Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Мадам Сезанн в красном кресле

Поль Сезанн
Мадам Сезанн в красном кресле
1877. Музей изобразительных искусств, Бостон

 

В отличие от многих художников, предпочитавших работать в определенном, наиболее близком им жанре, Сезанн в своем творчестве нашел место и для натюрморта, и для пейзажа, и для портрета. Ему было интересно пробовать свои силы в различных направлениях, и во всем, за что бы он ни брался, мастер добивался успеха.

К портрету Сезанн обратился уже на раннем этапе своего творчества. Среди первых удачных работ в этой области следует отметить изображения отца художника и его дяди Доминика. Существует мнение, что, несмотря на несомненное внешнее сходство моделей с их живописными образами, Сезанн все же не стремился проникнуть во внутренний мир своих героев и отобразить его на полотне. Скорее он писал свое представление о портретируемом. Особенно это характерно для ранних работ 1860-х годов.

В следующее десятилетие портрет окончательно утвердился в творчестве Сезанна. И в этот период его моделями оставались люди из ближайшего окружения — будь то служанка, садовник или часовщик, но чаще всего художник писал свою жену Гортензию, сохранилось около сорока ее изображений.

Мадам Сезанн в оранжерее. 1892. Художественный музей, Цюрих

 

Мари Гортензия Фике в ранней юности подрабатывала позированием, на одном из сеансов они и познакомились с Сезанном. Довольно быстро молодые люди стали жить вместе, через некоторое время Гортензия родила сына Поля, однако жениться художник не спешил, опасаясь гнева отца и, как оказалось, не напрасно. Когда Луи Огюст случайно узнал о тайной семье своего наследника, он пришел в бешенство и под угрозой лишения финансовой поддержки потребовал прекратить эту связь. Сезанн отказался — и действительно перестал получать от отца содержание. Вплотную подступила бедность, тем более что в те годы его картины не спешили покупать.

На протяжении многих лет Сезанн колесил по Франции, лишь иногда наведываясь в Эстак, где он поселил жену с сыном. Только в 1886 г., через семнадцать лет после знакомства, Сезанн и Гортензия “оформили отношения”. Известно, что на бракосочетании присутствовал и Луи Огюст, видимо, в конце жизни простивший не оправдавшего его ожиданий сына.

Дядя Доминик. 1865–1867. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

Итак, судя по количеству дошедших до нас портретов, Гортензия была любимой моделью Сезанна, но для нее самой эти сеансы были, как правило, довольно утомительными. Увлекающийся художник, оказавшись за мольбертом, порой забывал, что перед ним не неодушевленная модель, а живой человек, заставляя свою довольно общительную жену на протяжении долгих часов неподвижно сидеть в молчании.

Один из портретов, “Мадам Сезанн в красном кресле”, был написан в конце 1870-х гг., в период творческой зрелости Сезанна. Колорит картины построен на сочетании довольно ярких контрастных цветов — красного, серовато-голубого, оливкового и зеленого. Поразительно, как небольшие островки разных локальных тонов сливаются в единое гармоничное целое — сложная живописная техника с использованием многочисленных мелких мазков позволяла Сезанну добиваться тончайших цветовых градаций. Портрет выглядит торжественным и монументальным, наполненным ощущением спокойного достоинства, присущего модели.