Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Натюрморт с драпировкой и кувшином

Поль Сезанн
Натюрморт с драпировкой и кувшином
1899. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

 

Примерно с конца 1882 г. Сезанн все больше внимания стал уделять натюрморту. Он начал интересоваться этим жанром достаточно давно, не без влияния Эдуарда Мане, но именно сейчас натюрморт занял в его творчестве едва ли не преобладающее место, во всяком случае, за период с 1885 по 1895 г. им было создано 59 полотен.

В это же время был написан и знаменитый “Натюрморт с драпировкой” из собрания Государственного Эрмитажа, принадлежащий к серии из шести картин с изображением одинаковых предметов. Так же как и в прочих подобных работах, мы не увидим здесь драгоценных тканей, изящной посуды или вычурных безделушек. Перед нами вещи, простые донельзя — кувшин, смятая скатерть и блюда с фруктами.

Композиция картины отличается взвешенностью и сбалансированностью. Предметы почти симметрично расположены вокруг помещенного в центре кувшина, который является также и вершиной своеобразного треугольника (кстати сказать, подобная треугольная композиция часто использовалась Сезанном и в других работах, например в пейзажах с горой Святая Виктория). Даже складки драпировки и те состоят из множества трехгранников, перекликающихся с общей композицией.

Синяя ваза. 1885–1887. Музей Орсе, Париж

 

Занавеска делит задний план на две почти равные части. Однако столь продуманное и точное решение не исключает некоторых перспективных искажений — так, стол и центральное блюдо кажутся слегка вогнутыми или даже опрокинутыми, что позволяет художнику связать реальное трехмерное пространство и двухмерную плоскость картины. Этот прием в дальнейшем был взят на вооружение последующими поколениями молодых живописцев.

Цветы и листья на кувшине написаны свободно, с намеренно размытыми краями, в отличие от “настоящих” фруктов, прописанных довольно скрупулезно, причем интересно, что их контуры составлены из коротких ломаных штрихов. Таким образом, формы при всей их монументальности не кажутся застывшими. Колористическое решение натюрморта также отличается оригинальностью. Все предметы написаны яркими, насыщенными тонами, но для теней Сезанн использует не серые оттенки, как в традиционных картинах, а цвета, контрастные по отношению к основным, — розовато-лиловые.

Натюрморт с имбирем и баклажанами.
1894. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

 

В своих работах Сезанн старался проявить суть конструкции предметов, а не просто продемонстрировать их внешнее подобие, и это настолько ему удается, что, видя объект всего лишь в одном ракурсе, легко можно представить его целиком. Призывы трактовать природу посредством геометрических фигур находят в этом натюрморте яркое выражение — мы видим шаровидные плоды, цилиндрический кувшин, конические складки скатерти…

Простые вещи предстают исполненными значительности, как будто это не предметы повседневного обихода, а сакральные объекты, тотемы. Недаром Рильке сказал о натюрмортах Сезанна, что тот “заставил их выражать целую вселенную”, а Гоген так отзывался о художнике: “Этот непостижимый человек, с натурой по сути своей мистической и восточной… Его формы таинственны и гнетуще спокойны, как у человека, погруженного в сон, его цвет исполнен восточной важности”.