Главная страница «Первого сентября»Главная страница газеты «Искусство»Содержание №23/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РОЖДЕСТВО

 

Софья ЗАХАРОВА,
учитель изобразительного искусства
и художественного труда школы № 622, Москва

 

КАК УКРАСИТЬ ОКНА
К НОВОГОДНИМ ПРАЗДНИКАМ

Наверное, нет такого человека, который хоть раз в жизни не вырезал из бумаги снежинки. Это занятие не требует большого труда и доступно как взрослым, так и детям. Создание ажурных узоров из листа бумаги является одним из видов декоративно-прикладного искусства. Он имеет древнюю историю и традиции. Из Китая, с родины бумаги, это искусство распространилось по миру: в Японию, Вьетнам, Мексику и другие страны. У некоторых народов сложилась традиция вырезками из бумаги украшать окна. В Белоруссии крестьянки украшали ими избу перед Пасхой, заменяя старые вырезки новыми, а иногда так готовились и к Рождеству.

Вырезание из бумаги сродни аппликации, с ее симметрией и красотой контура. Только фоном для вырезок будет не картон, а оконное стекло. Я даю самые простые варианты украшений с учетом возможностей детей в начальной школе. Для учащихся постарше узоры можно усложнить. Но, независимо от возраста, занятие вырезанием увлекает детей. А через увлечение приходит понимание искусства. Каждый раз, вырезая украшения, мы обращаемся к истокам мастерства, открытого для общения и творчества.

Выбор окна в качестве объекта художественной деятельности не случаен. Окно является промежуточным звеном между внутренним пространством дома и улицей. С одной стороны, окно отделяет мир снаружи от мира внутри, а с другой — служит для сообщения между ними. Зимой хочется видеть пушистый снег, красивые дома, белые деревья. Но бывает, что погода подводит и вид из окна не очень радует. Украшение стекол помогает компенсировать эти недостатки, создает праздничное настроение, изменяет восприятие. В мороз тянет к теплу. Хочется быть внутри дома, среди родных и близких людей. Украшение окна замыкает теплый круг доброго общения. А еще в декабре мечтается о чуде. Подарить его позволяет бумажная сказка на стекле.

Для работы потребуется писчая бумага формата А4, ножницы, простой карандаш для проведения линий выреза и узкий прозрачный скотч для крепления фигур к стеклу. При необходимости их можно будет легко снять.

Важными элементами ряда предложенных композиций являются снежинки. Чаще всего просто чередуют снежинки разной формы. Я предлагаю сделать иначе. В верхней трети окна сделать дугу из снежинок. Оставшимися узорами заполнить пространство над дугой. Это зрительно изменит форму окна и создаст ощущение праздничности. Середину предоставить естественному виду из окна, а в нижней трети расположить вырезанные из бумаги ели, домики, ангелов, играющих на трубах (в зависимости от выбранного сюжета). Темы зимнего леса и сказочного города вполне доступны для детей 8–9 лет. Фигуры ангелов могут сделать учащиеся 3–4-го класса. Первоклассники, которым часто трудно вырезать звездочки из-за плотности бумаги, справятся с елью. Она составляется из отдельных веток и украшается фигурами в виде колокольчиков или веселых сапожков. Выполнение этого задания легко сочетается с игрой. Получившиеся основы для ветвей похожи на уши зайца. Можно предложить детям приложить их к голове, выйти из-за парт и немного попрыгать.

С вырезанными колокольчиками интересно провести другую игру. Каждый ребенок или небольшая группа детей выбирают «голос» для своего колокольчика. Один колокольчик звучит так — «дон-дон», другой — «динь-динь-динь» и так далее. После того как голоса определены и звучание каждого опробовано, по взмаху руки все «звенят» одновременно. Получается похоже на колокольный звон.

Для больших снежинок используются квадраты из целого листа формата А4. Для тех, что поменьше, — из половины. Самые маленькие — из краев. Чтобы снежинка получилась остроконечной, нужно показать детям, что сгибы на заготовке — это основы лучей. Линия выреза между ними должна начинаться и заканчиваться на их концах.

Дети в начальной школе охотно выполняют задание, если в нем есть интересное содержание, например сказка. Она придает работе дополнительное значение и смысл. Процесс изготовления снежинки можно украсить, например, такой сказкой.

Рисуя линию выреза снежинки, представим, что уголок поострее — это луч-мама, а другой — папа. Они встретились и полюбили друг друга. Папа подарил маме звезду. Какую? Сейчас вырежем и увидим. Что было потом? Они сыграли свадьбу. Мама надела красивое платье, а папа костюм. Сделаем прорези от линии сгиба. Так мы украсим снежинку кружевами. Через некоторое время у мамы с папой родились дети. Добавим между углами еще один маленький треугольник — дочку или прямоугольник — сына. Вырежем. Получится семья лучей. На праздник все нарядились в лучшие платья. Повторим украшение вырезами-кружевами.

При помощи этой сказки получаются простейшие вариации снежинок или звезд. При желании можно придумать продолжение истории и привлечь к этому детей.

Для получения красивых украшений важным является не только использование схем построения, но и сама технология исполнения элементов. Поэтому далее я дам пояснения к рисункам.


Звездочку или снежинку можно сделать двумя способами. Первый вариант. Взять прямоугольный лист писчей бумаги, положить его вертикально перед собой, правый верхний угол отогнуть влево и вниз так, чтобы верхний край бумаги совпал с левой стороной листа, образуя острый угол, прогладить линию сгиба. Оставшуюся внизу полосу срезать ножницами по стороне получившегося треугольника. Предварительно ее можно отогнуть. Сложить получившийся треугольник пополам, соединив острые углы. Повторить сгибание еще раз. Положить треугольник перед собой так, чтобы внизу оказался острый угол, в котором сходятся все линии сгибов. Нанести карандашом дугу, как показано на рисунке, срезать по линии. Нарисовать линии лучей и узора. Вырезать.

Рис. 1

Рис. 1


Звездочка или снежинка. Второй вариант. Квадратный лист бумаги сложить пополам так, чтобы два нижних угла совпали с верхними, повернуть получившуюся полосу вертикально. Сложить еще раз. Получившийся квадрат согнуть по диагонали. Взять за острый угол, в котором сходятся линии сгибов. Срезать верх по дуге. Дальше выполнить так, как в первом варианте. Узоры на снежинках могут быть самыми разными. Некоторые из них показаны на рисунке.

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3


Ветка ели в снегу. Положить прямоугольник, равный половине листа А4, сложенного по короткой стороне, горизонтально. Согнуть его пополам так, чтобы нижняя и верхняя стороны совпали. Повернуть получившуюся полосу вертикально. Линия сгиба должна остаться с левой стороны. Поставить карандашом точку посередине верхней стороны и провести дугу к правому краю, скруглив угол. Середину правого края соединить прямой линией с левым нижним углом. Вырезать. Наметить от линии сгиба углы-иголки. Сделать прорези. Развернуть. Ветка готова.

Рис. 4

Рис. 4


Колючая ветка ели. Половину листа А4 сложить пополам, чтобы получилась полоса. Повернуть. Линия сгиба сверху. Отступить от нее вниз один или полтора сантиметра. Детям удобно мерить расстояния шириной пальчиков. Это один-два пальца. Провести линию параллельно сгибу. Получится ветка. Наметить наклонные прорези на расстоянии сантиметра друг от друга. Взять за линию сгиба. Сделать прорези до намеченной ветки. Получится бахрома. В каждой из ее полос срезать нижний угол. Это иголки. Развернуть готовую ветку.

Этот вариант можно выполнить с учащимися первого и второго класса.

Рис. 5

Рис. 5


Фонарик. Положить лист бумаги горизонтально и сложить его пополам так, чтобы нижние и верхние углы совпали. Повернуть вертикально. Линия сгиба слева. Посередине правого края поставить точку. Нарисовать в верхней части половину колокольчика. Провести от точки влево вниз короткую дугу. Это верх фонаря. Соединить середину нижней стороны листа с концом дуги. Контур фонаря готов. Отступить снизу на ширину одного пальчика и нарисовать вдоль линии сгиба широкий низкий прямоугольник. Это подсвечник. Над ним, чуть отступя, прямоугольник-свеча. Наверху — половина перевернутого сердечка. Это пламя. На крыше фонаря наметить прорези-узоры. Вырезать и развернуть.

Рис. 6

Рис. 6


Свеча. Лист сложить так, как показано на рис. 6. От верхней точки сгиба вниз на ширину четырех пальцев нарисовать половину пламени, не доходя до левого края одного-двух пальчиков. Дальше провести линию углом вправо и вниз. Это сама свеча. Отступить от нижнего края на три пальца. Поставить точку на линии свечи. Соединить ее зигзагом с нижним правым углом. Это подсвечник. Поставить точку, отступя на один пальчик вниз от верха пламени. От нее вниз еще одну на таком же расстоянии и одну у основания пламени, чуть правее линии сгиба. Соединить точки дугообразными линиями. Вырез разделит фитиль и пламя. На подсвечнике наметить прорези-узоры. Вырезать. Свеча готова. Эти свечи подойдут для украшения веток ели (рис. 2, 3) или целых деревьев, составленных из них.

Рис. 7

Рис. 7


Сапожок. Положить лист бумаги вертикально. Разделить верхнюю его сторону пополам (можно сгибанием). Поставить точку. Отступить от нижней стороны вверх на ширину четырех пальчиков. Поставить на правом краю листа еще одну. Соединить точки углом. Получится голенище. Скруглить носок и пятку сапога. Вырезать.

Рис. 8

Рис. 8


Вариант украшения. Согнуть голенище сапога пополам, чтобы оно стало узким, наметить узоры-прорези, не доходя до пятки. Вырезать. Развернуть.

Рис. 9

Рис. 9


Вариант украшения. Сложить голенище пополам так, чтобы его верхний край совпал с линией верха носка. Получится ботинок. По середине сгиба сделать вырез (дугой или углом). Затем сложить голенище таким же образом еще раз. По линии сгиба сделать два или три одинаковых выреза. Развернуть.

Рис. 10

Рис. 10


Елка с дугообразными ветками. Сложить лист А4 пополам по короткой стороне. Повернуть вертикально. Линия сгиба слева (в украшениях Колючая елка и Елка с волнистым краем первые действия аналогичны). Отступить от линии сгиба в сторону на два пальчика и провести вертикальную черту. Это ствол дерева. Разделить его на три равные части, поставив точки. До них будут идти ветки. От нижнего правого угла отложить вверх три пальчика. Поставить точку. Это конец самой длинной ветки. Нарисовать контур елочки, начиная с левого верхнего угла и заканчивая нижним. В верхний части каждой ветки нарисовать угол-прорезь. Вырезать и развернуть.

Рис. 11

Рис. 11


Колючая елка. Выполняется так же, как на рис. 11, но дополняется бахромой из вырезов углом по нижнему краю ветвей.

Рис. 12

Рис. 12


Елка с волнистым краем. Выполняется так же, как на рис. 11, но по краю ветвей рисуется узор из повторяющихся дужек, по которому затем вырезается.


Елка с узкими ветками. На сложенном листе внизу отступить от линии сгиба на два пальчика вправо. Поставить точку. Соединить с ней верхний левый угол. Это ствол ели. От нижнего правого угла вверх отложить три пальчика и поставить еще одну точку. Соединить ее линиями с верхним и нижним левыми углами. Это боковая сторона и низ ели. От края к стволу на расстоянии одного-полутора сантиметров провести линии так, чтобы они повторяли угол наклона нижней ветки. От линии сгиба нарисовать узкий высокий треугольный вырез. Им выделится ствол. Вырезать ель по контуру. Сделать надрезы по линиям ветвей. Затем в каждой полосе полученной бахромы срезать верхний угол. Выполнить вырез на стволе. Развернуть.

Рис. 13

Рис. 13


Колокольчик. Прямоугольник, равный одной четверти листа А4 (такие же используются для украшений на рис. 6, 7 и 8), положить горизонтально и сложить пополам так, чтобы нижние и верхние углы совпали. Повернуть вертикально. Линия сгиба слева. Отступить немного вправо от верхнего левого угла, поставить точку. От нижнего правого угла отложить вверх ширину двух пальчиков, поставить еще одну точку. От верхней точки провести короткую черту вниз. Это ручка колокольчика. Дальше прогнутой дугой соединить ее с боковой точкой. Это его сторона. Скруглить нижний правый угол. Это низ. От линии сгиба наметить прорези-узоры. Вырезать. Развернуть.

Рис. 14

Рис. 14


Колокольчик с лентой. Половину листа А4, сложенного по длинной стороне, положить вертикально и согнуть пополам, так, чтобы нижние и верхние углы совпали. Повернуть. Линия сгиба слева. Отступить от левого верхнего угла вниз на четыре пальчика и поставить точку. Соединить ее с крайним правым углом. На проведенной линии, отступя от сгиба два пальца, поставить точку. От нижнего правого угла отложить вверх три пальчика и поставить еще одну. Наметить между ними край колокольчика. Провести линию дугой и, не доходя до сгиба, дорисовать половину язычка. В верхнем левом углу нарисовать наклонную линию параллельно первой. Получится широкая лента. От линии сгиба на колокольчике наметить узоры. Вырезать и развернуть. Колокольчики можно располагать гирляндой или по кругу.

Рис. 15

Рис. 15


Колокольчик с бантом и еловыми ветками. Согнуть лист так, как показано на рис. 14 (размер тот же). Отступить сверху по линии сгиба четыре пальчика и поставить точку. От нее нарисовать половину колокольчика с кружевным краем. точку в верхней его части соединить с нижним правым углом. От верхнего левого угла отступить вниз по линии сгиба на два пальчика и поставить точку, Соединить ее с верхним правым углом. Нарисовать между получившимися прямыми линиями угол так, чтобы вышли две полосы одинаковой ширины. Это ветки ели. От левой верхней точки дорисовать к ветке угол банта. От линии сгиба наметить вырез-ромб в его центре. Вырезать по контуру. Не разгибая бумаги, выполнить зубчатые вырезы на еловых ветках. Это иголки. Развернуть.

Рис. 16

Рис. 16


Дом. Прямоугольник, равный четверти листа А4, сложить пополам так, чтобы нижние и верхние углы совпали. Линия сгиба слева. От верхнего левого угла вправо и вниз нарисовать скат крыши. От него вниз провести вертикаль стены и, не доходя трех пальчиков до нижнего края листа, нарисовать ступеньки. От линии сгиба изобразить окна прямоугольником, полукругом, треугольником. Вырезать и развернуть.

Рис. 17

Рис. 17


Театр. Выполнить так же, как на рис. 17, но вместо окон нарисовать от линии сгиба на уровне верхней ступени лестницы низкий широкий прямоугольник — базу колонны. Чуть выше — узкий высокий ствол колонны. Вверху полукруглый угол — капитель. Вырезать. Это центральная колонна. Сложить лист так, чтобы линия сгиба совпала с краем стены. От нового сгиба повторить рисунок и вырезать. Получатся еще две колонны. Театр готов.

Рис. 18

Рис. 18


Храм. Половину листа А4, сложенного по длинной стороне, положить горизонтально и согнуть пополам так, чтобы нижние и верхние углы совпали. Повернуть. Линия сгиба слева. Сверху нарисовать половину креста и купола, по форме напоминающего луковицу или каплю воды. От него провести линию вниз до половины листа. Это барабан. Согнуть правый край листа так, чтобы он совпал с линией барабана. Нарисовать вправо полукруглый верх стены, край малого барабана, половину купола и креста, меньше первого по размеру. От линий сгибов под куполами нарисовать узкие окна, а внизу с правой стороны — вход. Вырезать начиная с малого купола до стороны большого барабана. Отогнуть правую сторону листа и продолжить вырезание по линии. Сделать прорези окон и входа. Развернуть.

Рис. 19

Рис. 19


Колокольня. Половину листа А4, сложенного по короткой стороне, положить горизонтально и согнуть пополам. Повернуть. Линия сгиба слева. Вверху нарисовать половину креста и купола или шатровой крыши. Провести вниз вертикаль барабана. Нарисовать линию, состоящую из двух углов, к краю листа. Она зрительно разделит колокольню на три части. От линии сгиба в верхней части нарисовать сводчатый проем, а в нижней вход. Вырезать и развернуть.

Рис. 20

Рис. 20


Ангел с тонкими крыльями (фигура выполняется из половины листа А4, сложенного вдвое). Положить лист горизонтально и сложить пополам так, чтобы нижние и верхние углы совпали. Повернуть, линия сгиба слева. Отступить от верхнего левого угла вниз на четыре пальчика, а от линии сгиба вправо еще на два и поставить точку. Нарисовать дугой полукруг. Это голова с нимбом. Поставить точки в середине верхней и правой сторон. Провести через них плавную линию шеи, плеча и верха крыла. Отступить вниз от плеча на три пальчика и поставить точку. Еще двумя пометить середину нижнего края листа и правый нижний угол. Соединить точки. Это линии края одежды и нижней части крыла. От верхнего левого угла вниз отступить на один пальчик. Поставить точку. От нее вниз еще раз. Поставить вторую. Расстояние между линией сгиба и шеей разделить пополам. Это третья точка. Провести между ними дугообразные линии выреза. Он выявит голову. На уровне груди нарисовать небольшой треугольный вырез. Это кисти рук. Более длинными углами украсить одежду от линии сгиба и край крыла. Это узоры и перья. Вырезать и развернуть.

Рис. 21

Рис. 21


Ангел. Сложить лист, как на рис. 21. От верхнего левого угла дугой вправо и вниз нарисовать край головы (не доходя до линии сгиба двух пальчиков). Провести линию крыла так, чтобы его край коснулся правой стороны листа примерно в середине. Нарисовать дугой край крыла, не доходя двух пальчиков до линии сгиба. Отступить на два пальчика вверх от нижнего правого угла. Поставить точку. Нарисовать широкую одежду от уровня крыла на поясе через боковую точку к нижнему левому углу. Нарисовать узор из дужек по подолу и краю крыла. Повторить его на голове, отступив немного от края, начав и закончив его на линии сгиба. Это кудри. Чуть ниже начала крыла нарисовать от линии сгиба дугообразный вырез острым углом вверх. Он обозначит подбородок. Угол на уровне груди – руки. Вырезать. Развернуть.

Рис. 22

Рис. 22


Ангелы, играющие на трубах. Вырезаются сразу две фигуры. Лист А4 положить вертикально и согнуть пополам так, чтобы нижние и верхние углы совпали. Повернуть. Линия сгиба слева. Через центр листа провести вертикальную линию. Это середина фигуры. Нарисовать голову, шею и плечи. Соединить линию плеча спереди с нижним левым углом, а сзади — с точкой между вертикалью и правым нижним углом. Получится одежда. Нарисовать с правой стороны крыло с острыми углами-перьями по краю. От головы в левый верхний угол нарисовать двумя линиями трубу. Почти от ее конца до правого плеча нарисовать двойной дугой широкий рукав. От него к трубе провести маленький треугольник. Это кисть руки. Согнуть бумагу в том месте, где есть пространство между рукавом и трубой, сделать короткий надрез. Вставить ножницы в прорезь и вырезать отверстие по намеченной линии. Вырезать фигуру по контуру. Сложить ее пополам по вертикали и нарисовать узоры на одежде от линии сгиба. Сделать вырезы. Развернуть.

Рис. 23

Рис. 23


Хоровод. Полосу, равную половине листа А4, сложенного по короткой стороне, положить вертикально. Согнуть ее дважды пополам так, чтобы нижние и верхние углы совпали. Повернуть. Линия двойного сгиба слева. У полученного прямоугольника сложить стороны и распрямить лист. Точка пересечения линий сгибов — это место соединения рук двух людей. Нарисовать от нее вниз ромб. Это кисти рук. Отступить от горизонтальной линии сгиба немного вверх и провести черту, параллельную ей. Это уровень пояса фигур. От левого верхнего угла нарисовать дугой половину головы и прямыми линиями — плечо и бок фигуры до талии. Повторить с правой стороны, сделав у женской фигуры более короткое плечо и тонкую талию. Край плеча соединить с верхним углом ромба кисти руки. Поставить точку на боку фигуры чуть ниже плеча. Соединить ее с левым углом ромба, нарисовав рукав. Повторить на второй фигуре. Нарисовать юбку к женскому платью и брюки с ботинками к мужскому. На одежде от линий сгибов нарисовать прорези-узоры. Вырезать. Развернуть. По краям будут половины фигур. Можно сказать детям, что другую их сторону не видно за елкой, вокруг которой они водят хоровод, или соединить полосы.

Рис. 24

Рис. 24

Описанные выше украшения являются частями больших композиций на оконных стеклах. На фотографиях внизу – украшения, вырезанные учащимися второго класса (слева), и композиция из работ третьеклассников.

Конечно, при составлении композиций нужно учитывать размеры рам и в каждом конкретном случае находить подходящий вариант. Но главное, что в этом увлекательном деле участвуют все дети. Нет ни одного, кто бы не получил положительного результата и радости от вырезанного украшения.

Город зимой хорош для художника-графика. Серое небо, чуть светлее или темнее дома, черные деревья и асфальт на мостовой, белый, только что выпавший снег. Контрасты, четкость силуэтов и разнообразие оттенков. В оформлении окна я использую только белую бумагу. Остальную «таинственную» работу делает свет. Днем бумажные силуэты на окне почти сливаются с небом. Композиция строится на нюансах цвета. Вечером, когда темнеет, она превращается в контраст между черным небом и белыми фигурами. Это изнутри, а снаружи — наоборот. Белые днем снежинки кажутся темно-серыми на фоне ярко освещенных окон. Такие изменения не только интересны, но и полезны. Утром и днем картины на окне не отвлекают от уроков, а вечером создают в классе атмосферу уюта, камерности, маленькой волшебной сцены. Это приятно и учителям и детям, особенно тем, кто остается в школе на целый день. С такими окнами кабинет не просто комната, а свой мир — добрый, красивый и уютный. Можно оформить класс, коридор или всю школу, было бы желание. И тогда… Примерно дней десять сопричастности искусству: простому, доступному, как-то вдруг понадобившемуся, потянувшему к себе. Просьбы учителей-предметников показать, как сделать украшения для дома, поиски своих снежинок детьми, обмен впечатлениями. Это дорогого стоит.

Вот такое оно – нехитрое, казалось бы, но такое мудрое народное искусство.

Спонсор публикации статьи: компания "Академия окон", специализирующаяся на производстве, продаже и установке оконных конструкций из ПВХ, стеклокомпозита и дерева. Причем именно деревянные евроокна в последнее время приобретают все большую популярность. Цены на них несколько выше, чем на окна из ПВХ, но и преимущества бесспорны. Они экологичны, устойчивы к перепадам температуры, срок их службы при правильном уходе больше, чем у пластиковых. Специалисты из "Академии окон" готовы не только изготовить для Вас окна любой конфигурации из древесины лиственницы, сосны, дуба и других пород дерева, но и предложить услуги по окрашиванию их профиля в любые цвета и оттенки. Опытные мастера быстро и качественно установят стеклопакеты в Вашем доме, а также остеклят лоджии и зимние сады. Подробную информацию о деревянных евроокнах можно получить на сайте academokna.ru. Кроме того, на сайте компании можно рассчитать предварительную стоимость Вашего заказа, воспользовавшись удобным калькулятором.

ЛИТЕРАТУРА

Соколова-Кубай Н. Узоры из бумаги. Белорусская выцинанка. — М.: Культура и традиции, 2006.