Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Тайная вечеря

ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ
1495–1497. Монастырь Санта-Мария делле Грацие, Милан

Сразу же по окончании «Мадонны в скалах» Леонардо получил новый заказ — написать «Тайную вечерю» для трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане. Как обычно, он с пылом принялся за выполнение новой задачи. Бывало, что художник не выпускал кисть из руки целыми сутками, забывая о еде и питье, а иногда он совсем не прикасался к картине, стоя перед ней в созерцательном молчании. Случалось, что, будучи занятым совсем другой работой, Леонардо вдруг срывался с места и бежал в трапезную, чтобы сделать несколько мазков.

В искусстве Кватроченто тема «Тайной вечери» возникала довольно часто, к ней обращались самые лучшие мастера. В композиционном отношении Леонардо не отступил от традиционной схемы — тринадцать человек фронтально сидят за столом, — но как математически точно продумана эта композиция! В самом центре — Христос, руки его разведены в стороны и лежат на столе, образуя треугольник, вершиной которого является голова Иисуса. Темный силуэт Христа отчетливо выделяется светом, льющимся из окна на заднем плане. Двенадцать апостолов разбиты на две равные группы, в свою очередь, подразделяющиеся на подгруппы — по три фигуры в каждой, причем внутренние группы как бы сближаются между собой, а внешние — расходятся. Возникающее при этом волнообразное движение подчеркивает драматизм ситуации.

Голова Христа. 1494–1495

Голова Христа. 1494–1495

 

Леонардо избрал для воплощения кульминационный момент истории — Христос произнес: «Один из вас предаст меня», — и замолчал. Он единственный сохраняет спокойствие в бушующем вокруг него море эмоций. Апостолы реагируют на слова Иисуса самыми разнообразными жестами и позами и удивительно выразительной мимикой.

Период работы над «Тайной вечерей» как раз совпал с увлечением Леонардо физиогномикой, он оставил огромное количество подготовительных рисунков, изображающих разные оттенки переживания, удивления, возмущения, гнева. Судя по сохранившимся записям, лица апостолов были списаны с обычных людей. Особенно долго пришлось искать типаж для Иуды, работа приостановилась, приор монастыря даже упрекнул художника в лености. Леонардо парировал, что, если время настолько поджимает, он может использовать лицо самого приора, благо, оно очень подходит для этой цели.

Дж. Солари, Д. Браманте. Церковь Санта-Мария делле Грацие 1466–1497. Милан

Дж. Солари, Д. Браманте. Церковь Санта-Мария делле Грацие.
1466–1497. Милан

 

С Иудой возникла еще одна проблема: как изолировать его от основной группы апостолов? Обычно он изображался обособленно, на другом конце стола. Леонардо такой вариант не устраивал, и он усадил Иуду среди других апостолов. Мрачный и отстраненный, предатель отпрянул от Христа, прижимая к себе мешочек с 30 серебрениками. Лицо его — единственное, скрывающееся в тени. Апостолы еще не подозревают, о ком говорит Иисус, но зритель видит это сразу.

Как всегда, Леонардо стремился к совершенству и мечтал создать новую, невиданную технику. Традиционная фреска требовала быстрой работы и не оставляла возможности переработки уже готовых частей картины, что было для Леонардо совершенно неприемлемо. Он придумал специальную смесь из темперы и масляной краски, которая с первого взгляда казалась совершенно идеальной, но с течением времени красочный слой стал отставать от грунта и осыпаться. Только лишь в ХХ веке картину отреставрировали, но в первоначальном виде ее восстановить так и не удалось.

Эскизы к «Тайной вечере» Эскизы к «Тайной вечере»
Эскизы к «Тайной вечере»
Эскизы к «Тайной вечере»