысла, одновременно помогая ему овладеть новыми техническими средствами.

Процесс создания одного произведения занимает от одного до двух месяцев, в зависимости от темы, техники и материала, которые ученик запланировал освоить. Широко применяется метод коллективного обсуждения и анализа произведений искусства различных эпох, материалов к изучаемой теме, эскизов по текущему проекту и домашних работ.

Каждая тема начинается с подробного планирования замыслов и действий, выбора техники и материалов, то есть работа над произведением начинается задолго до появления первых эскизов.

Нормативные документы

Содержание каждого уровня обучения, так же как и объем программ, перечень навыков, которые должны освоить учащиеся, представлены в нормативных документах каждого штата (в нашем случае — это стандарты Калифорнии). Школа берет их за основу и формирует свой спектр предметов VAPA.

Роклин Хай Скул  имеет обширную программу, которая включает разнообразные курсы изобразительного искусства: рисование и живопись; керамика; фотография; фотожурналистика; графический дизайн; дизайн вэб-страниц. Школа использует модель, называемую “Обучение мастерству”. Учителя определяют круг навыков, которые необходимо освоить, и объем работ, которые должны быть выполнены к окончанию каждого курса, коррелирующих со стандартами района и штата.

Например, необходимый объем знаний для уровня начинающих — это понимание и умение применять основы теории цвета в серии упражнений, опросов и в итоговой работе. Перед окончанием курса учащиеся должны продемонстрировать владение всеми необходимыми навыками и знаниями. Этот курс базируется на создании портфолио, так как наибольшая заинтересованность у учащихся проявляется при создании законченных произведений искусства.

В 1998 г. все учителя искусства районного департамента образования, в который входит и Роклин Хай Скул, совместно разработали образовательный стандарт для преподавания искусства, примерные типы заданий для каждого уровня цикла VAPA, которые соответствуют стандартам Калифорнии в сфере педагогики искусства.

Ниже приведены выдержки из Образовательного стандарта Калифорнии для общеобразовательных школ, которые, возможно, будут интересны российским педагогам искусства (в полном объеме этот документ доступен в электронном виде на сайте Департамента образования Калифорнии — www.cde.ca.gov). Приведенная часть стандарта описывает сферы деятельности и качества характера, которые играют важную роль в формировании творческой личности учащихся.

Художественное восприятие опирается на обработку, анализ и реакцию на чувственную информацию с помощью языка искусства и навыков в сфере искусства.

Творческое выражение является частью работы в сфере искусства. Учащиеся применяют приобретенные навыки в составлении композиции, разработке и осуществлении своего замысла в каждой работе. Учащиеся могут использовать различные способы для выражения своих идей в школьных и внеклассных работах.

Исторический и культурный контекст используется для понимания учащимися исторического и культурного фона при изучении различных периодов истории искусства. Учащиеся анализируют историю и особенности развития изучаемого вида искусства, а также специфику его наиболее ярких периодов.

Эстетическая оценка формируется в процессе художественного и критического анализа произведений искусства. Совместно с учителем учащиеся работают над пониманием замысла произведения искусства. Эта деятельность включает выражение их собственного мнения, изучение мнений исследователей и основывается на теории искусства, эстетической оценке и эмоциональном восприятии.

Учащиеся используют то, что было изучено в одной сфере искусства, сравнивают это как с другими видами искусства, так и с другими сферами деятельности. Учащиеся не только развивают свои творческие навыки в художественной деятельности, но и применяют их в решении других задач, таких как общение, организация распределения своего времени как в учебной деятельности, так и в дальнейшей жизни, например в сфере специального образования в сфере художественных дисциплин.

Общие проблемы

К сожалению, в США нет системы дополнительного образования в виде государственных художественных и музыкальных школ, так же как и центров дополнительного образования школьников. Есть частные и достаточно дорогие музыкальные и художественные школы и студии. Искусством могут себе позволить заниматься только или очень способные дети (для них существует система стипендий), или дети очень обеспеченных родителей (большинство обучающихся в таких школах относятся к последней категории).

В общих чертах ознакомление с искусством и историей его развития проходит в общеобразовательных школах на уроках искусства. На базе школ ведется активная внешкольная работа в виде клубов по интересам. Это дает возможность большинству детей попробовать себя в различных видах художественной деятельности в пределах школьной программы и после занятий.

И все же эти клубы не могут удовлетворить потребность многих детей в профессиональном художественном образовании. Уникальная российская система государственного дополнительного образования школьников — центры детского творчества, музыкальные и художественные школы, станции юных техников и др. — вызывает большой интерес американских коллег. Из бесед с американскими учителями становится ясно, что проблемы художественного образования идентичны, независимо от страны и образовательных стандартов.

Как американские, так и российские педагоги искусства убеждены, что процесс творчества развивает самооценку и уверенность в себе, вносит существенный вклад в формирование образованной и гармонично развитой личности. Успех в творчестве зачастую вдохновляет учащихся обращаться к другим дисциплинам и изучать их более проницательным взглядом. Именно поэтому американские педагоги считают, что искусство — необходимая часть школьной программы.

Этим проблемам посвящены многие конференции и исследования американских педагогов и ученых. Активную деятельность ведут различные общества в сфере педагогики искусства, материалы которых доступны на сайтах Национальной ассоциации художественного образования, Общества Джона Дьюи, Общества учителей литературы и многих других.

Болезнь чистого листа

По мнению американских коллег, детально разработанная программа и план заданий должны дать учащимся возможность быть компетентными в следующих видах деятельности: поиск смысла и контекста будущей работы, опыт свободного формирования личного взгляда на мир, понимание символичности языка визуальных искусств, умение высказать обоснованное суждение о своих работах и работах одноклассников, овладение методами изобразительной выразительности. Характеристики видов деятельности учащихся внесены в методические рекомендации для педагогов изобразительного искусства и используются для создания заданий на различные темы.

Наиболее интересна подготовительная часть работы. Ребятам предлагается выбрать цель создания и идею своего будущего рисунка, продумать следующие моменты: какие задачи ставит перед собою ученик, каковы должны быть общая композиция, центр композиции, соотношение частей и деталей будущего произведения, техника исполнения, подбор деталей.

Опыт показывает, что наибольшую трудность дети испытывают именно на подготовительном этапе создания работы. “Болезнь чистого листа” актуальна в сфере педагогики искусства, поэтому особенно интересно сравнить педагогический опыт различных стран при рассмотрении моделей образования.

Погребальная маска. Искусство Теотиуакана.
300–650 гг.

 

Воины-атланты, стоящие на вершине пирамиды Утренней звезды.
X–XI вв. Мексика

Кодекс Нутталь. Фрагмент.
Культура миштеков. XIII–XV вв.

Выше приведен пример исследовательского проекта — план работы над произведением для продвинутого уровня при подготовке к неделе культуры Мексики, которая проводилась в Роклин Хай Скул и включала: выставку художественных работ, исполнение национальных танцев и музыки, показ художественных фильмов Мексики, просмотр презентаций на разнообразные темы о современной Мексике (экономика, география, история, культура).

Маска ацтеков.
XIV–XVI вв.

Камень Солнца.
Ок. 1479. Из храма Темпло Майор

Все этапы процесса создания произведения четко определены и структурированы. На первый взгляд, может показаться, что в действиях учащегося не хватает спонтанности, так как все его шаги прописаны, есть даже заверенное подписью ученика подтверждение, что он понимает ответственность за взятые на себя обязательства. Однако учащиеся не ограничены в выборе темы, способов ее выражения, и все формальности помогают им организовать свое время, разбить кропотливый труд по созданию произведения на отдельные осознаваемые этапы.

Ф. Калло. Объятия вселенской любви.
Земля, я, Диего и Коатль.
1949

Ф. Калло. Корни. 1943

Д. Ривера. Цивилизация тотонаков. 1950

 

Д. Ривера. Крестьяне. 1947

Д. Ривера. Носильщик цветов. 1950

Д. Ривера. Сон о воскресном дне в парке Аламеда. 1948

 

Такой подход с детализированной системой вопросов и этапов работы над произведением разработан в программе Visual Arts для каждой изучаемой темы.

Все эти вопросы и задания помогают четкому осознанию хода работы над произведением. Незаметно для ученика в процессе поиска информации и ответов на вопросы формируется понимание того, что нужно сделать, какие шаги будут необходимы в скором времени, а что нужно будет сделать в дальнейшем. Учитель называет те имена или географические названия, которые ученик может использовать для самообразования в процессе подготовки к проекту.

Пример исследовательского проекта

(продвинутый уровень)

Имя ____________________

Тема: “Художественные формы Мексики” (используй в своем поиске ключевые слова, такие как народное искусство штата Оахака, мексиканские папирусы, маски ацтеков, живопись Д. Риверы, Ф. Калло).

Ответь на следующие вопросы:

• Как эти формы соотносятся с выбранными тобой художественными формами? Присоедини эту форму к своему плану независимого изучения темы.

• Какие средства и специальные техники используются для создания этих художественных форм? (После каждого вопроса, оставлено место для ответа. Таким образом, ученик может внести свои первые заметки и варианты в подготовительный план работы.)

• Опиши то, как эти художественные формы используются, какова цель их использования.

• Какие темы характерны для этого художественного стиля? Каковы источники вдохновения?

• Опиши использование символов или образов, которые говорят об идеях, настроениях, чувствах.

Самостоятельное исследование. План и конспект.

Объясни свою цель. Например, ты исследуешь новые средства или оттачиваешь свое мастерство в уже знакомой технике? Эта работа является частью серии работ или чем-то новым, в чем ты только пробуешь себя? Какие идеи ты хочешь выразить и какие элементы ты будешь использовать для этого? Проверь, соответствует ли содержание твоего плана уровню сложности твоего курса.

Сделай набросок своей идеи на свободной части листа ниже или прикрепи эскиз.

Материалы: карандаш, ручка, чернила, цветные карандаши, темпера, акрил, пастель и др.

Сроки:

сдачи содержания _______

проверки половины этапа выполнения работы _________

окончания проекта _______

Я понимаю, что, если выполненная работа не будет соответствовать вышеуказанному содержанию, это повлияет на мою оценку.

Подпись ученика____________ Дата.___________

Примечания переводчика

Оахака – один из 31 штата Мексики, территорию которого исторически населяли сапотеки и миштеки. Сейчас в этом штате больше носителей языков коренных народов, чем в любом другом.

Важна инициатива ученика, так как на уроках даются понятия об основных аспектах изучаемой темы: учитель показывает альбомы, слайды и фильмы, комментирует их, учащиеся приносят самостоятельно найденный материал (в данном проекте использовался документальный фильм о Диего Ривере и Фриде Калло, альбомы с иллюстрациями, педагог предоставил список наиболее интересных интернет-ресурсов). Однако процесс принятия решения принадлежит ученику, который сам определяет тематику и выразительные элементы своей будущей работы, что создает для него напряженную ситуацию выбора, учит отбирать материал, наиболее соответствующий замыслу и тематике произведения.

На наш взгляд, существенным недостатком обучения такого типа является отсутствие учебников. В общем-то учащиеся остаются один на один с огромным искусствоведческим, историческим и культурологическим материалом. Многое из того, что могло бы быть кратко изложено в учебной статье со ссылками и указанием наиболее важных моментов, остается за пределами внимания учащихся. Не каждый из них сможет и захочет обрабатывать большой объем материала по изучаемой теме. К сожалению, чаще всего поиск ограничивается минимальным количеством информации.

Плюсы и минусы

Итак, система художественного образования США кардинально отличается от российской. В основе первой — выбор и практический подход, базирующийся на личном опыте. В основе второй — работа с крупными потоками информации, преподавание культурологических знаний. Американская система художественного образования поощряет практическую деятельность каждого ученика, что подтверждается стандартами образования, программными документами, системой работы ученика в школе, а также достаточным количеством часов в учебном плане (3–4,5 часа в неделю в старшей школе).

Практическая деятельность, знания через практику, опора на личный опыт, многоуровневая система обучения и критериев оценки позволяют прослеживать динамику развития каждого, помогают разделить группы учащихся по их художественным и творческим интересам.

Работа над законченным произведением практически реализует одну из главных целей художественного образования — заинтересовать искусством, творческим делом, представить художественный труд как возможность оформления своего дома, окружающего пространства, использовать навыки творчества для самореализации в будущем.

Эффективный момент обучения – то, что учащиеся разделены на группы с различными уровнями обучения, каждый из которых имеет свои цели и задачи, определенную степень сложности тематики и навыков. Цель своей работы учитель видит не только в отработке определенных навыков и сообщении информации по искусству, но и в применении навыков и знаний как в сегодняшней школьной жизни, так и в дальнейшем, во взрослой жизни.

Однако необходимо отметить и минусы этой системы. Большая самостоятельность ребенка не позволяет ему глубоко заниматься теоретическими и техническими аспектами. Темы по истории искусства появляются изредка во время отдельных бесед и не подкреплены учебниками и четкой программой.

Негативные стороны российского художественного образования заключаются в том, что в старших классах доминирует теоретическая деятельность, а отсутствие художественного опыта и практики не дают возможности подросткам попробовать свои силы в творчестве, им приходится изучать результаты творчества других. К сожалению, зачастую уроки мировой художественной культуры сводятся к пересказу истории искусства. Недостаточное количество времени (1–2 часа в неделю в старшей школе) также не позволяет педагогам реализовать творческий потенциал учеников и активизировать их художественные интересы.

Тем не менее логически выстроенная теоретическая база программы предмета “Мировая художественная культура” дает основу для формирования кругозора старших школьников, понимания процессов развития культуры и искусства. Многообразие учебных пособий позволяет учителю выбрать наиболее приемлемое для конкретной школы или класса.

* * *

Нэнси Хэйс написала: “Это честь и привилегии для меня — быть учителем. Это способ сделать тысячи детей счастливыми с помощью изучения искусства. Я могу научить их различным способам самовыражения, используя педагогические методики и системы заданий. Задача заключается в создании гармонии между объемом образовательной программы и той радостью, которую получают дети в процессе творчества. Мое желание — привить каждому моему ученику осознанное понимание искусства, способность отличать тонкие выразительные черты окружающего мира. Если мои ученики понимают и ощущают это, я считаю, что выполнена наиболее важная часть моей работы”.

Действительно, проблемы и цели учителей искусства любой страны одинаковы. Каждый учитель искусства считает своей основной задачей пробудить в учениках интерес к искусству и осознание красоты окружающего мира. Именно поэтому важно изучать проблемы коллег из других стран, обмениваться мнениями, что позволит привнести свежие идеи в педагогический опыт обеих сторон.