Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №21/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

 

Мельник, его сын и осел

 

Оноре Домье
МЕЛЬНИК, ЕГО СЫН И ОСЕЛ
1849. Галерея искусств, Глазго

 

Домье внимательно изучал Рубенса, его горячий колорит, умение выразить чувство цветом, энергичным мазком, мастерство в изображении природы.

В картине Домье появляются солнце, деревья, трепещущий свет на загорелых телах, прозрачное небо. Легкость мазка, яркость контрастов света и тени, сила и мощь движения, ощущение полноты жизни, резкие ракурсы, моделировка формы, динамическая и живая, выразительность линий — все это превращает банальный сюжет в изысканное искусство. Начиная с этой картины Домье в совершенстве овладевает техникой масла.

Известно, что французский романтик Александр Декан первым стал писать пятнами. Только, в отличие от Декана, в картине Домье игра светоцветовых контрастов не является самоцелью, а раскрывает мощь и силу народной стихии, превращает обыкновенных крестьянок в легендарных героинь. Они могучи и монументальны, они будто пропитаны соками земли, на что недвусмысленно намекает фигура крестьянки слева, с трудом удерживающей на голове корзину с фруктами. Мы будто слышим топот их могучих ног по земле, прогибающейся под их тяжестью.

Картина очень искусно построена. Фигуры мельника и его сына смотрятся небольшими пятнами, они совсем лишены движения. И вдруг резко изгибающаяся крыша деревенской башни, ее сдвинутые формы как бы исподволь готовят зрителя к тому роскошному пиру, который разворачивает художник на переднем плане, изображая крестьянок в резких ракурсах, создающих крутящийся ритм, усиленный буйством красок развевающихся одежд, неистовой, контрастной цветовой гаммой.