Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Искусство»Содержание №5/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

 

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ

ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА НА НЕРЛИ
1165. Поселок Боголюбово, Суздальский район Владимирской области

Мировую славу получила небольшая однокупольная церковь, находящаяся на Владимирской земле, в полутора километрах от села Боголюбова, на месте впадения реки Нерли в Клязьму — храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Построенная в 1165 г. безымянными мастерами по велению святого благоверного князя Андрея Боголюбского, белокаменная загородная церковь простояла в «водных вратах» бывшего Владимирского княжества около девяти веков и получила признание как выдающийся архитектурный памятник владимиро-суздальской школы, символ древнерусского зодчества и шедевр мировой архитектуры.

Знакомя школьников с этим памятником русской культуры, прежде чем говорить о его архитектуре, следует рассказать об истории его создания.

Строительство храма связано с двумя событиями личного и общественно-церковного значения. Церковь была возведена в память о сыне князя Андрея, юном княжиче Изяславе, погибшем в сражении с волжскими булгарами, в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Праздник посвящен событию, произошедшему в Византии, он связан с чудом явления во Влахернском храме Божией Матери с покровом в руках, который символизировал ее особенное покровительство христианскому миру, ее заступничество перед наступающим на Константинополь неприятелем. В храме сохранилась память о дивном явлении там Богоматери, но греческая церковь такого праздника не учредила.

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал национальным на Русской земле и одним из самых почитаемых в русском народе, а установлено празднование было именно властью владимирского князя Андрея и епископом, даже без согласования с киевским митрополитом. Создание храма в память об этом событии явилось актом церковного признания этого праздника и одновременно утверждения его в жизни народа средствами монументального зодчества.

Энергичный князь развернул грандиозное строительство в княжестве, которое стало именоваться Владимиро-Суздальским. За восемь лет своего правления Андрей Боголюбский построил больше каменных храмов, чем его отец князь Юрий Долгорукий за тридцатидвухлетнее правление. Церковь Покрова на Нерли вошла в комплекс боголюбской резиденции князя Андрея и стала первым на Руси храмом, посвященным празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Строительство храма в честь праздника, символизирующего особое покровительство Владычицы Небесной, призвано было утверждать идею небесного покровительства Владимирской земле и князю Андрею, особо отмеченному благодатью Божией через явление ему в Боголюбове Божией Матери, запечатленное на так называемой Боголюбской иконе.

Прекрасная белокаменная чудо-церковь одиноко, как бы задумчиво-печально возвышающаяся над просторами владимирских равнин, навсегда запечатлела память о юном воине, сыне князя Андрея, пребывающем на небесах. Поднимаясь в бесконечное небо, белоснежный стройный силуэт отражается в зеркальной глади неширокой речки, смягчая впечатление одиночества, рассеивая грусть, внося ноты тихой радости и гармонии, напоминая о вечности Завета между Богом и людьми.

Белокаменный одноглавый храм крестово-купольного типа отличается удивительной гармонией пропорций и изяществом украшений. Над поймой реки храм возвышается на искусственном холме, насыпанном на заливном лугу и облицованном камнем (известковыми плитами).

Традиционно в представлении наших предков устремленное ввысь сооружение связывалось с идеей заступничества всемогущих божественных сил, а купол символизировал единого Бога.

Храм Покрова невелик: высота внутри до навершия купола — 20,5 м, сторона подкупольного квадрата — 3,10 м, что гораздо меньше другого знаменитого владимирского строения — Успенского собора.

Поток вертикальных линий, усиленный колонками, ритмом колончатого пояса, вытянутыми окнами и аркатурой главки, создает иллюзию невесомости, парения церкви над зеркальной гладью вод летом и бескрайними снежными просторами — зимой.

Каменная резьба средней закомары западного фасада

Каменная резьба средней закомары западного фасада

Верхние участки прясел (стен) заглублены больше, чем нижние, что усиливает ощущение устойчивости нижней части здания и легкости, воздушности ее верхней части.

Раскопки, проведенные под руководством Н.Н. Воронина, позволили установить, что храм Покрова на Нерли был с трех сторон окружен открытой аркадой, на которой располагалось гульбище.

Центричность композиции как характерная особенность храма основана на выделении средних осей фасадов, которые (кроме восточного) имеют в центральном прясле развитый перспективный портал.

Над порталами в полукружиях закомар располагаются одинаковые по сюжету рельефы, представляя иносказательный гимн библейскому царю, чей образ созвучен личности самого князя Андрея, его горячей любви к Богу. Выше всех изображений здесь восседает царь-псалмопевец Давид с поднятой правой рукой. Ниже, в боковых пряслах, помещены фантастические чудища — грифоны, олицетворяющие охранительные духовные силы. Они повернуты к царю Давиду и словно бы внемлют ему. Под грифонами находятся также повернувшиеся к царю Давиду львы, которые традиционно символизируют власть, силу. Ниже следует пояс, состоящий из женских масок, представляющих загадку для исследователей. Некоторые ученые связывают эти образы с постоянным оберегающим присутствием Богородицы, пребывающей в юном возрасте, до обручения с праведным Иосифом.

Колончатый пояс

Колончатый пояс

Храм Покрова сохранил белизну своих каменных одежд, отсутствие живописи на стенах придает гармоничность, одухотворенность и целостность этому архитектурно-поэтическому произведению владимирских зодчих.

Церковь хорошо сохранилась, став идеальным воплощением канона трехапсидного крестово-купольного православного храма и является одним из любимейших храмов России. По решению ЮНЕСКО храм Покрова на Нерли включен в список Всемирного наследия.