Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №8/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Портрет А.Ф. Кокоринова

Дмитрий Левицкий
Портрет А.Ф. Кокоринова
1769. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

На выставке Академии художеств в 1770 г. Левицкий представил шесть своих работ, лучшей из которых был единогласно признан портрет А.Ф. Кокоринова. И действительно по сей день он остается едва ли не самым значительным произведением художника в области парадного портрета.

Александр Филиппович Кокоринов был личностью неординарной — талантливый архитектор, всесторонне образованный человек с прекрасным вкусом. Родился он в Тобольске и за относительно короткий срок успел сделать впечатляющую карьеру. Особенно помогло ему на этой стезе покровительство графа Шувалова, сделавшего молодого архитектора своим первым помощником по устройству Академии художеств.

В итоге Кокоринов был назначен директором Академии, для развития которой сделал много достойных и полезных дел — организовал преподавание в живописном, гравировальном и архитектурном классах (курс по архитектуре он читал сам, причем на русском языке, что для того времени являлось редкостью, преподавание велось обычно на французском или немецком), ввел изучение арифметики, мифологии и истории, отменил телесные наказания для учеников.

Т. Мельтон. Императорская Академия художеств. 1789

 

Кокоринов не скрывал своего восхищения русским искусством и нередко помогал талантливым молодым мастерам, да и сам Левицкий принадлежал к числу его “питомцев”. Однако самым значительным его деянием стало возведение нового здания Академии художеств. Закладка первого камня была произведена с большой пышностью в присутствии императрицы Екатерины II и великого князя Павла Петровича.

Кокоринов не только участвовал в создании проекта Академии, но и руководил строительным процессом. Вот тут-то и начались неприятности. Пришедший вместо Шувалова к руководству Академией Иван Иванович Бецкой не только не питал приязни к директору, но и всячески мешал его деятельности. Постоянные придирки и несправедливые обвинения подкосили душевное здоровье Кокоринова. В 1772 г. он повесился на чердаке Академии, своего главного и любимого детища.

Впрочем, на портрете Левицкого нет и намека на столь трагический финал. Архитектор изображен в апогее своей славы. Он величественен и слегка вальяжен. Стоя у роскошного бюро черного дерева в своем рабочем кабинете, Кокоринов указывает на разложенный на столе план здания Академии. Спокойно и гордо, чуть усмехаясь, смотрит он на зрителя.

Л. Плахов. Кучерская Академии художеств. 1834

 

Живописное мастерство художника проявилось в этом портрете в полном блеске, поражая гармонией красок и превосходной передачей фактуры тканей, меха и кружев. Великолепен шитый золотом камзол, белый атласный кафтан, отороченный соболем, — поговаривали, что за это одеяние, сшитое специально к торжественному празднованию закладки Академии художеств, Кокоринову пришлось выложить сумму, равную годовому окладу.

Нижний вестибюль Академии художеств

 

Интересно, что исследователи творчества Левицкого далеки от единодушия в трактовке образа, воплощенного художником. Некоторые считают, что в данном случае он дал лишь поверхностную характеристику, не разгадав душевную драму Кокоринова, другие, наоборот, пишут о полных грусти глазах внешне благополучного архитектора. Третьи считают Кокоринова олицетворением идеального героя, “человека новой породы”. Что ж, возможно, в этом и заключается достоинство настоящего произведения, не дающего однозначных характеристик, но позволяющего каждому составить о нем свое собственное мнение.