Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №16/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА II

РЕНЕ МАГРИТТ
СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА II
1935. Коллекция Симона Шпирера, Женева

В творчестве Магритта особенно часто встречается тема «живописи в живописи». И это неудивительно, если мы вспомним, как любил художник интриговать своего зрителя, заставляя его теряться в догадках, где заканчиваются границы реального мира и начинается мир иллюзорный. Картина «Состояние человека II» это демонстрирует как нельзя лучше.

Персональные ценности. 1952. Частная коллекция

Персональные ценности. 1952. Частная коллекция

 

На мольберте, придвинутом к арочному проему, отделяющему комнату от берега моря, стоит холст с морским пейзажем, полностью повторяющим настоящий пейзаж на заднем плане. Впрочем, «настоящий» ли? Как всегда, когда дело касается Магритта, мы ни в чем не можем быть полностью уверенными. При первом взгляде мольберт даже не сразу заметен, и, только посмотрев повнимательнее, можно увидеть тонкую линию, отмечающую его край. Кажется, что на картине изображена именно та часть морского пространства, которое она закрывает, поэтому в восприятии стороннего наблюдателя море находится одновременно и внутри комнаты, и снаружи. Такая двойственность создает для зрителя некоторый дискомфорт, ведь человек всегда стремится к определенности, и ему просто необходимо понять, что здесь «подлинное», а что — всего лишь отражение. Однако для Магритта этот вопрос не встает, для него вполне возможен случай, когда и реальный пейзаж, и нарисованный будут равнозначны.

Проницательность. 1926. Галерея Изи Брашо, Брюссель

Проницательность. 1926. Галерея Изи Брашо, Брюссель

 

С технической точки зрения, следует отметить, что композиция картины прекрасно выверена геометрически. Так, вертикальная белая линия, отмечающая край холста, четко уравновешена горизонтальными линиями моря, волн и пола в комнате. Темная сфера сбоку определяет центр, хотя расположена левее и ниже фактического центра и перекликается с очертаниями дверной арки и винта на мольберте. Все эти детали в совокупности формируют абсолютно идеальную «конструкцию». Получается, что фантазии Магритта не так уж фантастичны и вполне подчиняются земным законам.

Жоржета и Рене Магритт в Перре-сюр-Марн

Жоржета и Рене Магритт в Перре-сюр-Марн
Фотография. 1928

 

С темой «живописи в живописи» тесно перекликается мотив открытого окна, столь любимого художником. Окна — глаза дома, через которые открывается и постигается окружающий мир. Впрочем, это не обязательно именно окно. Арка (как в данном случае), балюстрада, дверной проем — любая преграда, которую можно было бы рассматривать как границу между двумя мирами — реальным и ирреальным, поэтическим и обыденным, сознательным и бессознательным…

Карт-бланш. 1965. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Карт-бланш. 1965. Национальная галерея искусства, Вашингтон

 

Но почему для картины выбрано такое странное название и как оно соотносится с изображением? Разумеется, мы помним, что к названиям магриттовских картин надо относиться с большой осторожностью, но в данном случае художник сам как нельзя лучше охарактеризовал свою работу (правда, в этом высказывании речь идет о другой картине — «Человеческое состояние I», но по замыслу и сути они абсолютно идентичны): «Я поместил картину, изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает… Именно так мы видим мир. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя. Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание…»

Популярная панорама. 1926. Частная коллекция, Брюссель

Популярная панорама. 1926. Частная коллекция, Брюссель