Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Наталья НИКОЛАЕВА,
доктор искусствоведения

 

Японский сад камней

Тенденция к синтезу

Как особый вид искусства японские сады сформировались в средневековый период и соответственно были частью его духовного мира, в котором важное место принадлежало религиозным представлениям.

Еще в древности на территории Японских островов сложились верования, основой которых было обожествление всего, что окружало человека. Божества ками присутствовали рядом с человеком, влияя на его жизнь во всех проявлениях. Позднее эти верования оформились в религиозную систему синто (Путь богов), где главным было единство природы и человека.

Фрагмент сада в стиле карэ сан суй

 

Воспринятый с континента и распространившийся в VI–VII вв. буддизм постепенно в своих установках приспособился к местному складу мышления и представлениям о мире. Свойственный синтоизму культ природы во всех ее проявлениях — от могущественных стихий до ручья, камня, птицы, цветка — был поддержан учением о наличии «естества Будды» (буссё) во всех природных объектах — от гор и морей до мельчайшей пылинки. Это согласовывалось с древними верованиями японцев и помогало сложению свойственного нации идеального представления о природе, ее эстетического осмысления, в том числе и в искусстве садов.

Вероятно, еще в VI–VII вв. японцы познакомились с образцами китайского садового искусства. Однако эти образцы были изменены в соответствии с иными климатическими и географическими условиями, а также с собственными представлениями о взаимоотношениях человека и природы.

На рубеже VIII и IX вв. обозначилась тенденция к синтезу древних и привнесенных извне идей. Это стало началом первого высокого расцвета самобытной японской культуры, обозначаемого по имени первой столицы Хэйан (современный Киото).

Сэйрёдэн – дворец Чистой прохлады

 

Подлинных памятников архитектуры и садов эпохи Хэйан не сохранилось. Представить их можно на основании реконструкции комплекса императорского дворца — церемониального зала Сисиндэн (дворца Пурпурных покоев) и собственно императорской резиденции Сэйрёден (дворца Чистой прохлады). Перед зданием Сисиндэн располагался специальный церемониальный двор, покрытый белой галькой, а к югу от него размещался пейзажный сад с искусственным озером и островом, соединенным с берегом мостиком. По озеру можно было кататься на лодках, с разных точек любуясь красотой сада. Личные покои императора Сэйрёдэн имели свой церемониальный двор и пейзажный сад с ручьем и водопадом.

По типу императорского дворца строила свои резиденции в зависимости от ранга хэйанская аристократия.

Главное, что создание сада уже осознавалось как особый вид искусства, со своими признаками и законами. Инструкции по устройству садов содержатся в самой древней книге, посвященной этому искусству, «Сэндзай Хисё» (или «Сакутэйки») IX века.

Сад как формула мироздания

Конец XII в. в истории Японии ознаменовался не только большими социальными потрясениями, приходом к власти военного сословия, но и значительными изменениями в культуре. Наибольшее влияние получила буддийская школа Дзэн, что нашло самое непосредственное отражение в искусстве создания садов.

Сундучок эпохи Хэйан. XII в.

 

Главным методом познания в учении было не движение мысли, а интуиция, некое «внутреннее знание», свойственное человеку. Под воздействием Дзэн складывалось новое отношение к природе, и созерцание ее становилось путем к постижению смысла учения. Особое внимание дзэн-буддизм проявлял к искусству, его художественно-образному постижению мира, ибо свойственный искусству метафорический и символический язык открывал каждому человеку нечто особое, свойственное его индивидуальному жизненному опыту, и мог стать путем к постижению истины. Неудивительно, что среди других видов искусства Дзэн уделял большое внимание садам.

Женский придворный костюм. Деталь свитка живописи. Начало XIII в.

 

В руководствах, посвященных устройству садов, выделялись два главных типа сада — пейзажный с холмами (цукияма) и плоский (хира-нива). В каждом из них были три основные формы: полная (син), полусокращенная (гё) и сокращенная (со). Процесс обобщения формы сада заключался не в уменьшении количества основных элементов, а в переходе от изобразительного языка к символическому. Ландшафтный сад в развернутой форме был ориентирован на реальную природу в ее разных проявлениях, а символический сад должен был воплотить сущность природы как «формулу мироздания».

Музыка и шахматы. Фрагменты ширмы XVII в. Ксилография XIX в.

 

Приступая к планировке сада, мастер в зависимости от характера почвы, размера территории и других условий выбирал главный элемент сада — скалы, водоем, деревья, мхи. При этом обязательно учитывалось воспринятое из китайской философии сопоставление двух взаимодополняющих начал — отрицательного и положительного (инь и ян), от которых зависела гармония сада: это вода и камни. Вода могла быть натуральной или обозначенной песком, галькой, а камни, обычно специально отобранные по величине, цвету, форме, фактуре, присутствовали всегда.

Чудеса святилища Касуга. Деталь свитка. 1309

 

Искусство расстановки камней (сутэ-иси) считалось главным в работе художника сада. Он должен почувствовать пластические возможности каждого камня, наиболее выразительно сгруппировать их, построить центральную и второстепенную группы, найти их точное соотношение и, таким образом, организовать пространство сада.

Кинкакудзи – Золотой павильон. XIV в.

 

Именно так строились знаменитые «сухие сады» (карэ сан суй), большинство которых располагалось в дзэнских монастырях. Любой такой сад создавался для выражения религиозной идеи — учения Дзэн, но возможность выражения этой идеи давала художественная форма, созданная мастером.

Сад Дайсэн-ин — одна из вершин в искусстве садов этого типа, олицетворение необузданной стихии, грандиозного мира природы с поднимающимися к небу обрывистыми громадами гор и шумными потоками. Камни и песок создают впечатление каскада с водопадом, перекинутого через пропасть моста, плывущего к «райским островам» корабля. Переданный белым гравием поток, узкий и стремительный, огибает скалы и устремляется к порогам. Поток олицетворяет жизнь человека, и каждый камень на его пути символизирует ее различные этапы.

Композиция сада — олицетворение пути постижения учения, прихода к истине сквозь преграды, но не физические, а духовные. Любой дзэнский сад создавал необходимую обстановку для самоуглубления, был своего рода камертоном для внутреннего настроя человека. Именно таким был еще один прославленный сад Рёандзи, расположенный на небольшой прямоугольной площадке перед домом настоятеля монастыря.

Ровная поверхность, засыпанная белым гравием, разделена специальными граблями на бороздки, которые идут параллельно длинной стороне сада, где расставлены группы камней, окруженные такими же бороздками и полосами зеленого мха. Это может напоминать и морские волны, омывающие скалистые острова, и пену облаков, над которыми возвышаются вершины горных пиков. Воображение зрителя может создать любой образ, но только общее впечатление покоя и тишины, равновесия и гармонии дает возможность сосредоточиться и обрести то спокойствие духа, при котором созерцание сада будет направлено не только вовне, но внутрь себя.

Единство утилитарности и красоты

Первоначально сосредоточенное лишь в столице и крупных монастырях, искусство садов уже в конце XV в. получает распространение в провинциях, а столетие спустя развивается еще одна форма дзэнского сада, связанная с культом чая.

Культ чая, или Путь чая (тя-до), одно из сложных явлений японской средневековой культуры, оказавших воздействие на формирование новых художественных форм.

С этим культом связано появление специального архитектурного сооружения — чайного дома (тясицу) и составлявшего с ним единое целое чайного сада (тянива). Основанный на предыдущем историческом опыте, чайный ритуал был переосмыслением философских и эстетических проблем культуры, в частности в утверждении единства утилитарности и красоты.

Чайный ритуал подразумевал и особенности поведения участников — естественность, сосредоточенность, а также употребление простых, непритязательных изделий, близких повседневной крестьянской утвари, в которой мастера чая открыли особую, прежде не замечавшуюся красоту. Все это оказало влияние и на устройство чайного дома и чайного сада.

Дорожка чайного сада Ура-Сэнкэ

 

Основное место в композиции сада занимала дорожка из камней — родзи, которая вела к чайному павильону, к сосуду для омовения рук перед началом церемонии и к каменному светильнику. Особое внимание уделялось отбору камней для дорожки, их формам, силуэтам, размерам. Дорожка начиналась от ворот сада, и от ее устройства зависел ритм движения через сад.

Благодаря художественно выстроенному пространству время прохода через сад становилось содержательной частью ритуала, местом для формирования определенного настроения, важного уже в интерьере тясицу. Сад был призван способствовать духовной концентрации, не отвлекая яркостью цветов или замысловатостью композиции. Проходя через сад, человек должен был почувствовать отрешенность и одиночество, выключенность из повседневной реальности, что и было главной целью всего ритуала.

Так, при всем различии, сады по-разному развивали одну пространственную идею, получавшую новое воплощение в зависимости от конкретных исторических условий и художественных задач.

Память поколений

Семнадцатое столетие в истории искусства садов отличалось появлением нескольких выдающихся по своим художественным достоинствам произведений, среди которых первое место принадлежит ансамблю Кацура.

Большой по размерам, он имел свободный план без какой-либо фиксирующей вертикали. Искусственные холмы и впадины создавали подъемы и спуски, перемежая высокие точки с широким обзором и низкие, более замкнутые. Разветвляющиеся дорожки соединяли дворец с павильонами в саду, вели к месту любования водопадом, к озеру с песчаной отмелью, в Долину светлячков и другие части ансамбля, раскрывая постепенно его меняющуюся красоту.

Дворец Ниномару в замке Нидзё. 1626

 

В течение XVIII–XIX вв. по всей стране появилось множество садов, в том числе и в разрастающихся городах. Яркая неповторимость произведений эпохи расцвета искусства садов исчезла, его законы и приемы стали общедоступными, что означало демократизацию этого вида творчества, возможность создания для человека своего сада. Это становилось частью образа жизни.

Сад замка Нидзё

 

В новой роли предстает преображенная форма традиционного сада и в крупных общественных парках, в том числе в Парке мира в Хиросиме (1949–1956).

Общий вид зданий и сада в замке Нидзё. XVII в. Киото

 

При всех изменениях идеалов, связанных с политическими, социальными, культурными условиями, современные японские сады продолжают сохранять овеществленную «память поколений» — национальную традицию отношения к природе как к ценности.