Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Ирина ПОЛЯКОВА,
учитель ГОУ СОШ № 328, научный сотрудник ЦНХО

 

Русская усадьба

П. Лоран. Кусково. Общая перспектива усадьбы от Большого пруда.
Гравюра по рисунку М.И. Махаева.1770-е гг. Государственный исторический музей, Москва

 

Русская усадьба... Достаточно сказать эти два слова, и в памяти всплывает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка, сонный пруд... Поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому сердцу образ красоты ушедшей, и потому печальный. Россия была украшена сотнями дворянских усадеб, как луг цветами. И мир усадьбы был удивительно богат и интересен.

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.

А.С. Пушкин. Евгений Онегин

 

Домик сельской наружности

Древнерусское слово «усадьба» (сначала чаще говорили «усадище») происходит от слова «сажать». Великие князья в Древней Руси наделяли своих людей землей, «сажали» их на землю. Так образовались усадьбы. Петр Великий активно раздавал земли своим сподвижникам, усадебное строительство ширилось. Получили земли в Курской губернии первый российский фельдмаршал Б.П.Шереметев, канцлер Г.И. Головин, а одной из самых крупных вотчин владел гетман И.С.Мазепа. «Образцовые» проекты «загородных дворов» архитектора Доменико Трезини, по мнению Петра I, должны были стать «увеселительным» местом для «именитых и зажиточных столичных жителей».

Неизвестный крепостной художник. Дворец в Марьине.
1816. Курский областной краеведческий музей

 

Требования придерживаться типового образца при строительстве домика «сельской наружности», зависимость от придворного регламента сковывали инициативу владельца. Примером такого «образцового проекта» может служить усадьба Мазепы в селе Ивановском. Сведения о строительстве, начатом двести с лишним лет назад, скудны. По сохранившемуся плану 1790 г. видно, что усадьба разделялась на несколько частей. Господский двор был застроен каменными и деревянными зданиями, занимавшими всю центральную часть усадьбы. Главными были «палаты каменные старинного расположения… в них 6 покоев и 2 кладовых, внизу погреба…». Кроме этого здания на плане есть каменная кухня. Усадьба также имела двор со службами, баней, сараями и конюшнями, а также конный завод.

Богатая рама

В 1830–1860-х гг. отечественная художественная культура развивается в русле нового идейно-эстетического направления — барокко. «Показная роскошь» — так характеризуют современники образ жизни верхушки общества того времени: «Пышность при дворе, великолепие в строениях, роскошь в убранстве дворцов, щегольство в экипажах и одежде». Увеличивается число комнат, обставляемых английской мебелью красного дерева, используются дорогие обои. Считалось «неблагопристойным иметь комнату без обой, зеркал» (Русская старина. Ноябрь, 1879).

Начиная с 40-х гг. XVIII в. аристократическая усадьба превращается в парадную репрезентативную резиденцию с постройками дворцового типа, окруженную регулярными садами и каналами. Многочисленные приемы высоких особ, большого числа гостей сопровождались устройством великолепных праздников с музыкой, фейерверками, катаниями на водах, гуляниями в садах. В это время перестраиваются подмосковные усадьбы князей: Д.М.Голицына в Богородском, В.М.Долгорукого в Васильевском на Воробьевых горах, А.М.Черкасского в Останкине, графа П.Б.Шереметева в Кускове и др.

Одновременно со строительством новых хором в аристократических усадьбах разбиваются регулярные парки в подражание Версалю. Искусственно созданные земляные рвы, каналы, каскады, фонтаны, копаные пруды с геометрически очерченными берегами; зеленые насаждения — кустарники и деревья, куртины, крытые дороги (берсо), амфитеатры — все это превращало плоскую территорию в произведение садовой архитектуры. Планировка регулярного сада строилась на системе диагональных перспектив с центральной осью, ориентированной на жилой дом. По мысли создателей, такие сады являлись продолжением парадных залов под открытым небом и должны быть «богатою рамою великолепному дому, составляющему картину оной».

Регулярные, или, как их называли современники, архитектурные, сады украшались живописными перспективами с изображением различных видов, ветряных мельниц, каскадов, человеческих фигур. Деревьям и кустарникам с помощью стрижки придавали изощренные и неожиданные формы — птиц, животных, архитектурных сооружений. В описи сада Кускова упоминаются деревья, «стриженные бахусами, сидячими собаками, курицами, гусями, человеками с рыбьими плесками».

Традицию обустраивать парк именно таким образом русские дворяне позаимствовали в Европе. Регулярные парки стали обязательной частью резиденции коронованных особ и имений знати. В таком парке человек не чувствовал себя частью природы. Парк внушал идею порядка, давал представление о человеческой воле, предусмотревшей всё и вся.

Парковая скульптура в усадьбе «Архангельское»

 

Наличие в садах мраморной скульптуры, о чем упоминалось в руководстве по садоустройству, определялось как характером сельского дома, так и чином, состоянием и богатством его хозяина. Садовая скульптура в аллеях регулярного сада располагалась в определенном порядке, с учетом ее сюжета, тематики, символики мифологической или аллегорической. Чаще всего это были многочисленные изображения Аполлона, Геркулеса, Меркурия, аллегории времен года и четырех времен суток. Позднее пейзажные парки пополнились мраморной скульптурой историко-мемориального содержания.

Своеобразие аристократических усадеб этого периода заключалось в обращении к европейским и восточным разностильным архитектурным прототипам и использовании их в несвойственной для них среде. Садовые домики регулярных садов стилистически интерпретировали чужую архитектуру, создавая имитацию живой, узнаваемой картины быта.

На тысячи верст…

Расцвет дворянских помещичьих усадеб приходится на конец XVIII — первую половину XIX века. Именно в эти годы сеть усадеб покрыла буквально всю европейскую часть России, за исключением лишь самых северных территорий. С середины XVIII в. русский дворянин постоянно жаловался, что ему не хватает времени для занятий своим имением.

Назревающий конфликт общественного и личного был разрешен манифестом Петра III от 18 февраля 1762 г. о пожаловании «всему российскому благородному дворянству вольности и свободы». Общественная справедливость требовала вслед за этим и отмены крепостного права. Так и случилось, но только спустя 99 лет.

После 1762 г. к устройству усадеб обращается среднепоместное и мелкопоместное дворянство. Средний помещик, по выражению садовода-просветителя А.Т.Болотова, «вспрыгнул от радости», получив известие, что он может подать в отставку.

Сем.Ф. Щедрин. Вид в усадьбе П.Г. Демидова «Сиворицы» под Петербургом.
1792. Государственный Русский музей

 

В 70-е гг. XVIII в. в культуре дворянской усадьбы происходят существенные изменения, связанные со становлением нового эстетического направления — русского классицизма. Классицизм развивал идеи о главенстве разума, гармоничности человеческой личности, ориентировался на культуру античного мира. Он полностью отвечал умонастроениям «просвещенных» помещиков своей универсальной художественной системой и языком, оказался понятен всем. В этом стиле строились и великолепные царские резиденции под Санкт-Петербургом, и скромные имения мелкопоместных дворян. По словам философа начала XX века Г.П.Федотова, классицизм «разбросал греческие портики на тысячи верст среди северных берез и елей».

Бурное усадебное строительство потребовало вовлечения в этот процесс отечественных и приезжих специалистов: архитекторов, художников, оформителей. Среди них были такие известные мастера, как В.И.Баженов, К.И.Бланк, Н.А.Львов, И.Е.Старов, М.Ф.Казаков, В.Бренна, П.Гонзаго и другие. В строительстве дворянских усадеб в провинции участвовало множество безымянных мастеров, крепостных архитекторов и художников.

При формировании архитектурно-художественного облика своей усадьбы владельцы не только обращались к определенному прототипу, но и сами, руководствуясь собственным вкусом, принимали активное участие в составлении архитектурных проектов, придумывании внутреннего убранства домов, оформлении территории своей усадьбы. Появились труды Вольного экономического общества, журнал «Экономический магазин», издаваемый Н.И.Новиковым и А.Т.Болотовым.

Статья «О строении», помещенная в «Экономическом магазине» в 1782 г., была адресована помещикам «посредственного состояния», строившим «без зодчего». Особым спросом пользовалась книга Ивана Лема «Опыт городовым и сельским строениям, или Руководство к основательному знанию производить всякого рода строение» (1785).

Реальность идеального

В хорошей усадьбе все должно быть продумано. Выбиралось красивое и выгодное место, на возвышенности у реки, при впадении в нее ручья. Ансамбль подчинялся планировочной оси, ориентированной перпендикулярно реке. Господский дом стоял на возвышенности и был заметен издали. В северных губерниях из-за холодных ветров он нередко располагался пониже, на склоне. Дом, чаще двухэтажный, реже одноэтажный, одним протяженным фасадом был обращен к подъезду, другим — к склону над рекой.

Вход в дом отмечался портиком — крытой передней частью здания — и колоннадой. А на фронтоне обычно помещали герб или вензель — замысловато переплетенные инициалы владельца усадьбы. Крышу венчал бельведер — специальная надстройка над зданием, с которой открывался живописный вид на окрестности. Его либо стеклили, либо оставляли открытым. Крыша усадебного дома часто имела форму купола, что придавало дому еще большую торжественность и величие. Снаружи дом украшали не только колоннами, но и скульптурами. Художественный образ интерьеров усадебного дома соответствовал общему функциональному делению территории на парадную часть и будничную.

Неизвестный художник. Нескучный дворец.
Вторая половина XIX в. Государственный исторический музей, Москва

 

Перед домом со стороны подъезда формировался парадный двор. Его ограничивали по бокам флигели, часто связанные с домом крытыми переходами или колоннадами. Двор получал регулярную планировку с подъездным кругом перед входом и цветочными клумбами. Справа и слева от парадного двора размещались скотный и конный дворы, амбары, риги, другие хозяйственные постройки и плодовый сад.

Во многих усадьбах возводились церкви. В этих случаях хозяйственная зона располагалась с одной стороны от парадного двора, а церковь — с другой. Таким образом, если в средневековой композиции типа «государева двора» храм занимал центральное место, то в XVIII в. храм отступает на второе место после главного дома, подчиняясь ему в композиционном и художественном отношении, и ради удобства даже включается в сложную структуру здания. В новых усадебных комплексах теперь многое говорило о явном предпочтении светской архитектуры.

На смену французскому парку приходит английский, который на Руси назывался «садом». В конце XVIII в. парк устраивается на пологом склоне, спускающемся от дома к реке. Вблизи дома, на небольшом участке, он был регулярным и состоял из аллей, пересекающихся под прямым углом или расходящихся по радиусам, которые делили весь сад на небольшие, правильной формы участки — куртины, обрамленные стриженым кустарником двух-трех метров высоты. Куртины вместе со своим обрамлением составляли боскет с маленькой рощей.

По мере удаления от дома регулярный парк превращался в пейзажный, занимавший большую часть усадьбы. В пейзажном парке тянулись аллеи и цепочка каскадных прудов с мостиками, образованная на основе ручья, располагались беседки, скульптуры, горки, руины и другие сооружения, напоминавшие о разных странах и эпохах. Наконец, река у подножия усадебного склона превращалась в пруд свободных очертаний, а за ним нередко выстраивались деревеньки этого поместья.

Сама природа — это идеальный сад Бога, наподобие райского сада. Каждое дерево, каждое растение что-нибудь значат в общей гармонии. Белые стволы березы, напоминая белые стволы колонн, служат устойчивым образом родины. Липы в подъездных аллеях во время весеннего цветения намекали своим благоуханием на райский эфир. Акацию сажали как символ бессмертия души. Для дуба, воспринимавшегося как сила, вечность, добродетель, устраивали специальные поляны. Плющ как знак бессмертия обвивал деревья в парке. А камыши у воды символизировали уединение. Характерно, что осина, как «проклятое дерево», практически не встречается в дворянских усадьбах.

Так постепенно идеальный мир обретал в усадьбе реальность.

* * *

Трудно переоценить значение усадеб для России. На огромных просторах страны десятки тысяч усадеб образовывали «каркас» жизни русского общества. Сколько гениальных строчек написал А.С.Пушкин в Михайловским и Болдине! М.И. Глинка творил в своем Новоспасском на Смоленщине, А.С.Грибоедов в Хмелите, Е.А.Баратынский и Ф.И.Тютчев в Муранове, И.С. Тургенев в Спасском-Лутовинове, А.Н.Островский в Щелыкове, Л.Н.Толстой в Ясной Поляне... Многие усадьбы являются замечательными художественными памятниками. Кусково, Архангельское, Останкино — все трудно перечислить. Ведь они создавались выдающимися архитекторами – И.Е.Старовым, В.И.Баженовым, Н.А.Львовым, Дж. Кваренги, М.Ф.Казаковым, а также талантливыми крепостными мастерами, которые глубоко усвоили профессиональные заповеди предков и воплотили их в своих творениях. Усадьбы сосредоточили в себе русскую историю, русскую культуру и русскую природу. Они — наше национальное культурное богатство, и узнать их — значит во многом узнать Россию.

Статья опубликована при поддержке компании "Радиус", занимающейся производством и оптовой торговлей товаров для дома. На сегодняшний день Компания "Радиус" производит и продает самые востребованные хозяйственные товары: разнообразные губки для посуды, быстросохнущие долговечные и практичные губки банные, мочалки банные и японские, применяющиеся в целях профилактики целлюлита и делающие кожу гладкой и упругой, губки по уходу за автомобилем, вискозные, целлюлозные, абразивные салфетки и тряпки для уборки и мытья пола, мешки для бережной стирки вещей, резиновые, хлопчатобумажные и х/б с обливом перчатки. Всю продукцию "Радиуса" отличает прекрасное соотношение цена/качество, что позволяет ей успешно конкурировать с дешевым импортом. Ознакомиться с ассортиментом и ценами на продукцию, узнать об условиях сотрудничества с компанией можно на сайте radius-gubki.ru.