Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2009

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Людмила ПЕШИКОВА,
кандидат педагогических наук

 

Мы выбираем
программу Предтеченской

Окончание. См. № 12/2009

Жизненные ориентиры

Новое тысячелетие началось знаменательным событием для российского образования, взглядом в его будущее: весной 2000 года в Ростове-на-Дону состоялась Всероссийская конференция, организованная Министерством образования Российской Федерации, на тему «Содержание образования в двенадцатилетней школе». На ней впервые была представлена образовательная область «Искусство» с предметом «Мировая художественная культура»: «Во всех типах школ ведется преподавание МХК, где происходит общение учащихся с выдающимися произведениями мирового искусства. На уроках старшеклассник, устремленный в будущее, найдет «жизненный материал», в котором он остро нуждается, получит идейный эмоциональный заряд, стимулирующий работу его чувств и разума, заставляющий в согласии или споре с художником вырабатывать свое отношение к миру, собственную систему духовных ценностей. У выпускников формируется потребность воспринимать художественную культуру на протяжении всей жизни, находить в произведениях искусства нравственную опору».

Лия Михайловна Предтеченская

 

Это была концепция преподавания мировой художественной культуры Лии Михайловны Предтеченской.

Великий психолог ХХ века С.Л. Рубинштейн говорил о таком подходе к воспитанию как о единственно правильном, приобщающем человека к «верной жизни», к духовному самосовершенствованию на протяжении всей жизни, создающим возможность «полноценного, радостного человеческого существования».

Десятилетие без Лии Михайловны Предтеченской у нас, ее учеников, последователей, единомышленников, прошло в научном осмыслении и развитии ее педагогических открытий, а также реализации их в школьном преподавании.

Самое главное — это «одеть» курс, говорила Лия Михайловна, это важнее, чем написать докторскую диссертацию, на которую у нее не хватало времени. «Одеть» — это значит методически обеспечить учителя всем необходимым для преподавания МХК. Предмет новый, а новизна содержания художественно-интегрального предмета влечет за собой и принципиально новую методику его преподавания — ведь привычными дидактическими методами, ориентированными на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, невозможно достичь тех психологически сложных задач духовного воспитания и личностного развития старшеклассников, которые стоят перед курсом «Мировая художественная культура».

Организация общения

Продумывая основы методики преподавания МХК, Лия Михайловна опиралась на последние открытия в философской теории познания (современная теория диалога), психологии (теория художественного восприятия) и педагогике (развивающее обучение, педагогика искусства). Основополагающим, концептуально важным положением методики преподавания мировой художественной культуры, тем самым секретом, который необходимо постичь, чтобы открылся заветный «ларчик», является положение о том, что обучение и воспитание происходят разными путями: получение знаний — путем передачи информации, умения — с помощью показа, а воспитание, то есть постижение духовных ценностей, происходит в процессе духовного общения.

В его основе лежит не просто понимание того, что говорит человек, а понимание, связанное с переживанием или с сопереживанием тому, с кем человек общается. Человек, воспринимающий художественные произведения, вступает в духовное общение с его героями и авторами, переживает и размышляет вместе с ними. Потому что «цель художника не сообщить какие-то истины читателю, зрителю, слушателю и не пытаться поучать его, а завязывать с ним воображаемое общение и тем самым приобщить его к своим ценностям — к своим идеалам, устремлениям, нравственным принципам, политическим убеждениям, эстетическим переживаниям… Художник распахивает перед людьми свою душу, как перед ближайшими друзьями, исповедуется перед ними, искренне и откровенно, и тем самым их воспитывает. Такое нравственно-эстетически-гражданское воспитание искусством и дополняет, и углубляет, и целенаправленно расширяет опыт личности».

Именно организация общения школьников с произведениями великих творцов мировой художественной культуры стала в центре внимания всех учебно-методических пособий по МХК, которые вышли в свет в первое десятилетие XXI века — десятилетие без Лии Михайловны Предтеченской.

Книги для учителя

Одним из первых таких пособий стала вышедшая в 1999 году в Петербурге Рабочая тетрадь по МХК для учащихся 9-го класса «Век Просвещения». Она композиционно построена его авторами Л.М.Ванюшкиной и Л.Ю.Копыловым в виде фантастического путешествия во времени, в котором герои художественных произведений XVIII века и их авторы становятся собеседниками современных школьников.

А в 2000 году опубликована еще одна Рабочая тетрадь по МХК, тоже очень оригинальная — «Дневник читателя, зрителя, слушателя». Он предназначен для записи учениками своих впечатлений от прочитанных книгах, просмотренных телепередач или фильмов, после посещения концертных залов, театра, кино, музеев. Дневник разработала сама Предтеченская, убежденная в том, что именно такое учебное пособие, имеющее цель «целенаправленно влиять на художественные впечатления учащихся, получаемые ими в своей внешкольной жизни», должно стать самым главным для учащихся учебным пособием по мировой художественной культуре.

В 2001 году в ГИЦ «ВЛАДОС» была издана программа Л.М.Предтеченской «Мировая художественная культура», это ее шестое издание. С позиций современности было проведено ее обновление, особенным изменениям подверглись темы последнего раздела «Художественная культура 60–90-х годов XX века». Программа напечатана в сборнике, в который вошли статьи, относящиеся к методике преподавания МХК.

Как и в предшествующем издании, программа Предтеченской напечатана вместе с программой Ю.А.Солодовникова «Художественная культура Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения» для 6–8-х классов. После экспериментального преподавания МХК Лия Михайловна учла пожелания учителей-экспериментаторов начинать преподавание мировой художественной культуры не с XVIII века, а с ее истоков — с древности, и не в старших классах, а в средних — с того момента, когда на уроках истории начинается изучение истории Древнего мира.

Под ее кураторством искусствовед Ю.А.Солодовников создал программу для 6–8-х классов, которая была опубликована вместе с программой Лии Михайловны «Мировая художественная культура. 9–11 классы» в 1994 году. «Сборник программ и методических материалов. 6–11 классы» прошел через экспертный совет и получил министерский гриф о допуске преподавания в школах. С этого момента ГИЦ «ВЛАДОС» взял на себя ответственность издавать учебно-методический комплект по МХК, и я, как его научный редактор, с большой благодарностью вспоминаю поддержку и участие, которые я получала в процессе нашей совместной работы над ним от редакторов издательства и лично от его директора Ольги Ивановны Бородиной. Учебники по программе Ю.А.Солодовникова вышли в издательстве «Просвещение».

В 2002 г. напечатана «Методика преподавания мировой художественной культуры». Содержание книги достаточно точно отразило бы название «Общение с искусством и искусство общения», потому что в ней доказывается, почему именно общение с искусством необходимо организовать на уроке мировой художественной культуры, и объясняется, что же это такое — общение с искусством. Но чтобы на уроках действительно состоялось общение — диалог с шедеврами мирового искусства, учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, которое можно сравнить с художественным творчеством. Книга раскрывает секреты этого мастерства.

В 2004 и 2005 гг. «ВЛАДОС» опубликовал «Методические рекомендации по мировой художественной культуре» в серии «Конспекты уроков» для 9-х и 10-х классов (для 11-х классов находится в печати). После программы именно эти книги являются самыми важными пособиями учебно-методического комплекта по предмету МХК, так как они представляют уроки, на которых происходит непосредственная встреча учащихся с искусством, организация художественно-педагогического общения.

Во всех трех сборниках уроки располагаются в последовательности их преподавания, которая соответствует разделам и темам программы «Мировая художественная культура», многие из них написаны в виде драматургически выстроенных «художественно-педагогических произведений», похожих на сценарии. И все три сборника можно рассматривать как своеобразные «мастер-классы» Л.М.Предтеченской и ее учеников-последователей по методике преподавания МХК.

Приглашение к разговору

В «педагогике обучения» (так можно назвать дидактику) учебно-методический комплект по любому школьному предмету всегда возглавляет учебник — «книга, в которой излагается материал в соответствии с содержанием и системой учебной программы». А вот в «педагогике воспитания», формирования духовных ценностей традиционный учебник оказывается неспособным выполнить задачи духовного воспитания. В 1990-е годы научной группой под руководством Л.М.Предтеченской была разработана концепция пособий для учащихся по предмету «Мировая художественная культура», которая бы способствовала в единой системе с уроком МХК эффективному осуществлению «сверхзадачи» предмета, связанной с постижением подростками общечеловеческого духовно-нравственного опыта, хранящегося в мировой художественной культуре.

В течение нескольких лет велась работа по созданию экспериментальных пособий для учащихся 9-го класса, которые пополнили учебно-методический комплект по МХК: «Эпоха Просвещения» и «Романтизм и реализм». Предисловие к ним называется «Обращение к читателю, или Приглашение к разговору об искусстве». Каждая глава посвящена одному из творцов художественной культуры своего времени, она и называется именем писателя, художника или композитора, о котором идет речь: «Даниэль Дефо», «Франц Шуберт» и др. В конце главы — вопросы и задания, которые помогут читателям стать участником развернувшегося диалога об искусстве, присоединиться к размышлениям о различных художественных произведениях, поучаствовать в споре, иногда возникающем на страницах хрестоматии, определить свою позицию в нем, а также сформулировать свое собственное высказывание.

Работа над созданием УМК по мировой художественной культуре продолжается. Хотя с изданием его появились некоторые осложнения, и на это есть причины…

Серьезная угроза

22-й год предмет «Мировая художественная культура» живет в школе. Но сегодня у нового предмета началась «вторая» жизнь.

Эта «вторая» жизнь появилась сразу после того, как в 1987 г. предмет был утвержден в школах и стали выходить «альтернативные» программы по МХК. Они были написаны теми, кто больше всех убеждал в невозможности для школы такого «сложного» курса. За короткий срок, еще при жизни Лии Михайловны, МХК уже стал «модным» предметом, появилось большое количество программ и учебников под названием «Мировая художественная культура», многие из них с легкостью проходили экспертный совет и получали заветный «министерский гриф».

Лия Михайловна «философски» относилась к этому, говоря, что она счастлива, что смогла дать работу многим людям. Но ее расстраивало, что программы, с которыми она смогла познакомиться, были примитивны, поверхностны, не преследовали никаких целей, не говоря уже о той высокой цели духовного воспитания подростков, ради которой был создан предмет.

К началу ХХI века программа Предтеченской уже стояла в общем ряду разных программ по МХК, и многие учителя, теряясь в выборе программы для преподавания, шли самым простым путем: стали просто давать информацию о мировой культуре и проверять, как усвоены знания.

«Порядок» стал наводиться в связи с начавшейся в 2002 г. реформой школьного образования. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» была наполнена новыми социальными требованиями к системе российского образования: современная школа должна идти в ногу со временем, выращивая для поднимающейся России самый важный ее ресурс — человеческий. В ней написано: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В «Концепции» подсказаны и направления реформаторской деятельности: модернизация предполагает ориентацию образования «не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний», на что делался акцент в старой образовательной системе, но и на «развитие личности человека, его познавательных и созидательных способностей»; модернизация выделяет в качестве «первостепенного приоритета в образовании воспитание», тогда как в старой школе приоритет отдавался обучению; модернизация говорит о необходимости «более полного использования нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

Радостно осознавать, что «Концепция модернизации российского образования» звучит в унисон с концепцией новаторского курса для старшеклассников Л.М.Предтеченской «Мировая художественная культура».

Но, к огромному сожалению, реформаторская политика Министерства образования оказалась направленной как раз «в сторону наоборот»! В сторону укрепления приоритета обучения над воспитанием, усвоения знаний — над развитием личности, науки — над искусством, дидактики — над педагогикой воспитания.

Я как специалист в той самой области духовно-нравственного воспитания и личностного развития подростков, которую «Концепция модернизации российского образования» признает приоритетной, вижу главную причину регрессивного движения школьной реформы в профессиональной несостоятельности того «министерско-академического корпуса», которому доверили ее осуществлять. Ни открытия художественной педагогики воспитания, которая уже давно доказала свое право на достойное место в образовании, ни инновационные исследования и эксперименты педагогической психологии, сделанные учеными не академического уровня, ни инновации, накопленные в практике преподавания российских школ в области духовного воспитания, не были использованы при написании новых образовательных стандартов.

«И вечный бой…»

А вот какая метаморфоза произошла с мировой художественной культурой: из новаторского художественного предмета, организующего общение старшеклассников с искусством, благотворно влияющего на их внутренний мир, он под видом модернизации превратился в традиционный предмет научного толка, дающий знания в области культурологии и не способный эффективно решать важнейшие задачи духовно-нравственного и личностного развития молодых людей, признанные приоритетными в сегодняшнем обществе!

В начале статьи я приводила цитату из концепции предмета «Мировая художественная культура» «старого» образовательного стандарта 2000 года — прочтите ее, пожалуйста, еще раз и сравните с тем, как представлена концепция МХК в «новом» стандарте 2004 года, — и вы убедитесь во всем сами:

«Содержательная часть стандарта строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы при соблюдении логики исторической линейности… Реализация культурологических и эстетических подходов в изучении мировой художественной культуры предполагает умение анализировать, синтезировать и критически осмысливать материал»; «изучение мировой художественной культуры направлено на формирование устойчивого интереса и знаний отечественной и мировой художественной культуры, знания и понимания культурных доминант различных исторических эпох и стилей…»

Никакого «общения с искусством» и «жизненного материала», никакой «нравственной опоры», в чем остро нуждаются выходящие из школы молодые люди, — одно лишь изучение «культурных доминант» и «умение анализировать и синтезировать»… Ну почему так? Почему концепция предмета, рожденного потребностью времени, созданного с такой любовью к детям, с такой отдачей душевных сил и прошедшего широчайшую экспериментальную проверку, так кардинально изменена?

На эти вопросы я получаю чиновничье-равнодушные ответы: программа Предтеченской устарела, она не соответствует запросам современного образования, так как ее объем невозможно реализовать за время, отводимое базовым учебным планом на МХК, а структура программы предназначена для линейной системы образования. Хотя любой здравомыслящий человек понимает, что устарела не программа, созданная талантливым педагогом-новатором, а мышление людей, которые взялись осуществлять реформу, а сами, «сужденья черпая из забытых газет», «поют все песнь одну и ту же» — о дидактике как единственно возможном способе получения образования и о «фундаментальной науке» как единственной его опоре. А как же классическое искусство? А педагогика искусства? Пусть они останутся на десятом плане, так как пробуждают у россиян, что хорошо известно, «огонь вольнолюбия и свободомыслия», а оно надо?

Действия людей, осуществляющих реформу российского образования начала нового тысячелетия, логичны и последовательны. В 2005 г. Министерство образования соединилось с Министерством науки и стало называться Минобрнауки России. В этом же году ликвидирован экспертный совет, предполагавший обсуждение поданных на экспертизу программ и учебников, что теперь не нужно, и введена новая процедура экспертизы — закрытого характера: лишь рецензии РАН («выяснить, соответствует ли содержание учебника современным научным представлениям») и РАО («оценить соответствие учебника возрастным и психологическим особенностям обучающихся и соответствие его содержания федеральному компоненту государственного стандарта общего образования»).

В 2006 г. экспертизу прошли только два учебника по мировой художественной культуре, так как только они оказались соответствующими всем условиям нового образовательного стандарта. Тем самым было покончено и с программой Предтеченской, и с «двойной жизнью» предмета МХК, когда учителям предоставлялся выбор программы для преподавания.

«И вечный бой, покой нам только снится» — эту строчку из стихотворения А. Блока часто повторяла Лия Михайловна. Она была настоящим борцом.

Ее дело правое, и мы принимаем от нее эстафету. Нам легче — ведь мы живем в эпоху демократии, диалога и свободы слова!

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» написано: «Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты».