Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

 

Марк САРТАН

 

Церковь Сакре-Кёр

ЦЕРКОВЬ САКРЕ-КЁР
Архитектор ПОЛЬ АБАДИ
1875–1923

 

В 1871 г. два французских католика Александр Лежанти и Юбер Роо де Флери дали клятвенный обет построить церковь, посвященную Святому Сердцу Христову (по-французски – Сакре-Кёр) в память о жертвах франко-прусской войны. Напомним, что эта война, спровоцированная прусским канцлером Отто Бисмарком и формально начатая Наполеоном III, закончилась поражением и крахом Французской империи, в результате чего Пруссия сумела преобразовать Северогерманский союз в единую Германскую империю, а Франция потеряла Эльзас, отдав его Германии.

Церковь Сакре-Кёр возвышается над Парижем

 

Обет поддержал архиепископ парижский Гибер. И хотя вокруг идеи возведения храма на народные пожертвования возникли горячие дебаты, в итоге Национальное собрание проголосовало «за» и выбрало место для будущего строения на вершине холма Монмартр. В 1874 г. был объявлен открытый конкурс для выбора главного архитектора. Им стал 62-летний Поль Абади. Интересно, что, несмотря на значительность проекта, на конкурс было представлено всего 78 работ, среди которых оказался и проект купольного храма Абади.

Купола собора Сен-Фрон, Перигьё

 

Базилика на Монмартре – апогей его мастерства как строителя. В юности он участвовал в реставрационных работах вместе с Эженом Виолле-ле-Дюком в соборе Парижской Богоматери, затем трудился в соборе Сен-Пьер в Ангулеме и там же построил ратушу, а еще реставрировал собор XII века Сен-Фрон в Перигьё на юге Франции. Последний стал отправной точкой при создании проекта Сакре-Кёр: форма куполов полностью повторяла силуэт Сен-Фрон. Кроме того, мастера вдохновляли собор Святого Марка в Венеции и храм Святой Софии в Константинополе.

Первый камень был заложен 16 июня 1875 г., после чего строительство продолжалось более сорока лет, в течение которых 10 млн человек из всех уголков Франции успели пожертвовать свои средства на этот храм.

Церковь Сакре-Кёр. Разрез

 

Особое внимание было уделено фундаменту – строительство базилики такой величины на холме, изрытом карьерами по добыче гипса, приравнивалось практически к подвигу. И чтобы обеспечить в дальнейшем устойчивость грандиозного строения, было вырыто 83 шахты фундамента, каждая из которых уходила вглубь горы на 33 (!) метра (высота десятиэтажного дома). В качестве строительного материала был выбран известняк из карьеров Шато-Ландон, который при соприкосновении с дождевой водой покрывается белым налетом. Именно поэтому собор всегда сверкает белизной.

Месье Абади не увидел свой шедевр законченным, он умер в 1884 г. Его замысел доводили «до ума» один за другим еще пять архитекторов, каждый из которых привносил в сооружение что-то свое. В частности, была несколько увеличена высота куполов. Чтобы огромное строение не казалось мрачным, мастера придумали разнообразный внешний декор – колонны, арки, полукруглые окна, вырезанный в камне орнамент, придающие храму пышный, праздничный вид. Фасад украшают бронзовые статуи Жанны д'Арк (справа от входа) и святого Людовика (слева) работы Ипполита Лефевра. Над ними, в центре, возвышается белоснежная статуя Иисуса Христа, благословляющего Париж. На барельефах над главным входом изображены сцены из жизни Христа, в частности Тайная вечеря. Внизу, под ступенями, ведущими в храм, расположена крипта. В ней хранится погребальная урна с сердцем Александра Лежанти.

Главный купол яйцевидной формы притягивает внимание, скрывая за собой колокольню собора с самым большим колоколом Франции. Его окрестили Савояр, так как он был отлит в 1895 г. в городе Анси, что расположен в департаменте Верхняя Савойя. Сам он весит 19 тонн, его язык — 850 кг. Прибытие Савояра в столицу Франции стало большим событием. Многие горожане наблюдали, как повозка, запряженная более чем 25 лошадьми, тянула этого великана на холм, к храму.

Торжественное освящение базилики состоялось в 1919 г., но строительство здания завершилось только в 1923 г., а оформление интерьера так и вовсе в 1930-е годы. С тех пор и по сей день не иссякает поток паломников, прибывающих сюда со всего мира, чтобы принять участие в богослужениях. Более двух миллионов христиан каждый год приходят помолиться Святому Сердцу Иисуса.

Однако у парижан Сакре-Кёр вовсе не так популярен, как у туристов и паломников.

Начать с того, что его возведение было политическим решением. Католическая церковь считала, что позорное и горькое поражение в войне с Пруссией есть не что иное, как наказание за грехи и отсутствие должного благочестия. Корни же проблем, естественно, клерикалы видели в Великой французской революции, которая многими французами, напротив, воспринималась как справедливое восстание угнетенных. Поэтому идея искупить революционные грехи якобы благочестивым поступком свободолюбивым парижанам казалась ханжеской.

К тому же в сознании парижан франко-прусская война неразрывно связана с событиями Парижской коммуны, а она, в свою очередь, по своей идеологии была продолжением революции. Кончилась же война поражением, в частности потому, что французское правительство отдало Париж пруссакам, чтобы те уничтожили коммунаров.

Так что Сакре-Кёр многие поняли как неуместный антинародный памятник разгрому коммуны.

Некоторые детали проекта только усилили впечатление. Так, Монмартр был выбран якобы в связи с историей святого Дениса, небесного покровителя французской монархии, который был здесь обезглавлен. Но восстание коммунаров началось именно на Монмартре, и в выборе места увидели многозначительный намек. К тому же средства собирались вроде бы по всенародной подписке, но поступали преимущественно из провинции, из сельских районов, которые коммуну не поддержали и всегда считались в Париже роялистскими и антиреспубликанскими.

Надо сказать, что и архитектурные достоинства здания тоже оспариваются, и прежде всего знатоками. Пропорции куполов, которые Абади задумывал строгой сферической формы, были сознательно искажены, вытянуты вверх, чтобы они снизу, с подножия холма, не казались слишком плоскими. Результат получился странный: яйцеобразные купола с удлиненными фонарями-«перечницами». Колокольня выглядит чужеродно, она скорее византийская, чем южнофранцузская, да еще и такой фаллической формы, что от ее строительства в какой-то момент едва не отказались, настолько неуместно она смотрится рядом с приделом Богоматери. Интерьер называют ангаром, который построил Палладио. Да и общее впечатление от архитектуры и декора фасада скорее кичевое, чем художественно-одухотворенное.

Впрочем, время лечит. Будучи «собрана» из элементов разных стилей, церковь оказалась все же не копией, а оригинальным произведением. Она с самого начала задумывалась для услаждения глаз прохожих, а не знатоков, и эту функцию выполняет прекрасно: толпы туристов тому свидетельством. Да и политический контекст к началу XXI века перестал восприниматься так остро, как сто лет назад.

В общем, как это уже не раз бывало в истории, в спорах и ссорах Париж обрел очередную достопримечательность и очередной символ.