Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №9/2010

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ-ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА

 

Парфенон

Парфенон.
Архитекторы Иктин и Калликрат.
447–432 гг. до н.э. Афины

 

Мифоритуальная программа храма Афины Девы основана на смене материнского права на мужское. “…От древней идеи возрождения умершего солнца в лоне богини-супруги ритуальное искусство переходит к новой, “перевернутой” мысли о рождении жизни отцом – и уже не из лона, а из головы” (Л.И. Акимова), что демонстрирует скульптурная композиция восточного фронтона Парфенона.

Космогенез венчается появлением пары отец/дочь, симметричной предыдущей паре мать/сын. Теперь уже Афина отделяет себя от хаотически-водной сущности своего супруга Посейдона (западный фронтон). В бытийном аспекте гармония классики основывается на равенстве в жизни / смерти / бессмертии мужского и женского начал, одновременно смертных и бессмертных, нуждающихся друг в друге для возобновления нового цикла жизни.

План

 

Структурированная материя сугубо мужского образа мироздания замыкает в своей сердцевине приобщенную разуму и небесам Психею / душу женского начала. Оппозиционные части мироздания, вражда и любовь, нижний и верхний миры, боги и люди воссоединяются ради достижения акме – полноты бытия в его расцвете (рельефы зофора).

В ритуальном плане синтез оппозиций нашел отражение в смене идеи жертвенного Пути на идею Теофании (торжественного явления бога во славе). Семантическим и композиционным узлом становится сакральная статуя огромных размеров (высота 12 м), окруженная двухъярусной колоннадой внутри наоса и птероном внешней колоннады. Божественная гармонизирующая суть олимпийского бога проецируется на мир в виде метафоры центральной симметрии, в равной степени охватывающей все стороны ойкумены. Рельефы зофора уточняют идеальную модель, создавая вечный образец реальной толпы панафинейской процессии.

Антаблемент. Фрагмент (реконструкция)

 

С вершины Акрополя Парфенон осеняет окружающий хаос профанической жизни божественным порядком, внедряя таким образом закон в жизнь людей. В мироздании он совпадает с мировой вертикалью. Небесный статус верхнего, горнего храма Парфенона закрепляется вертикализмом композиции всего Акрополя, его вознесенностью над косной материей скалы, светоносностью мрамора, само название которого связано с блеском солнца.

По вертикали снизу вверх мы прочитываем всю историю творения – от довременного хаоса материи скалы, через первичную геометрику формы, к синтезу противоположностей в новой стуктурированной целостности храма. Совершенство настоящего осмысливается в сжатой ауре прошлого.

Храм 2500 лет назад. Реконструкция

 

В стилевом отношении идея единства всего сущего выразилась в синтезе дорического и ионического стилей. В композиционном плане эта идея нашла выражение в единстве наружного массива храма, которое достигается компактностью пропорций здания (8 : 17); равновесием трех измерений; подчеркиванием идеи симметрии четным числом колонн по фасаду; акцентированием композиционного узла центральной оси фасадов и другими особенностями.