Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №15/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Надежда ВИНОГРАДОВА

 

Ма Юань

МА ЮАНЬ
УЧЕНЫЙ СО СЛУГОЙ НА ГОРНОЙ ТЕРРАСЕ
Конец XII – начало XIII в. Шелк, тушь. Собрание С.С. Ван, Нью-Йорк

 

Картина Ма Юаня «Ученый со слугой на горной террасе» на первый взгляд проста и немногословна. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что выражено в ней много новых мыслей и глубоких чувств. Ма Юань — один из самых известных живописцев периода Южная Сун (1127–1279). В его творчестве воплотились особенности всей духовной культуры Китая периода ее расцвета.

Художник жил во времена огромных потрясений, переживаемых страной. Длительная полоса изнурительных войн завершилась захватом чжурчжэнями северной части страны, а в 1127 г. и столицы Кайфэн. Императорский двор и Академия живописи вынуждены были переместиться на юг, в Линьань (Ханчжоу). Ностальгия стала знамением времени. Хотя пейзаж продолжал сохранять свое значение ведущего жанра, настроения, переданные в нем, изменили его характер. На смену величественным горным ландшафтам пришли картины лирического, а порой камерного содержания.

Ма Юань. Сливовое дерево, камин и утки.
Шелковый свиток. XIII в. Музей Гугун, Пекин

 

В отличие от произведений более ранних мастеров, у Ма Юаня проявилась склонность к сюжетам, где выражались раздумья, печаль и лирические настроения. Человеку в его картинах отводится больше места. Излюбленный мотив его живописи — это поэт или философ, созерцающий природу и ищущий забвения в ее гармонии. Ма Юаню принадлежит много свитков и альбомных листов, где поза или жест изображенного созерцателя выражают душевные переживания художника. Об этом можно судить по альбомному листу, где показан путник, лежащий под старой сосной и задумчиво глядящий вдаль.

Здесь нет характерных для пейзажей прошлых столетий горных круч, водопадов и диких скал, только искривленная ветрами сосна в правом углу картины и огромное туманное пространство, которому посвящена большая часть листа. Намеком передает художник свои чувства, активизируя фантазию зрителя и позволяя ему самому домыслить картину, основанную на сложном сочетании резких тушевых штрихов, размывов туши, пустот и заполненных мест. Пустота с легкими наплывами туши столь выразительна, что зритель сам начинает вглядываться в нее.

Ма Юань. Песни по случаю урожая.
Шелковый свиток. XIII в. Музей Гугун, Пекин

 

В угловых асимметричных композициях Ма Юаня особенно остро ощущается связь с каллиграфией и поэзией, их внутренняя смысловая близость. Редкая для китайской живописи прошлого открытость переднего плана и приближенность фигуры человека к зрителю помогают ему как бы войти в картину. Старая сосна, простирающая свои острые ветви в центр картины, вносит равновесие в асимметрию композиции. Природа с ее контрастами так тонко отражает настроение человека-созерцателя, что ощущается близкой и соразмерной ему.