Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Память об утраченной гармонии

 

О, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей.

А. Фет

М. Шагал. Ландыши. 1916

Натюрморт «Ландыши» (1916) М. Шагала притягивает свежестью. Простота в изображении сочетается с щемящим чувством незащищенности и хрупкости красоты. Как прекрасна и загадочна символика цветов! Лилия — символ чистоты и непорочности, ландыш — слеза Богородицы, незабудка — постоянство. А мистический «аленький цветочек», ярко-красный цветок папоротника, расцветающий лишь в ночь на Ивана Купалу, исполняет заветные желания того, кто его найдет. Всеми любимая, воспеваемая поэтами и художниками роза символизирует молчание и тайну. Невозможно представить без цветов пиры Клеопатры, императорские выезды. В разные эпохи цветы были персонажами многих произведений, атрибутами в портретах, религиозных и жанровых композициях. И конечно, они — главные герои в натюрмортах, напоминающие нам о рае. В раю «цветы цветут лазоревые» (стих о душе грешника).

Кувшин. 1850–1860. Завод братьев Корниловых

 

На грандиозной выставке «Цветы — остатки рая на земле» в Государственной Третьяковской галерее флоральная тематика связывает древнерусскую живопись, светское искусство XVIII–XIX вв., скульптуру и живопись художников прошлого столетия и наших современников (из фондов галереи). Демонстрируются также предметы декоративно-прикладного искусства и артобъекты современных ландшафтных дизайнеров. Цветок в искусстве впервые представлен в разных ипостасях, во всей красе, сложной символике и богатстве значений.

Тарелка «Мы превратим весь мир в цветущий сад».
1922. Автор рисунка З.В. Кобылецкая

 

В русской иконописи цветы всегда отождествляли с образом рая. В иконографии древнерусских икон Богоматерь сравнивали с «духовным садом» (икона «О тебе радуется», XV в., Псков). Как «духовный сад» неувядаемых цветов предстает Богоматерь и на иконе «Вертоград заключенный» (1677) Никиты Ерофеева Павловца. Она парит над Эдемским садом с деревьями и цветами (тюльпаны и гвоздики).

Богоматерь Неувядаемый цвет. XVIII в.

 

Самый помпезный венок на выставке обрамляет изображение императрицы Елизаветы Петровны (1754) на портрете Г.Г.И. фон Преннера и прославляет ее. Венчает букет, в котором доминируют розы с разным символическим значением, цветок подсолнуха — заморская невидаль в ту эпоху. Очень хороши и разнообразны тюльпаны в венке — признак богатства и знатности.

Г.Г.И. фон Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1754

 

Ф. Толстой. Ветка сирени и канарейка. 1819

 

Как изменялись изображения цветов согласно вкусам, моде, стилям, веяниям времени — об этом рассказывает выставка. Есть натюрморты «ботанические» — Ф.П. Толстого, И.Ф. Хруцкого, камерные, лирические — И. Крамского, академические и метафизические — И. Левитана, В. Поленова. Кажется, что авторы цветочных натюмортов Толстой и Хруцкий были ботаниками, настолько точно воспроизведены тычинки, пестики, стебли в доведенных до совершенства изображениях. Впечатляют листы с натуры Толстого с изображением цветов, букетов в стеклянных вазах и экзотических птичек, тщательно выписанных.

И. Крамской. Букет цветов. Флоксы. 1884

 

Самый блистательный раздел: конец XIX — начало XX века, когда художники создавали самые захватывающие цветочные композиции. Характерные для М. Врубеля таинственность, недосказанность обнаруживаются в его шедевре «Сирень» (1900), изумительной по колориту, с роскошными гроздьями сказочной светящейся сирени. Не изображение конкретного лица среди цветов рождает эффект картины, а холодный пожар фиолетовых, голубых тонов, которыми высвечен черно-изумрудный фон.

Прекрасен и возвышен мир «голуборозовцев». Человек, вдохнувший аромат голубой розы, цветка мистической любви, согласно восточным преданиям, забывает все, что с ним происходило раньше. Излюбленный голубой цвет, воплощающий духовность, символистскую беспредельность чистоты, доминирует на выставке во многих произведениях художников «Голубой розы», как в картине «Куст» (1916) П.С. Уткина — нежной, одухотворенной, погружающей в мир светлой печали. Точность в написании деталей сочетается с фантастическим видением. Натюрморты П.В. Кузнецова — как смутные сны, воспоминания. В работах С.Ю. Судейкина нарочитая лубочность сочетается с острым гротеском и пряным эстетизмом («Цветы и статуэтки», 1910).

П. Уткин. Куст. 1916

 

Для каждого поколения цветок воплощал нечто особенное. Художники находят в цветах логику построения, законы их сочетаний, вовсе не случайных. В изображении цветов они решали живописные и формальные задачи. Вот «Агава» (1916) П.П. Кончаловского, увидевшего в кубизме способ анализа художественной формы. Пространство картины мыслится как некий предмет, из которого с усилием кристаллизуются формы, словно ломающиеся, деформирующиеся.

А. Лентулов. Астры. 1913

 

В «Астрах» (1913) А.В. Лентулова смещение разноокрашенных фрагментов цветов используется для выражения напряженного взаимодействия форм между собой и пространством.

В цветочных натюрмортах Н.С. Гончаровой 1910-х гг. цепляет декоративность, символика, очень самобытная манера: нежные ромашки, фактурные ноготки, подсолнухи. «Магнолии» — самый совершенный ее натюрморт парижского периода (1920-е), в котором форма цветка уподобилась форме вазы, где так органично прослеживается симбиоз живого и мертвого, естественного и искусственного.

Н. Гончарова. Магнолии. Конец 1920-х

 

В советскую эпоху живописание цветов давало художникам возможность заниматься свободным творчеством вне идеологической догматики. Неожиданно свежим для активного пропагандиста доктрины соцреализма С.В. Герасимова выглядит его натюморот «Розы» (1940). А натюрморты А.Ю.Никича — средство достижения гармонической ясности в мире простых вещей. Он проявлял интерес не к особой выразительности предмета, а к его согласованности с другими. В «Портрете Ирины Алексеевой» (1974) Е.Е. Моисеенко цветы являются лишь дополнительным штрихом для характеристки модели.

Е. Моисеенко. Портрет Ирины Алексеевой. 1974

 

Слегка обозначена на выставке и тема цветов у неофициальных художников. Жесткий, агрессивный натюрморт «Агава в желтом горшке» (1956) О.Н. Целкова пугает зияющими черными проемами. В ином ключе решен метафизический натюрморт «Пионы» (1954) Д.М. Краснопевцева, рождающий ощущение гармонии.

Д. Краснопевцев. Цветок. 1965

 

Сложные инсталляции из живых и искусственных цветов (мастера Высшей школы ландшафтной архитектуры и МАРХИ) очень уместны на выставке, они делают ее современной, создают ощущение пространственности, обогащают наше видение, заставляют на многие вещи смотреть под иным углом. Смысл некоторых натюрмортов изменяется, ускользает, научно обоснованные концепции формообразования успешно работают, хотя, быть может, не всегда кажутся органичными и могут вызывать споры.

Так, неожиданно воспринимается картина «Сенокос» (1945) А.А.Пластова благодаря расположенной перед ней цветочной инсталляции из сухих полевых цветов. Насыщенное разнотравье в картине ощущается сильней.

О. Целков. Агава в желтом горшке. 1956

 

Не менее ярок и увлекателен небольшой раздел предметов декоративно-прикладного искусства на флоральную тему: прядильные донца, подносы, фарфор, кувшины, шкатулки, изделия из бисера и керамики. Словом, на выставке впервые воссоздана столь впечатляющая панорама цветочной русской живописи, скульптуры, прикладного искусства.

Более 250 экспонатов выставки действительно воспринимаются как память об утраченной гармонии.