Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Попытка постижения

Пейзажи владимирского художника Василия Фомюка притягивают эмоциональным накалом, декоративностью, звучными, пламенеющими цветами — желтыми, оранжевыми, красными («Вечное дерево», 2005, «Весна. Последний луч», 2006), хорошо сгармонизированными. Фомюк — представитель владимирской пейзажной школы, сформировавшейся в середине 1950-х гг. и постоянно развивающейся. Владимирцы разрабатывают свои приемы для передачи неповторимой красоты Владимирского края, предпочитая живописать праздничное состояние природы. Они любят акцентировать центр композиции, и особенный цветовой ритм выявляется в их работах. Они выбирают яркие, интенсивные, насыщенные тона, даже пишут «открытыми» цветами, по-своему выстраивая пространственные планы. Словом, произведения владимирских художников всегда узнаваемы. Все эти особенности угадываются и в полотнах Фомюка.

В. Фомюк. Весна. Последний луч

 

Фомюк, единственный ученик главы владимирской школы В.Я.Юкина, наделен мощным живописным даром и неповторимым почерком. Человек с необычной судьбой, глухонемой из-за травмы в детстве, он обладает обостренным видением природы и переносит на холсты свои переживания, свою боль, всё, что он не может высказать или услышать. И это сопереживание, трепетное, бережное отношение к людям и природе проявляется в чутко найденной манере письма: необычайно напряженная цветовая гамма, пастозная темпераментная живопись с динамичным мазком. Каким-то невероятным образом в своих картинах он сумел вернуться к первоначальному единству с космосом, с его законами и сотворить собственные правила и законы, глубоко оправданные. Отсюда такая искренность и чистота, проникновенность в его холстах («Любимая лошадь», 2004).

В. Власов. Силуэты

 

Василий Фомюк — один из участников выставки «Игра воображения» в галерее «Дом Ф.И.Шаляпина». Очень разных творцов объединяет одержимость творчеством, желание провести зрителя по запутанным лабиринтам воображения художника, стремление открывать новые миры. Здесь представлены также В.Власов, А.Орлов, В.Нилов, М.Ефимов...

Что вечности до нашей суеты,
страданий, поклонений, упований,
стирая мимолетности черты,
она глядит сквозь прах существований.

Другой владимирец, Михаил Ефимов, психиатр, поэт, художник, страстно увлеченный рыболовством, открывает новые миры в батиках. Любимая тематика — жизнь организмов под водой. Непрофессиональный художник, он вдохновляется живописью Мстёры. Ему нравится ее своеобразный колорит, разработка композиций на цветных фонах, даже то, что черное в лаке мстёрцы используют как цвет.

«Батик — очень пластичная техника, непредсказуемая», — говорит художник. Он любит экспериментировать с техникой, использовать свои краски. В батиках Ефимова прочитывается легкость, воздушность, светлый и позитивный настрой («Унесенные ветром», 2006).

М. Ефимов. Унесенные ветром

 

Третий владимирский художник, Владимир Нилов, — отличный офортист, опирающийся на великие классические традиции («Старая деревня», 2005). Живописные пейзажи Нилова на выставке, утонченные, сдержанные по колориту, почти монохромные, продолжают другую линию во владимирской пейзажной школе, не менее перспективную.

А. Орлов называет себя «купюристом», так как для своих коллажей использует вышедшие из употребления советские банкноты, а также доллары. Любимые его герои — Мао Цзедун, Джордж Вашингтон, Екатерина Великая («Жорж W. Золотой»). В некоторых портретах на выставке он обыгрывает эффект просвечивания через лица персонажей денежных фонов.

А. Орлов. Жорж W. Золотой

 

«Арготика» (2004), «Метаморфозы» (2000), «Семейный портрет» (2005)… Свою визуальную метафору творит Власов в загадочных коллажах. Он предпочитает метафизический взгляд на реальность. Его коллажи наполнены ощущением тайны, предчувствий, предзнаменований и ироничными размышлениями об абсурдности попыток постижения непостижимой глубины универсума.