Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №6/2010

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ТЕАТР БАРОККО И КЛАССИЦИЗМА

 

Александра НИКИТИНА

 

Урок № 6

Корнель и Расин: черты барокко и классицизма в жизни и творчестве

Урок “Корнель и Расин” не единственный в нашем цикле, где дети знакомятся с отрывками из пьес этих авторов. И выбор “Горация” Корнеля и “Федры” Расина в данном случае связан отчасти с тем, что другие знаковые пьесы — “Иллюзия” и “Сид” Корнеля, “Андромаха” Расина — используются нами в иных занятиях. Если же учитель предполагает сделать этот урок единственным по данной теме, то, может быть, ему стоит добавить работу с отрывками из “Сида” и “Андромахи”.

Класс объединяется в рабочие группы по 5 человек. Для этого учитель при входе раздает разрезанные на пять частей строки трагедии, наклеенные на “рубашки” разных цветов. Их нужно собрать и прочитать. У кого оказываются фрагменты одного текста, тот и составляет одну группу. Каждая команда занимает свой рабочий стол.

ТЕКСТЫ ДЛЯ КАРТОЧЕК

Отрывок из пьесы Пьера Корнеля “Иллюзия”

Алькандр

Свело их только то, что все они актеры.
Прочитан монолог — и кончились раздоры.
Убийцей был один и жертвою другой,
Но правит вымысел смертельной их враждой;
Стихи ведут на бой, слова кричат о боли,
Когда же сыграны разученные роли,
Враги перестают хитрить и убивать
И делят выручку, друзьями став опять.

Отрывок из пьесы Пьера Корнеля “Сид”

Дон Родриго

Я подчинюсь тебе, но мысли не покину
Принять из рук твоих желанную кончину;
Затем, что даже страсть не может мне велеть.
О мной содеянном бесславно пожалеть.
Непоправимый миг, рожденный жарким спором,
Похитил честь отца, меня покрыл позором.

Отрывок из пьесы Пьера Корнеля “Гораций”

Камилла

Братоубийственной не похваляйся славой —
И дорог будешь мне, неверный и лукавый.
Зачем стране одной не служим я и ты?
Тебе готовила бы лавры и цветы,
В тебя вливала бы уверенность и силу,
С тобою говоря, как с братом говорила.

Отрывок из пьесы Жана Расина “Андромаха”

Гермиона

Поверил ты словам, что женщине влюбленной
Подсказывал ее рассудок помраченный?
Не должен ли ты был в душе ее прочесть,
Что, мучась от любви, она твердит про честь,
Что сердце и уста между собой в разладе?

Отрывок из пьесы Жана Расина “Федра”

Федра

О нет! Все понял ты, жестокий!
Что ж, если хочешь ты, чтоб скорбь свою и боль
Я излила до дна перед тобой,— изволь.
Да, я тебя люблю. Но ты считать не вправе,
Что я сама влеклась к пленительной отраве,
Что безрассудную оправдываю страсть.
Нет, над собой, увы, утратила я власть.

Отрывок из пьесы Жана Расина “Британник”

Бурр

Царица! Для чего не умер я вчера!
О, пусть Нерон рукой, спасительно жестокой,
Даст исцеленье мне от горечи глубокой!
Он Бурру показал, злодейство совершив,
Что с цезарем таким не будет Рим счастлив.

Теперь, когда рабочие группы собраны, они получают на каждый стол биографии Пьера Корнеля и Жана Расина и письменное задание. На столах также должна быть бумага для рисования и письма, цветные карандаши и ручки.

РАБОЧИЙ МАТЕРИАЛ

ЗАДАНИЕ

Прочитайте тексты, выписывая на отдельный рабочий лист имена или звания людей, названия организаций, имевших значение в жизни каждого из драматургов, а также названия географических мест, определявших их судьбу. Когда эта работа будет закончена, сыграйте в модную салонную игру того времени: нарисуйте “Карту души” каждого из драматургов. В центре будет он сам, а все остальное расположится в каком-то понятном вам смысловом порядке: слева или справа, снизу или сверху, близко или далеко, и будет занимать большее или меньшее место в этой карте. На эту работу у вас есть 7 минут.

Пьер Корнель

 

КОРНЕЛЬ, ПЬЕР (1606–1684), французский драматург. Член Французской академии с 1647 г. Основоположник классицистской трагедии во Франции.

Родился 6 июля 1606 г. в Руане, в семье адвоката. По настоянию родных изучал право и даже получил адвокатскую практику, однако все интересы молодого Корнеля лежали в сфере изящных искусств.

В 1629 г. Корнель решился показать свой первый драматургический опыт — комедию в стихах “Мелита” — Гийому Мондори, руководителю театральной труппы Маре. И Мондори с успехом поставил “Мелиту” в Париже.

На творчество Корнеля обратил пристальное внимание кардинал Ришелье и даже включил его в число поэтов, писавших пьесы по плану самого кардинала. Однако Корнель довольно скоро вышел из этой группы: он стремился к поиску собственного пути в драматургии. Этот шаг имел серьезные последствия в жизни драматурга.

Пьеса Корнеля “Сид” (1636) оказалась переломной. Париж встретил спектакль театра Маре овациями. Появилась даже поговорка “Это прекрасно, как “Сид”. Однако многие мысли пьесы, особенно идеализация родового средневекового долга и личной доблести, отрыв от идей государственности, вызвали недовольство правящих кругов. Ришелье организовал бурное и широкое публичное обсуждение “Сида”, которое возглавила Французская академия. В знаменитом “Споре о Сиде” речь шла о допустимой степени свободы драматурга. Корнель был обвинен в нарушении канонов поэтики классицизма.

“Спор о Сиде” оказал большое влияние на Корнеля. С той поры в его трагедии прочно входит политическая проблематика. Практическое воплощение жестокого урока Академии яснее всего видно в пьесе “Гораций”. Она написана в 1639–1640 гг. в Руане, куда Корнель уехал для осмысления “Спора о Сиде”. Вернувшись в Париж в 1640 г., драматург отдал “Горация” в театр “Бургундский отель”.

П. Корнель. Гораций. Акт 4, сцена 6

 

Дальнейшая эволюция творчества Корнеля связана с периодом подготовки и самих событий Фронды (общественного движения во Франции против абсолютизма в 1648–1653 гг.). К этому времени относятся пьесы Корнеля так называемой второй манеры — “Родогуна” (1644), “Ираклий” (1647), “Никомед” (1651) и др. В центре сюжетных переплетений — борьба за власть. Политическая проблематика в трагедиях Корнеля “второй манеры” переводится в новую плоскость: демонстрации пагубности произвола и абсолютной власти. Образы тиранов, терпящих политический крах, оказались в этих пьесах глубже и интереснее, нежели характеры их положительных противников.

Во второй половине XVII в. зрительский интерес к пьесам Корнеля постепенно снижается. Он вновь уезжает в Руан и решает отказаться от занятий драматургией. Через семь лет, в 1659 г., Корнель возвращается в Париж по приглашению министра финансов Фуке. Последующие пятнадцать лет оказались последним этапом драматургического творчества Корнеля, в течение которого он написал несколько политических трагедий, не имевших у публики прежнего успеха. К этому времени французский театральный зритель обрел нового кумира — Жана Расина. Последние десять лет своей жизни Корнель для театра не писал, хотя и выпустил в 1682 г. новое собрание сочинений своих пьес.

Умер Корнель 1 октября 1684 г. в Париже, надолго пережив зенит своей славы.

Жан Расин. Портрет работы неизвестного художника. Музей г. Лангр

 

РАСИН, ЖАН (1639–1699), французский драматург. Родился в г. Ферте-Милон, в семье чиновника местной налоговой службы. Его мать умерла в 1641 г. при родах. Отец женился вторично, но через два года умер совсем молодым, двадцати восьми лет от роду. Детей взяла на воспитание бабушка.

В возрасте девяти лет Расин стал пансионером школы в Бове, которая была связана с аббатством Пор-Рояль. В 1655 г. он был принят учеником в само аббатство. Проведенные там три года оказали решающее воздействие на его литературное развитие. Он учился у четырех выдающихся филологов-классиков той эпохи и под их руководством стал великолепным знатоком античности.

В 1660 г. Расин завершил образование в парижском коллеже Аркур. Примерно в это время у него появились связи в литературной среде, где он познакомился с поэтом Ж. де Лафонтеном. В том же году была написана поэма “Нимфа Сены”, за которую Расин получил пенсию от короля, а также две первые пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не сохранившиеся.

Считается, что первые из сохранившихся пьес — “Фиваида” и “Александр Великий” — он написал в 1664 и 1665 гг. В течение двух лет, последовавших за постановкой “Александра Великого”, Расин укрепил связи с двором, открывавшие путь к личной дружбе с королем Людовиком XIV. Драматург побудил прославленную актрису Терезу Дюпарк оставить труппу Мольера и перейти в театр “Бургундский отель”, где в 1667 г. она сыграла заглавную роль в его “Андромахе”.

Ж. Расин. Федра. Действ. V, явл. 6.

 

Неизвестный художник
Мария Шанмеле.
XVII в.

Сара Бернар
в роли Федры

 

Постановка в 1670 г. “Береники”, в которой заглавную роль исполнила новая ученица Расина мадемуазель Мари де Шанмеле, стала одной из придворных загадок. Утверждали, что в образах Тита и Береники Расин вывел Людовика XIV и одну из его фавориток, возможно, племянницу кардинала Мазарини. До 1677 г. Расин пишет много трагедий, и все они идут с успехом. Он становится главным любимцем французской публики.

“Федра” — последняя трагедия Расина. Постановка этой пьесы стала поворотным пунктом в его творческой судьбе. Его враги, руководимые герцогиней Буйонской, предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу, обвинив Расина в безнравственности: героиня греческого мифа влюблена в своего пасынка. Второстепенному драматургу Прадону было поручено написать трагедию на тот же сюжет, и конкурирующая пьеса была поставлена одновременно с “Федрой” Расина, но провалилась. А пьеса Расина шла в театре со все возрастающим успехом.

Элиза Рашель в роли Федры

Алиса Коонен в роли Федры

 

Неожиданно Расин отказался от участия в полемике. Он женился на набожной Катрин де Романе, родившей ему семерых детей, занял должность королевского историографа вместе с Н. Буало. Единственными его пьесами за этот период стали “Эсфирь” и “Гофолия”, написанные по просьбе мадам де Ментенон (новой фаворитки короля) и разыгранные в 1689 и 1691 гг. ученицами основанной ею школы в Сен-Сире. Умер Расин 21 апреля 1699 г.

Когда задание выполнено, каждая группа демонстрирует свою карту, поясняя ее, а зрители записывают в тетради все мысли и связи, которые им самим до этого не приходили в голову. Эти листы понадобятся каждому в самом конце урока для выполнения финального задания. Все “Карты” развешиваются до конца урока на доске.

После этого все ученики рассчитываются на 1-й–4-й, и таким образом получается 4 новые группы. Каждая занимает отдельный стол. Теперь на каждый стол ложатся отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина. А задания у каждой группы разные. На выполнение заданий отводится 12 минут (отрывки из пьес П. Корнеля “Гораций” и Ж. Расина “Федра” см. на диске, который будет приложен к № 8/2010 газеты “Искусство”. – Ред.).

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 1

Прочитайте отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина и найдите в них сходства и различия по следующим признакам:

• Время и место действия.

• Положение героев в обществе.

• Политическая ситуация, в которой действуют герои.

• Размер стиха.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 2

Прочитайте отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина и найдите в них сходства и различия по признакам:

• Обстоятельства, которые заставляют страдать героев.

• Лексика (слова и обороты), которую используют герои.

• Мотивы, которые движут поступками героев.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 3

Прочитайте отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина и выделите по одной реплике каждого героя: Горация и Куриация, Федры и Ипполита, где содержатся главные мысли каждого и их главное расхождение — противоречие. Расскажите о своем понимании сходного и разного в конфликте отрывков из “Горация” и “Федры”.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППЫ 4

Прочитайте отрывки из пьес “Гораций” Корнеля и “Федра” Расина и сделайте для каждого героя табличку:

  Черты, за которые героя можно уважать Черты героя, которые могут вызвать сердечное сочувствие зрителя Черты, которые унижают достоинство героя Черты героя, которые могут вызывать враждебные чувства зрителя
Гораций        
Куриаций        
Федра        
Ипполит        

Объясните, какие противоречия заложены в характерах героев и в возможном зрительском восприятии.

Каждая группа выделяет выступающих по числу вопросов. Они рассказывают классу о результатах своих исследований. Их ответы коротко фиксируются каждым из учеников в тетрадях. Записи понадобятся нам для выполнения следующего задания. После этого все участники возвращаются в свои исходные группы, сформированные в самом начале, и каждая получает новое, одинаковое для всех, задание:

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП

Многие исследователи прошлого считали, что творчество художника (поэта, писателя) может принадлежать только одному стилю и только одному художественному течению, а тем более — одно произведение! Но сейчас искусствоведы все чаще замечают, что даже в том случае, если черты одного стиля в произведении и во всем творчестве автора преобладают, то черты иных, сопредельных стилей все же просматриваются, дают о себе знать. Пожалуйста, сделайте следующее: используя “карты”, вывешенные на доске, и заметки, которые вы делали в тетрадях во время выполнения предыдущих заданий, найдите:

• черты классицизма и черты барокко в каждом из драматических отрывков, с которыми вы только что работали;

• черты влияния классицистической и барочной картины мира в каждой из биографий.

На эту работу у вас есть 10 минут.

(Если перед этим не было урока, посвященного правилам классицизма в драматургии, то на каждый стол выдается перечень правил. А если урок был, детям предлагается воспользоваться своими тетрадями.)

Когда работа выполнена, каждая группа оставляет основного специалиста у своего стола, а других членов команды отправляет в соседние группы, собирать идеи. На консультации с коллегами отводится 5 минут, после чего гонцы возвращаются к себе за рабочие столы с записями, сделанными во время бесед. Все группы получают предпоследнее задание.

Нужно нарисовать проект обложки к изданию пьесы Корнеля “Гораций” и пьесы Расина “Федра”, где отражалась бы двойственность каждой судьбы и произведения. Важно, чтобы ученики попробовали почувствовать, в какой изобразительной эстетике это уместно было бы сделать, согласуясь с эстетикой текста. На эту работу отводится 7 минут.

Затем все работы вывешиваются и рассматриваются. Группы возвращаются за свои столы и получают 2 минуты на совещание. Они должны выбрать одну (не свою) работу, которая показалась им наиболее точной и удачной. Необходимо выдвинуть не менее пяти аргументов в пользу своей точки зрения.

Обсуждением работ и аплодисментами друг другу занятие завершается.