Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

Африканская скульптура
из собрания Эдди Новарро

Пикассо на вопрос о влиянии на него африканской скульптуры отвечал: «Африканские статуи, которые можно встретить где угодно, для меня не столько образцы, сколько свидетельства». Несомненно, традиционная африканская скульптура сыграла огромную роль в становлении новаторских тенденций в творчестве выдающихся мастеров ХХ века: Брака, Дерена, Матисса, Кирхнера, Шмидта-Роттлуфа, Мюллера. Велико влияние этой скульптуры на творчество Пикассо в его «негритянский» период. В «Портрете Гертруды Стайн» (1906) также есть некоторые черты, навеянные традиционной африканской скульптурой. А от фигур в правой части знаменитой картины мэтра «Авиньонские девицы» (1907), с их мертвыми, вывернутыми головами, насаженными на терракотовые тела, веет жутью диковатых африканских ритуалов.

Бауле. Золотой Берег

Бауле. Золотой Берег

 

Традиционное искусство существует повсюду, в самых отдаленных местах — от Микронезии до Аляски, от Португалии до Кавказа — и демонстрирует одинаковую структуру с набором унифицированных изобразительных форм. Но только в тропической Африке можно обнаружить такое поразительное разнообразие и такое эстетическое совершенство этих форм. Яркую мозаику племенных стилей являют художественные центры Западного Судана, Гвинейского побережья, Конголезского бассейна и близких к ним районов.

Теперь и у нас появилась возможность насладиться великолепием традиционной африканской скульптуры и понять, почему она так восхищала и вдохновляла на новации знаменитых художников мира. В Государственном музее искусства народов Востока прошла выставка «Африканская коллекция Эдди Новарро».

Эдди Новарро был замечательным фотографом, автором портретов знаменитых художников: Шагала, Пикассо, Дали, Макса Эрнста, Уорхола. Но он был и страстным коллекционером, и неутомимым путешественником. В одном из путешествий он открыл для себя традиционную африканскую скульптуру и собрал уникальную коллекцию шедевров, достойную лучших музеев мира.

Материнство. Мали

Материнство. Мали

 

Во всем непривычны для нас эти скульптуры: гротескные, экспрессивные, угловатые, схематичные, преувеличенно реалистические, даже пугающие. Это изображения больших и малых божеств, духов предков (фигура «Духа предков». Догон), носителей магической силы, колдунов, обнаженных женщин — символа материнства.

Скульптурные изображения связаны с образами реальности. Вот женские фигуры с гипертрофированной грудью и столбообразным туловищем, составленным из отдельных самостоятельных объемов. Вот «Мужская фигура» — доведенная до предельного лаконизма формула. Африканские мастера создали очень своеобразный, понятный для соплеменников, осязательно-пластический образ силы человека или зверя.

В деревянных скульптурах Африки прекрасно сохранились природные свойства материала, поражает искусная обработка дерева, удивительная свобода владения топором и ножом. В этих скульптурах важен ритм: четкие соотношения частей скульптуры с объемом, формой, местом в пространстве («Колдун, погруженный в транс». Догон). И эта ритмическая завязка рождает у зрителей разные ассоциации. Художник создает убедительные представления о силах, управляющих миром и воздействующих на судьбу.

Сенуфо. Золотой Берег

Сенуфо. Золотой Берег

 

У африканского скульптора удивительное чувство формы, он умеет работать в объеме, может передать движение и выразить состояние человека: гнев, спокойствие. Для африканского скульптора очень важны голова, лицо в изображении человеческой фигуры. Поэтому столь выразительны лица, а головы часто несоразмерно большие. В африканской скульптуре сочетается реализм и выразительность декоративно-орнаментального искусства. Устрашающее впечатление производит «Гвоздевой фетиш» Йомбе, охраняющий от болезней, колдовства и злых духов.

Маски в Африке — наиболее почитаемые священные предметы. Обычай использовать маски в обрядах инициации, аграрных ритуалах и погребальных церемониях восходит к периоду становления племенных стилей. Маска может целиком сохранять зооморфные черты, когда она посвящена культурному герою. Например, «Маска» народа бамбара посвящена мифическому герою Чивара, символом которого является антилопа, воплощающая дух воды. От него берут начало все кланы племени бамбара. Навершие маски состоит из головы с длиными прямыми рогами, ажурной гривой — шедевр абстрактной пластики.

Бамбара. Мали

Бамбара. Мали

 

Особой экспрессией отличаются маски «тайного общества» (догон). Такие маски-шлемы использовались разными африканскими народностями для изгнания злых духов, пожирателей душ. Колдуны в масках появляются на ночных церемониях, изрыгая огонь и трубя в рог. Танцор вооружен бичом и полностью скрыт под специальной одеждой (о таких ритуалах напоминают на выставке увеличенные фотографии).

Женская фигура с ребенком на спине. Догон, Мали

Женская фигура с ребенком на спине. Догон, Мали

 

Хорошо срежиссированная выставка со свободным размещением экспонатов позволяет постигнуть специфический дух традиционной скульптуры тропической Африки во всем ее богатстве, разнообразии и высокой художественности. Может быть, именно зловещие маски, подобные тем, что мы увидели на выставке — «Гемба» (Конго) и «Сонгье» (Заир), — вдохновили Пикассо на создание знаковой картины «Авиньонские девицы»?