Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2009

УРОК МХК

УРОК МХК

 

Любовь САВЕНКОВА,
доктор педагогических наук

 

Формула творческого обучения

«Современная стадия научного мышления все более характеризуется стремлением рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а обширные единства» — эти слова Ю.М. Лотмана прекрасно подтверждают важность и своевременность внедрения в практику образовательных учреждений интегрированного обучения, позволяющего формировать у детей представление о единой картине мира. Сказанное вовсе не предполагает обязательного соединения двух, трех и более предметов в один учебный курс (хотя возможен и такой вариант). Интеграция подразумевает не дополнение одного предмета (или одного искусства) другим, а активное взаимодействие педагогов в коллективе по поводу общих для конкретного возраста направлений развития детей. Это, вполне естественно, требует вычленения единой педагогической задачи обучения, применения единых понятий, условий, фактов, действий в подготовке учебных и дополнительных занятий.

 

ГЛАВНОЕ – ОБЩАЯ ЦЕЛЬ

Интегрированное обучение связано с планированием, организацией и проведением специальных уроков по теме, общей для нескольких предметов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время. Главным в интегрированном обучении является выделение обшей перспективной цели развития учащихся одной возрастной группы, направленной на формирование или совершенствование каких-либо качеств (способностей, умений), а также планирование общих учебных задач для педагогов разных предметов. Интеграция позволяет перестраивать, расширять и углублять содержание образования, приводит к конструктивным изменениям в методике работы и создает новые обучающие технологии. Она обеспечивает совершенно новый психологический климат на занятии как для ученика, так и для учителя.

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "МИНПРОМТОРГ РОССИИ". Открытый бюджет Минпромторга России для молодёжи - портал раскрывает историю успеха руководителей, достижения российской промышленности, рассказывает об отраслях промышленности. На сайте Вы найдёте информацию о том, чем занимается Минпромторг, его структуру, информацию о проекте и молодёжном кадровом резерве. Подробнее смотрите здесь.

Внедрение в практику школы интегрированного обучения связано с желанием педагогов изменить свое отношение к организации учебного процесса, но требует нестандартного расписания уроков и дополнительных занятий. Это нужно для того, чтобы учителя могли проводить совместные занятия, посещать уроки друг друга и тем самым взаимообучаться. Кроме того, появляется определенный стимул для разработки учителями своих методов и приемов, авторских программ и педагогических технологий. Из этого следует, что интегрированное преподавание является фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива.

Основанием для внедрения интеграции в практику школьного коллектива, как мы уже сказали, служит необходимость корректировки совместных усилий учителей по организации и проведению различных мероприятий. Примером может служить создание нетрадиционных курсов, коллективных проектов, что предполагает совместное продумывание ведущих идей, изучение общих тем, объектов, явлений.

В любом случае, задача учителей, формирующих интеграционные предметные блоки, — найти пути изменения некоторых разделов содержания и структуры учебных дисциплин для объединения их в общий блок занятий (или специальный курс). Например, формирование у детей исследовательских способностей связано с развитием определенных психических особенностей (внимания, памяти, мышления и др.), с изменением эмоционально-чувственной сферы, с расширением круга познавательных интересов, с обучением конкретным мыслительным операциям, приемам обобщения и анализа.

Одному учителю справиться с такими задачами трудно, особенно если другие педагоги не включают этот вид работы в свою практику. Желательны совместные действия по выделенным проблемным ситуациям, которые помогут школьнику в освоении данного вида деятельности. То же можно делать при освоении отдельных, но важных для конкретного возраста тем (нравственных, общекультурных, патриотических).

Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. 1509–1511. Станца делла Сеньятура, Ватикан

Рафаэль. Парнас. Аполлон и музы. 1509–1511.
Станца делла Сеньятура, Ватикан

 

Вполне естественно, что это требует знания педагогами (хотя бы в общих чертах) учебного материала, осваиваемого детьми параллельно, на других уроках, и по возможности использования его у себя. Это учит школьников сопоставлять и связывать знания из разных дисциплин, развивает их способности к анализу и обобщению. К сожалению, без особого внимания к этим видам деятельности обозначенные умения сами не развиваются. Единая программа действий дает учителям свободу компоновки тем, перераспределения часов внутри общего блока.

Сказанное является условием совместной работы по выделению в программах по каждому предмету сходных тем, нахождению общего и различного в раскрытии этих тем, что требует сопоставления, обсуждения и анализа. Отсюда вытекает цель интегрированного обучения — научить детей рассматривать, сопоставлять, анализировать одни и те же факты, явления в разных ситуациях, системах и направлениях, опираясь на динамику и логику рассуждений.

Наиболее полно проявляется интеграция предметов в том случае, когда между учебными программами установлено смысловое соответствие, когда существует центральная идея, объединяющая весь комплекс тем и проблем, рассматриваемых в рамках двух или нескольких предметов.

Другим не менее важным условием является выделение внутренних мотивов в изучаемых предметах, которые объединяли бы и делали предметы более значимыми. Для этого желательно сверить программы и выделить в других предметах те разделы, которые могут помочь в достижении планируемого уровня понимания учениками вашего предмета. Можно изменить названия тем, сделать их общими или сквозными для всех предметов. В этом случае каждый отдельный предмет приобретает большую широту, смысловую и информационную насыщенность.

ПОДХОДЫ И ЗАДАЧИ

Составляющими интегрированного обучения являются три подхода, на которые должна опираться вся педагогическая деятельность в области гуманитарно-художественного образования: экологический, региональный и полихудожественный.

Задачами интегрированного преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла (по Б.П. Юсову) являются следующие:

1. Выход за рамки одного искусства (одного предмета). Отказ от традиционных форм, методов работы с детьми. Привлечение разных видов творческой деятельности, информации из различных областей знаний, природного мира, истории, географии, естествознания и др.

2. Связь с развитием культуры в широком смысле слова: мысль — наука — техника — градостроительство — духовные, культурные, нравственные традиции — искусство.

3. Перенос педагогического акцента с изучения «памятников искусства» на творческое проявление самих детей, на детское творчество как реализацию культурной традиции, как освоение культуры человечества через творчество.

4. Обращение к региональной (близкой) художественной культуре, искусству и родному языку в тесной связи с мировым художественным процессом.

5. Самовыражение в художественно-образной форме.

Следует отличать интегрированный подход к обучению от межпредметных связей. В практике обучения межпредметные связи чаще всего сведены к взаимному иллюстрированию одного искусства другим. Например, на уроке изобразительного искусства детям читают стихи по схожему сюжету, настроению, теме, характеру героя и так далее. Или на уроке литературы показывают картину художника, помогающую лучше понять литературное произведение, представить конкретного героя, пейзаж, манеру одеваться.

Этот первичный уровень можно назвать эмоциональной поддержкой, иллюстрацией определенного настроения, состояния природы. Он самый распространенный и применяется одинаково свободно всеми педагогами в разных возрастных группах.

Интегрированный подход на занятиях художественного цикла, как указывалось выше, предполагает использование не только художественной информации, но и знаний из разных областей наук, которые помогают наиболее полно раскрыть информацию о предмете или явлении таким образом, чтобы у ребенка сложилось общее представление о рассматриваемом объекте (образе, понятии, художнике и др.). Такого рода информация обязательно должна опираться на психические особенности детей, их интересы, память, ранее полученные из других источников знания. Это помогает им создавать свои художественные образы по ассоциации не только с художественными произведениями, но и с другими предметами, ближайшим окружением, природой и миром вообще. То есть у детей постепенно формируется представление о гармонии мира, о жизни как взаимосвязанном и закономерном процессе развития, в котором человек не противопоставлен этому миру, а является органичной его составляющей.

Так, на уроке изобразительного искусства при восприятии произведений какого-либо художника или писателя необходимо давать материал по истории того периода, в котором художник, писатель творили, дать представление об идеалах того времени, духовных ценностях, мировоззрении, познакомить с документами, которые помогут детям понять художественный образ и язык произведения.

При освоении любого периода истории следует стараться находить темы, созвучные с историей развития и культуры того региона, в котором учащиеся живут, ориентируясь на самостоятельные исследования детей, на осмысление происходящего. Такой подход поможет развивать самостоятельность мышления и стремление к самопознанию.

Например, при восприятии картины на уроке изобразительного искусства можно предложить примеры из другого вида искусства (например, портрет Ван Гога и «Реквием» Моцарта). Таким образом художественно-выразительные средства одного искусства интегрируются, входят в контакт с художественными средствами выражения другого. В этом случае эмоциональный строй того и другого искусства усиливает их родство. Разговор с детьми идет не на уровне схожести сюжета, мотива, характера, а на уровне художественного образа, выразительных средств искусства, философского осмысление творчества.

Например, на уроке литературы для создания наиболее полного впечатления и адекватного восприятия конкретного героя произведения (писателя, художника, композитора) можно предложить фильм, слайды, визуальные путешествия с помощью компьютера для знакомства с пространством, средой того времени, той эпохи, о которой пойдет речь. Такой уровень взаимодействия оберегает ребенка от стереотипов и формирует гибкость ума, позволяет ему подбирать произведения искусства по эмоциональной насыщенности.

Можно предложить ученикам, например, нарисовать вкус или запах цветов, настроение героев или аромат воды, воздуха, которые изображены на картине. И так далее.

В промежутках между такими уроками-размышлениями и уроками-осмыслениями обязательно должно пройти занятие, которое позволило бы приподнять ученика над обыденностью. Такие уроки позволяют накапливать творческий потенциал ребенка. После серии подобных уроков на итоговом занятии может произойти своеобразный коллективный творческий всплеск и педагог вместе с детьми творчески проживет эмоциональный подъем, свойственный художественно-образным задачам, которые вместили в себя все рассматриваемые произведения искусства.

ДЛЯ СОЗДАНИЯ ОРИГИНАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Стержневыми понятиями интегрированного направления являются:

а) «полихудожественный» комплексный подход к освоению искусства;

б) акцент на самостоятельном творчестве детей: «живое искусство» и активное действие в пространстве и в среде;

в) искусство как средство изменения пространства: создание определенной эстетической среды относительно времени, эпохи, конкретного человека, по мотивам художественного произведения, для конкретной деятельности;

г) «экология культуры»: традиции, региональные и национальные черты, взаимодействие традиционной архитектуры с окружающим ландшафтом, климатом и занятиями людей;

д) сотворчество педагогов и детей;

е) развивающее, охраняющее здоровье, оберегающее детей обучение.

Следует выделить также главные факторы развития — воображение и фантазия. Система работы должна осуществляться таким образом, чтобы у детей равномерно были задействованы правое и левое полушарие. Но эта способность мозга, к сожалению, часто не учитывается на уроках в школе, особенно это касается предметов естественно-научного цикла. Школа больше озабочена развитием интеллектуальной сферы и недооценивает активную творческую деятельность.

В этой связи предлагается формула развивающего творческого обучения, которая выглядит следующим образом: одновременное развитие на всех предметах школьного цикла логического интеллектуального и творческого мышления.

1. Все дети по своей природе обладают мышлением — логическим, образным.

2. Любой школьник способен осваивать любой предмет на основе логического и образного мышления.

3. На каждом уроке учитель должен опираться на логическое и образное мышление.

4. Объяснение педагога и структура урока должны строиться с опорой на логическое и образное мышление.

5. Все это порождает самостоятельную активность учащихся и одновременную работу логического и образного мышления

6. Такой подход к процессу обучения способствует созданию учащимися оригинального творческого продукта.

При этом движение в обучении должно строиться «от целого к частному, от будущего к настоящему. Понять — значит поставить в связь с целым». Эти слова могут стать синонимом педагогической системы интегрированного обучения, так как любая логика мышления человека требует выстраивания «логики процесса» (А.А. Арсеньев).

Смысл интегрированного направления работы — насыщение занятий искусством, развитие эмоционально-эстетической сферы детей, активизация детского творчества, участие детей в реальном живом процессе порождения искусства (картин, музыки, театрального действия, танца, художественной среды школы). Это направление предполагает, с одной стороны, включение школы в культурную жизнь поселка, города, страны, с другой — преодоление в собственной школьной среде, в семье примет косности, духовной лени, рутины, душевного безразличия и пассивного созерцания, направляет процесс обучения к будущему, к интересной жизни и знанию.

УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ

Для того чтобы на занятии возникла атмосфера творчества, сотрудничества, сотворчества учеников и учителя, нами сделана попытка создать своеобразную схему организации интегрированного занятия (по материалам работы учителей-практиков).

В виде краткого плана она может выглядеть следующим образом.

1. Активизация разных форм художественного мышления учащихся через образы (зрительные, музыкальные, двигательные, слуховые и др.). Это дает возможность почувствовать мир во всем его многообразии, посмотреть на него с разных сторон, тем самым у ребенка возникают различные ассоциации, пробуждается интуиция, чувство, ощущение цвета, звука, движения.

2. Важно вызвать у детей интерес к выполняемой работе. Для этого желательно общаться с классом, с группой, отдельным учеником на «одной волне», постараться почувствовать настроение класса, настроение каждого ребенка и опираться в работе на него. Все это возможно при условии создания доброжелательного климата на уроке.

3. Активизировать внимание легче, когда урок начинается необычно, когда предложенная тема неожиданна, когда с первых минут школьники получают какое-то яркое впечатление. Необходимо постараться найти такие виды работ, такие упражнения для разминки, которые подготовили бы ребенка к прыжку, к полету фантазии. Для примера можно предложить начать урок не со «своего предмета», а с постороннего на первый взгляд материала, опираясь на знания и умения, полученные на других занятиях, у других педагогов.

4. Учитель контролирует ситуацию с помощью подготовленного плана урока, но при этом совершенно не обязательно слепо следовать ему. В зависимости от ситуации можно изменить что-то, дополнить, сменить темп. Важно всегда помнить, чем необходимо закончить урок, постараться завершить его совместным обсуждением проделанной работы.

5. Среда в классе, аудитории должна быть художественно организованной. Для этого в зависимости от темы, характера урока можно создавать соответствующее оформление рабочего пространства, дополнять его какими-то деталями, придумывать цветовые эффекты, изменять расстановку мебели.

6. В завершение урока — подведение итогов, акцентирование внимания на тех открытиях, которые были сделаны, тех идеях, которые были созданы, сочинены, изображены, проиграны, тех предметах, которые были сконструированы на уроке конкретными учениками. Обязательно похвалить тех детей, которые высказали свои мысли, свои представления, вывели свои законы, сделали собственные открытия.

Систематизированные интегрированные занятия могут быть организованы в школе в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности. В зависимости от условий школы и желания педагогов к работе могут подключиться несколько учителей. При этом чем охотнее в процесс будут включаться педагоги, тем продуктивнее будет проходить взаимодействие учителей внутри коллектива. Для успешной работы общение, контакт, сотворчество коллег просто обязательны, в противном случае говорить об интеграции нет смысла. Насилие в этом виде деятельности не может принести каких-либо положительных результатов. Все должно строиться на желании и взаимном интересе.

В идеале желательно, чтобы этой идеей было увлечено максимально большее число педагогов, так как только в этом случае процесс интеграции будет проходить естественно, поскольку каждый учитель будет стараться найти какие-то свои формы организации урока, проведения итоговых занятий, художественных событий, появится желаемый контакт, совместное решение, взаимопомощь, родится что-то новое, необычное. В школе появится благоприятный климат, который будет способствовать творческой деятельности.

На фото: учителя и ученики школы-лаборатории № 875
и результаты их творческой деятельности

 

Подобная работа уже не является только мечтой. Такой эксперимент имеет место в одной из московских школ — школе-лаборатории № 875 Западного округа. С 1997 года эта школа получила статус школы-лаборатории по проблеме «Искусство и среда в структуре художественно-творческого развития школьников». Здесь почти весь коллектив учителей включился в опытно-экспериментальную работу. Процесс общения, со-творчества, со-трудничества в школе выделяется как главный во взаимодействии между учителями, учениками внутри школы, учителями и детьми, учителями и родителями.