Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ВЕНЕЦИАНСКАЯ БИЕННАЛЕ

 

Марк САРТАН

 

Картинки с выставки

Только что завершилась 53-я Венецианская биеннале современного искусства, которая дает нам уникальную возможность узнать, что сегодня творится в мире в столь интересной для нас области. Поэтому редакция газеты «Искусство» решила посвятить специальный выпуск этому знаменательному событию.

Для начала чуть-чуть истории. Впервые Международная художественная выставка прошла в Венеции в 1895 году. С тех пор здесь регулярно (в последнее время – каждые два года) проводится самый представительный смотр достижений мирового искусства.

Вот лишь несколько примеров. В 1910 г. один зал был отведен для работ Климта (правда, картину Пикассо сняли с выставки, опасаясь шокировать публику). В 1922 г. администрацию подвергли резкой критике за ретроспективу Модильяни и выставку африканской скульптуры. В тридцатые годы XX в. от художественной выставки отпочковались знаменитый ныне Венецианский кинофестиваль и Фестиваль современной музыки.

Павильоны в садах Джардини

1. Дворец экспозиций (см. схему внизу). 2. Нидерланды. 3. Бельгия. 4. Испания. 5. Швейцария. 6. Венесуэла. 7. Россия. 8. Япония. 9. Корея. 10. Германия. 11. Канада. 12. Великобритания. 13.Франция. 14.Чехия и Словакия. 15. Австралия. 16. Уругвай. 17. Израиль. 18. США. 19. Северные страны. 20. Дания. 21. Финляндия. 22. Венгрия. 23. Бразилия. 24. Австрия. 25. Сербия. 26. Египет. 27. Венеция. 28. Польша. 29. Румыния. 30. Греция

 

В 1948 г. на первой послевоенной биеннале была показана ретроспектива Пикассо, тогда же были выставлены работы Эрнста, Дали, Кандинского, Миро и Клее. Два года спустя американский павильон представил внушительную подборку шедевров абстрактного экспрессионизма, и широкая публика впервые узнала о существовании Поллока, Горки и де Кунинга. Середина 1960-х была отмечена расцветом поп-арта. С начала 80-х годов выставки организуются по тематическому принципу, а темы задаются назначаемыми каждый раз кураторами.

Главные награды Венецианской биеннале в разные годы получали Саржент, Брак, Матисс, Дюфи, Эрнст, Арп, Кальдер, Раушенберг, Джонс, Твомбли. Естественно, политика вручения призов неоднократно критиковалась, как и оспаривались отдельные решения жюри. Протестное движение привело даже к тому, что с 1968 по 1986 г. призы и вовсе не присуждались.

Сейчас общественное мнение подуспокоилось, но арт-критики по-прежнему частенько удивляются выбору победителей. Так, на нынешней биеннале всеобщим успехом пользовалась провокационная экспозиция «Коллекционеры», устроенная одновременно в павильонах Дании и Северных стран. Жюри удостоило ее (всего лишь) специального упоминания, что многими было воспринято как неготовность оценить радикальный проект по достоинству. Словом, борьба консерваторов и прогрессистов то ли все еще ведется, то ли все еще мерещится.

«Создавая миры». Выставка во Дворце экспозиций

1. John Baldessari. 2. Guyton \ Walker. 3. Tomas Saraceno. 4. Rachel Khedoori. 5. Roberto Cuoghi. 6. Tony Conrad. 7. Dominique GonzalezFoerster. 8. Massimo Bartolini. 9. Anju Dodiya. 10. Alessandro Pessoli. 11. Rosa Barba. 12. Georges Adeagbo. 13. Susan Hefuna. 14. Richard Wentworth. 15. Wolfgang Tillmans. 16. Nathalie Djurberg. 17. Oyvind Fahlstrom. 18. Gordon MattaClark. 19. Toba Khedoori. 20. Spencer Finch. 21. Rachel Harrison. 22. Pavel Pepperstein. 23. HansPeter Feldmann. 24. Palermo. 25. Simon Starling. 26. Gilbert & George. 27. Pietro Rossacalva. 28. Gutai. 29. PhilippeParreno. 30. Lygia Pape. 31. Sherrie Levine. 32. Anna Parkina. 33. Gino De Domini. 34. Yoko Ono. 35. Rirkrit Titavanija. 36. Aleksandra Mir. 37. Tobias Rehberger. 38. Andre Cadere

 

Биеннале устроена следующим образом. В садах Джардини на востоке Венеции находится основное и самое старое выставочное пространство. Здесь были построены первые национальные павильоны, а во Дворце экспозиций стали устраивать тематическую выставку.

Со временем и павильонам, и выставке стало тесно на отведенной территории, и биеннале выплеснулась за границы садов Джардини. Под национальные экспозиции снимаются многочисленные палаццо и выставочные помещения по всему городу, а тематическая выставка продолжается в Арсенале. Это действующая военно-морская база, отголосок боевой славы Венецианского флота, но гигантская анфилада, где некогда производились канаты, сейчас, естественно, пустует. В ней и размещаются экспонаты.

Но и это еще не все. Кроме многочисленных экспозиций в национальных павильонах в садах Джардини и по всему городу и кроме тематической выставки на двух огромных площадках, программа биеннале включает в себя еще и бесчисленное множество так называемых сопутствующих событий. Как правило, это выставки, устраиваемые либо отдельными галереями, либо и вовсе отдельными художниками и кураторами.

«Создавая миры». Выставка в Арсенале

1. Lygia Pape. 2. Michelangelo Pistoletto. 3. Aleksandra Mir. 4. Marjetica Potrc. 5. Hector Zamora. 6. Susan Hefuna. 7. Yona Friedman. 8. Carsten Holler. 9. Simone Berti. 10. Goshka Macuga. 11. Jan Hafstrom. 12. Pascale Marthine Tayou. 13. Renata Lucas. 14. Richard Wentworth. 15. Amy Simon. 16. Paul Chan. 17. Elena Elagina, Igor Makarevich. 18. Haegue Yang. 19. Ulla von Brandenburg. 20. Tian Tian Wang. 21. Bestue / Vives. 22. Sara Ramo. 23. Moshekwa Langa. 24. Cildo Meireles. 25. Falke Pisano. 26. Sheela Gowda. 27. Jorge OteroPailos. 28. Jumana Emil Abboud. 29. Madelon Vriesendorp. 30. Sunil Gawde. 31. Renata Lucas. 32. Gonkar Gyatso. 33. Thomas Bayrle. 34. Anawana Haloba. 35. Hector Zamora. 36. Ceal Floyer. 37. Anya Zholud. 38. Joan Jonas. 39. Grazia Toderi. 40. Chu Yun. 41. Keren Cytter. 42 Spencer Finch. 43. Huang Yong Ping

 

Надо ли говорить о том, что обойти все площадки Венецианской биеннале и увидеть всю экспозицию собственными глазами решительно невозможно, не говоря уже о том, что на предварительный просмотр журналистам выделено всего три дня. Поэтому любой обзор, любой репортаж о биеннале будет грешить неполнотой. Тем не менее общую картину представить себе вполне возможно, как и сделать определенные выводы о том состоянии, в котором пребывает именно искусство современное, совсем сегодняшнее, так сказать, искусство с пылу с жару.

Я категорически не собирался провести три дня на биеннале в роли художественного критика. Мне гораздо ближе роль зрителя, причем зрителя хоть и требовательного, но заинтересованного. Конечной моей целью было донести до читателя не высокоученое суждение об экспонатах, а саму картинку с выставки, чтобы вы хоть чуть-чуть почувствовали себя посетителем Венецианской биеннале. Оттого и в подборе изображений я отдавал предпочтение собственным фотографиям, а не прилизанным картинкам из пресс-релизов, хотя последние тоже использовал.

Лукавить не буду: зритель во мне не победил журналиста, да и не пытался. Потому определенное общее мнение у меня сложилось, и я им поделюсь – на скромной последней странице. Но все же пусть оно не сильно влияет на ваше восприятие. Перед вами картинка плюс короткие описания, и вы в полном праве составить собственное впечатление.