Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РУССКАЯ ИКОНА

 

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии

Икона и картина

Христианство за две тысячи лет своего существования значительно обогатило все сферы культурного творчества и повседневную жизнь. Занимая прочное место в мире, христианская религия преобразует прежде всего внутренний мир человека, но вместе с тем находит отражение и в мире искусства. Наиболее доступным и разнообразным среди искусств можно назвать изобразительное, однако и оно, чтобы быть правильно воспринятым, понятым, требует от зрителя знаний в области истории, философии, иконографии, а также этической и эстетической культуры, представлений о содержании Священного Писания и Священного Предания. Все это входит в круг проблем историко-культурологического образования, которые пытается решать современная школа.

Богоматерь Толгская. Конец XIII в. ГТГ, Москва

 

Главные задачи, стоящие перед школьным педагогом в связи с этим, — формирование культуры восприятия учеником светского искусства на религиозную тему и церковной живописи.

Икона и картина на религиозную тему выполняют каждая свои функции, привнося свою философско-этическую и художественно-эстетическую информацию. Главным вопросом при сравнении иконы и картины является вопрос об их назначении.

С. Боттичелли. Мария с Младенцем и Иоанном
Вторая половина XV в. Дрезденская галерея, Германия

 

Религиозная тематика распространена в изобразительном искусстве разных христианских народов. Но далеко не все произведения живописи или графики на религиозные темы обретают статус религиозного искусства. Как же разобраться, что относится к религиозному искусству, а что нет?

Прежде всего нужно знать, что религиозное искусство призвано служить целям и задачам религии. Икона, которую нам следует научиться и научить понимать и отличать от картины, — есть принадлежность православной культуры, поэтому важно помнить, что православный мир организуется в церковь. Это основывается на одном из догматов, составляющих Символ веры православных христиан («верую... во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь»). И церковь в православном мире понимается не только как единая религиозная организация, но как Тело Христово. Поэтому традиционное религиозное искусство России и других православных народов — искусство церковно-православное, способствующее достижению главной цели церкви — спасению человека от греха.

МАСТЕРСКАЯ ДИОНИСИЯ
РАСПЯТИЕ
1500. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Церковь и определяет, помогает ли то или иное произведение искусства решать эту задачу. Каждый человек имеет личное мнение, оно может совпадать или расходиться с мнением других, меняться на протяжении жизни, но религиозное искусство развивается в соответствии с устоявшимися традициями, по законам и правилам, определяемым церковью.

На протяжении веков складывались довольно строгие традиции церковного искусства, обеспечивающие его истинно духовное содержание и единство назначения и внешней формы и сохраняющие от обмирщения и вырождения. Эти традиции устанавливались не волею или мнением какого-то отдельного лица, а соборным сознанием церкви, закрепленным в ее Предании.

Рафаэль. Распятие с Богоматерью, святыми и ангелами
1503. Лондонская национальная галерея

 

В своем творчестве люди, в том числе и наши современники, нередко обращаются к религиозным темам, пытаются осмыслить евангельские события и при этом создают талантливые, оригинальные произведения, но далеко не всякий результат их творчества находит свое место в православном храме. В православный храм редко помещается картина, изобразительное искусство здесь представлено в основном иконой, фреской, мозаиками, созданными в православной иконописной традиции. В других христианских культурах (католической, протестантской) в храме присутствуют обычно живописные полотна, витражи, мозаики.

Работая над религиозной темой, художник иногда так много вкладывает в нее своего собственного видения, личных переживаний, порою представляет все это в таких оригинальных формах, что созданное им произведение нельзя отнести не только к церковному православному искусству, но и вообще к христианскому искусству.

Православное искусство имеет свою главную особенность: оно канонично, то есть строго подчиняется канонам, правилам, принципам, которые касаются не только содержания и формы, но и самого творческого процесса и его организации.

Эти каноны являются частью Предания церкви. Греческое слово «канон» первоначально означало тростниковую палку или вообще всякую прямую палку, шест (трость), а отсюда в переносном смысле — все, что служит к выпрямлению, исправлению, изготовлению новых предметов.

Позднее это слово приобрело и другой, более отвлеченный смысл: так стали называть прaвило, норму, образец. Каноничность православного искусства ярко выражена в русской иконописи.

Икона значит «образ как отражение первообраза (или прообраза)». Иконой в этом смысле было каждое изображение Бога, ангелов, святых: и монументальные росписи на стенах и куполах церквей, и миниатюры в книгах с библейскими или литургическими текстами.

Православная икона признается явлением совершенно уникальным в мировой культуре. Католическая и протестантская конфессии тоже имеют в своих храмах изображения Иисуса Христа, Богородицы, ангелов и святых, но иконы в том смысле, какой она приобрела в православной культуре, у них нет. Как бы ни восхищался мир православной иконой, главное назначение ее связано не с художественно-эстетической функцией. Икона создается не как картина для любования или наслаждения. Если говорить об эстетике православной культуры, то это эстетика не внешней красивости и гармонии, но эстетика духовной красоты, эстетика святости. Храм «украшается» иконами подобно тому, как церковь наполняется святыми. Красота церкви — в святости и святых.

Но и это не единственное и не самое главное, для чего пишется икона. Иконы доносят до нас Священное Писание и Священное Предание — только зримо, в образах и красках. Иконы входили в жизнь человека с самого рождения, сопровождали всю жизнь и провожали в последний путь — по окончании земной жизни. И если книги долгое время умел читать далеко не каждый из наших предков, то иконы «читал» каждый русский человек. Об иконах так и говорят, что их нужно уметь «читать». Потому что они не только показывают, они и рассказывают, объясняют. Просто у икон есть свой особый язык, которым они повествуют и раскрывают священную историю.

Но и этим не исчерпывается назначение иконы. Все это помощь, содействие верующему в самом главном — в Богообщении. Икона создается для молитв, но вместе с тем не является кумиром, идолом, то есть конечной «инстанцией», объектом, к которому обращается молящийся. Икона традиционно понимается, воспринимается и используется как окно в горний мир, мир Божественного бытия.

Чтобы помочь школьникам понять это, можно предложить сравнение с обычным окном. Стоя перед ним, можно увидеть мир, который за окном открывается, но можно и ничего не увидеть. Иногда, переполненные эмоциями или проблемами, мы смотрим, но не видим ни самого окна, ни того, что за ним находится. Так и с иконой: что мы ощутим, стоя перед иконой, зависит только от нас самих, наших желаний, эмоций, отношения к окружающему миру, нашего образования и воспитания.

Поэтому искусствовед и историк увидят в иконе то, что интересует их: время создания, автора, школу и т.п., но верующего человека перед иконой это мало интересует, потому что он общается с Богом, молится. Отсюда совершенно особое отношение православных христиан к иконе — молитвенное предстояние, благоговейное внутреннее созерцание, почитание ее как святыни, но не идолопоклонство.

Иными словами, ценность в данном случае представляет не мастерство, не доска, не краски, а тот духовный мир, который икона открывает. И молятся христиане не «особой» доске и даже не изображению, а тому, кто на ней изображен. А когда христианин получает в результате своих молитв исполнение своего прошения, не икона рассматривается источником этого чуда, а Бог (по молитвам того святого, который на иконе изображен, к кому молитвы обращались).

Духовное, прежде всего молитвенное назначение иконы определяет и ее изобразительные особенности, которые составляют целую систему условностей православной церковной живописи. Они уводят зрителя от упрощенного восприятия и направляют через символический язык религиозной культуры в мир духовный.

Напомним, что при опосредованном зрительном восприятии чем изображение более реалистично, более приближено к изображаемому предмету, тем его проще воспринимать. И наоборот, чем изображение условнее, отвлеченнее, тем оно сложнее для восприятия. И зритель, чтобы получить представление об изображенном объекте, должен приобрести определенные знания об изобразительном языке находящегося перед ним произведения искусства.

Так, в отличие от картины, в иконе используется сознательное нарушение пропорций при изображении фигур: они удлиненные, неестественно вытянутые. Сочетание высокого роста, удлиненности, неземной легкости и изящества говорит о принадлежности к духовному миру, аскетизме.

Плоскостное изображение — тоже очень важная особенность иконописи, делающая иконописное изображение сильно отличающимся от реалистической живописи.

Художник-реалист с помощью света и тени изображает предмет так, как он выглядит в мире земном. Но, в отличие от мира земного, горний мир наполнен не физическим светом, а светом духовным, не дающим тени.

Люди попадают в горний мир только тогда, когда сами наполняются таким светом, поэтому, изображая духовную реальность, иконописец не пользуется способами передачи свойственного земной жизни трехмерногопространства (объемного: длина, высота, ширина). Он создает образ через силуэт, пластику, цвет, композицию, но не стремится к светотеневой проработке, потому что тени в горнем мире просто не может быть: тень — это отсутствие света, знак тьмы.

Отсутствие линейной перспективы также связано с особенностями духовного мира, в котором предметы, люди, духовные существа «разворачиваются» по отношению к зрителю или участнику не по законам земным, а по законам духовным.

Реалистическая живопись изображает предметный мир по законам линейной перспективы, открытой художниками эпохи Возрождения. В этом случае все горизонтальные линии мысленно сходятся в одной точке, находящейся за плоскостью изображения. Это особенность взгляда «отсюда — туда», причем изображаемый мир расширяется, увеличивается по мере приближения к зрителю.

В иконе может быть несколько точек схода горизонтальных линий, и они располагаются перед плоскостью изображения, благодаря чему зритель перестает быть пассивной фигурой. Попадая в точку схода этих линий, сам зритель как бы умаляется до беспредельно малой величины, но вместе с тем входит в духовный мир, открываемый иконой. Фигуры и предметы, изображаемые на иконе, не удаляются и не скрываются в зависимости от расстояния, потому что в этом особом, духовном, мире расстояние есть категория не пространственная, но духовная.

Чтобы «читать» иконы, как это умели делать наши предки, знания перечисленных особенностей отличия иконы от картины, конечно, недостаточно. Язык иконы включает еще много других знаков, символов, семантических значений, деталей.

Так, вокруг лика Господа, Пресвятой Богородицы, ангелов или святых обязательно изображается нимб, или ореол, — золотой или светлый круг, обозначающий сияние славы, святость. На произведениях западной живописи нимб тоже обычно присутствует, но изображается он иначе, нежели на иконе: он имеет вид овала, располагающегося над головой, а не вокруг нее.

Спас Вседержитель
Начало XVI в. Музей древнерусского искусства
им. Андрея Рублева, Москва

Статья опубликована при поддержке компании «АльянсСтройКомплект». Компания «АльянсСтройКомплект» осуществляет услуги поставок строительных материалов всех видов и назначений на объекты Москвы, Подмосковья и ближайших регионов. Созданный специально для Вашего удобства, официальный сайт компании «АльянсСтройКомплект» позволит легко и быстро найти требуемый материал и сразу его заказать, будь то пеноблоки д600 или керамический кирпич м-150. Располагается сайт по адресу http://aliansbp.ru

 

А нимб с вписанным широким крестом принадлежит только образу Спасителя, на кресте искупившего грехи человечества. Крест на нимбе Спасителя изображается особым образом — с помощью девяти линеек, по числу ангельских чинов. На каждом элементе этого креста написаны буквы, вместе составляющие слово «сущий» (истинно существующий). А выше, над нимбом, слева направо сокращенно пишется имя Спасителя: с одной стороны IC (Иисус), а с другой стороны — XC (Христос).

В каждой иконе, как и в каждом православном храме, символично присутствует образ мира, вселенной. Мир, представленный иконой, — цельный, единый и гармоничный. Вся вселенная — не отдельные и разрозненные, случайно возникшие организмы, но творение Божие, объединенное общим замыслом, оживотворенное любовью своего Создателя. Как храм являет собой образ вселенной в единстве горнего и дольнего миров, так и икона.

Дольний (земной) мир присутствует как материальная основа иконы. Это прежде всего доска (икона пишется на деревянной доске). На лицевую часть доски наклеивается паволока — обычно льняная ткань, которая покрывается левкасом грунтом. Левкас готовится из тертого мела и животного или рыбьего (осетрового) клея. Краска — темпера — приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком.

На подготовленной таким образом основе пишется образ, представляющий горний мир.

Покров Богоматери
Ок. 1399 г. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород

 

Важнейшее значение в иконе имеет цвет. Посмотрите на иконы Божией Матери. Они разные, но человек, хоть немного знакомый с Евангелием, Священным Преданием, сразу догадается, что перед ним образ Пресвятой Богородицы. На иконах написаны буквы MP OV, сокращенно означающие Матерь Бога. О многом говорят ее одежды и их цвет.

Богоматерь Ярославская. Вторая половина XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Пресвятая Богородица всегда одета в синее одеяние и пурпурный мафорий, похожий на плащ с капюшоном. Синий цвет — цвет неба. А на Руси синий цвет считали еще и цветом печали. В одежде Богородицы этот цвет говорит не только о принадлежности духовному небу, но и о материнской скорби. Пурпур считается царственным цветом (пурпурные одежды носили цари), поэтому пурпурный мафорий указывает на то, что перед нами Царица Небесная.

Сочетание синего и пурпурного в одеянии Пресвятой Богородицы говорит о том, что земная женщина, ставшая Матерью Спасителя мира, соединила в себе земное и небесное. Она олицетворяет собой церковь, соединяющую человека с Богом.

Три золотые звезды на мафории Богородицы — тоже не простое украшение, они означают непорочность Богородицы и символизируют ее приснодевство.

Золото на иконах символизирует Божественный цвет. Для икон используют сусальное золото (тонкие золотые пластины), но при отсутствии этого дорогого материала применяют краски, которые могут передавать золотое сияние: желтые, оранжевые.

Белый цвет — цвет чистоты, цвет Рая. Белый цвет также обозначает Небесный свет, сияние Света Преображения. На горе Фавор Иисус Христос предстал перед своими учениками в преображенном, божественном виде. В Евангелии говорится, что лицо его просияло, как солнце, а одежды его сделались блистающими и белыми как снег.

Ф. Грек. Св. Гавриил. 1405
Благовещенский собор Московского Кремля

 

Зеленый цвет — цвет весны, жизни, цветения и надежды. В зеленом плаще и с зеленой ветвью обычно изображают архангела Гавриила, возвестившего Приснодеве Марии о будущем рождении у нее божественного младенца. Зеленый цвет и зеленые ветви на иконах говорят о надежде человечества на спасение.

Голубой цвет, как и синий, — цвет неба, горнего мира, цвет духовности и вечной истины.

Черный и темно-коричневый — цвета тьмы, ада.

Красный — цвет крови, мученичества, подвига. В красном плаще изображают архангела Михаила — предводителя воинства Христова. В красных одеждах предстают на иконах мученики и великомученики.

Ф. Грек. Св. Михаил. 1405
Благовещенский собор Московского Кремля

 

Борис и Глеб. Псков. Конец XIV– начало XV в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Пользуясь изобразительным языком иконы, люди разных стран могут понять все, что иконы рассказывают о святых, которые на них изображены.

Богоматерь Знамение с избранными святыми
(Варлаам Хутынский, Иоанн Милостивый, Параскева и Анастасия)
Новгород. Начало XV в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

На иконах «говорят» не только надписи, цвета, но и композиция и все детали иконы. Зная некоторые общие правила изображения святых, можно многое узнать о том, кто изображен на иконе. Например, все святые мученики изображаются с крестом в руках, крест — символ мученичества.

Борис и Глеб с житием
Вторая половина XIV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Преподобные — святые из монашествующих — изображаются в монашеском облачении, обычно с развернутым или скрученным свитком и с четками — символом молитвенного подвига. На свитках пишут изречения, принадлежащие этому святому. Святость преподобных — это непрерывное общения с Богом в любви и молитве за весь мир.

 

Дионисий. Пророки Аввакум, Иеремия, Иона, Нафан, Аггей, Самуил
Рождественский собор Ферапонтова монастыря, Вологодская обл.

 

Отечество. Конец XIV в.
ГТГ, Москва
Св. Симеон Столпник
1465 г. Историко-архитектурный
музей-заповедник, Новгород

 

Стоящими на столбах изображаются святые столпники. Для сосредоточенной молитвы они добровольно удалялись от мира, ограничивая себя во всем, и избирали стояние на столбе как вид аскетического подвига.

Отшельники Макарий Египетский, Онуфрий Великий и Петр Афонский
Начало XVI в. Собор св. Софии, Новгород

 

Особым видом святости обладали блаженные, или юродивые. Внешне безумные, на самом деле они были наделены духовной мудростью и духовным зрением, даром предвидения. Под видом юродства они отвергали условности этого мира и имели возможность пророчествовать, предупреждать об опасностях, обличать и призывать к покаянию. Блаженные изображаются в том виде, в каком они остались в памяти народной, совершая духовный подвиг: с веригами на плечах, обнаженными или с повязкой на бедрах, в ветхих одеждах. Фоном для их образов часто служит вид города или храма, с которыми связан подвиг святого.

Св. Пантелеймон
Вторая половина XIII в.

 

Целители в руках держат ящички с лекарственными снадобьями. За труд целители не брали платы, так как свой дар получили от Бога. А если даром получили, даром и отдали. Поэтому многие целители прославились и как бессребреники — святые, безвозмездно (не за деньги — серебро) лечившие людей, исключительно во славу Божию. Бессребреники изображаются так же, как целители.

Образы на иконах, в отличие от картин, обязательно имеют надпись на церковно-славянском языке, указывающую, кто изображен: имя и чин святости. Но для того чтобы прочитать такие надписи, нужно хотя бы немного знать церковно-славянский язык и принятые правила сокращения церковно-славянских слов.