Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

 

Марк САРТАН

 

Что осталось от римских времен

Весной 53 года до н.э. будущий римский император Гай Юлий Цезарь занимался, как обычно, безнадежным делом усмирения варваров. В ходе очередной кампании он разбил лагерь на небольшом островке Лютеция посреди Сены, где уже стояла деревушка галльского (то есть кельтского) племени паризеев – отсюда будущее название Парижа. С этого момента и принято отсчитывать историю города.

Для Римской империи он не имел серьезного значения, тем не менее постепенно рос и развивался как один из военных форпостов в дальней галльской провинции. Римляне, впрочем, быстро перебрались на возвышенный и потому сухой левый берег, но и остров посреди реки, будущий Сите, оставался заселенным. На правом берегу начало застраиваться предместье.

Римская планировка Лютеции, наложенная на карту современных улиц Парижа, и христианские церкви у бывших римских перекрестков и дорог

 

Архитектурных памятников с той поры осталось немного. В XIX веке были раскопаны так называемые арены Лютеции, вмещавшие некогда до пятнадцати тысяч зрителей. Сегодня они отреставрированы, фактически даже перестроены, и превращены в общественный парк. Сохранились и остатки терм (общественных бань), ставших впоследствии частью готической жилой резиденции отеля Клюни. Следы театра и форума обнаружены только в ходе археологических изысканий.

Но несмотря на почти полное исчезновение материальных свидетельств римской эпохи, до нас дошли свидетельства нематериальные, а именно некоторые принципы городской организации, важные градостроительные зоны и их взаимоотношения.

Начать с того, что до сих пор четко прослеживается упомянутое выше трехчастное деление: левый берег, правый берег и остров между ними. Несмотря на серьезную разницу в размерах, в смысле идейном это вполне равнозначные части, пусть даже в ходе веков своеобразный центр значимости смещался то в одну, то в другую сторону.

Кроме того, на о. Сите с самого начала образовались два принципиально разных ядра застройки. На западной оконечности был возведен дворец римского наместника, а в восточной части – храм Юпитера. С тех пор на острове неизменно присутствуют два центра власти: политический и религиозный.

Два центра застройки на Сите. Гравюра 1400 г.

 

Так, французские короли вплоть до XIV в. жили в своем дворце, занимавшем всю западную оконечность Сите, пока в 1358 г. Карл V не переехал в Лувр на правом берегу. Тогда здание перешло в ведение парламента, органа высшей судебной власти государства, так что значение этой части острова как политического центра сохранилось.

Не изменила положения дел и существенная перестройка, которой бывший дворцовый комплекс подвергся в XIX веке, чтобы стать нынешним Дворцом правосудия. На смену хаотичному скоплению старинных зданий, зачастую находившихся в весьма неудовлетворительном состоянии, пришел большой комплекс новых строений внятной планировки, соответствующей их предназначению. Эта смена полностью соответствовала становлению новой и стройной системы французского права, заложенной Наполеоном и целиком заменившей путаные законы прежних времен. Архитектура в который раз отразила дух эпохи.

Схожим образом дело обстояло и на востоке острова Сите, где на месте бывшего храма Юпитера долгое время сменяли друг друга христианские церкви, а ныне высится величественная громада собора Парижской Богоматери. Так что свое значение религиозного центра эта часть острова сохраняет до сих пор.

Да, план города с римских времен изменился очень сильно. И не только потому, что Париж невообразимо разросся, но и потому, что схема его улиц приобрела иную структуру, принципиально другой характер. Но при внимательном взгляде следы римской планировки на плане города легко разглядеть, она словно бы просвечивает сквозь узор нынешней городской ткани.

Римляне ориентировали свои поселения по сторонам света. Улицы, шедшие с юга на север, назывались кардо, а перпендикулярные им – декуманус. Если в каждом направлении выделялась главная улица, то она называлась соответственно кардо максимус и декуманус максимус. Их перекресток и был центром города.

Нынешняя улица Святого Иакова (rue Saint-Jacques) и есть бывший римский кардо максимус. Среди поперечных улиц главной не было, возможно потому, что ее роль фактически выполняла река, пересекающая кардо максимус под прямым углом. Римляне, как уже говорилось, ее немного сторонились, предпочитая болотистым берегам сухую возвышенность, и селились в основном на левом берегу, на будущем холме св. Женевьевы. Поэтому «главный» перекресток и находился на вершине этого холма, неподалеку от сегодняшнего пересечения улиц Святого Иакова и Суфло.

Хотя рисунок парижских улиц с тех пор кардинально изменился, римские проезды почти полностью сохранились, пусть даже в некоторых случаях потеряли транспортное значение и даже превратились в пешеходные улочки.

Но и это еще не все. Любопытно, что многие тогдашние перекрестки и сейчас «маркированы» церквями, возникшими на месте римских храмов и молелен. Те, в свою очередь, служили целям защиты путников в таких магически опасных местах, как дороги и их развилки.

Таким образом, Париж хоть и утерял практически всю застройку времен Римской империи, в своем развитии сберег некоторые принципы, заложенные еще в античные времена.