Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

 

Марк САРТАН

 

Новый мост

НОВЫЙ МОСТ.
1578–1618

 

Cамый старый из современных мостов Парижа называется Новый мост. Два его крыла соединяют западную оконечность острова Сите с правым и левым берегом Сены. В 1578 г. первый камень в основание заложил, а точнее, бросил в воду, Генрих III, последний король династии Валуа. Религиозные войны прервали строительство, и возобновилось оно уже по приказу следующего короля Генриха IV, первого Бурбона на троне Франции.

Новый мост. Северная часть

 

Для своего времени это был фантастический проект. Впервые в Париже появился мост, не застроенный по бокам зданиями. Сегодня нам скорее кажутся странными мосты, на которых дома стоят, да и красивый вид на реку привычен для нашего восприятия. Но Средневековью была присуща совершенно иная градостроительная концепция. Два последних крытых моста в Европе – во Флоренции и Венеции – дают сегодняшнему туристу отдаленное представление о том, какие мосты были характерны для тогдашних городов.

Николя Жан Батист Рагене. Соревнование лодочников. 1756.
На дальнем плане изображен мост Нотр-Дам с типичной средневековой застройкой

 

Новый мост своей шириной (28 м) превосходил не только все мосты, но даже и все улицы европейских городов того времени. К тому же здесь впервые в парижской практике был сделан тротуар, приподнятый над проезжей частью, так что пешеходы могли не бояться быть сбитыми повозкой или всадником.

Новый мост. Космический снимок

 

Неудивительно, что мост стал завоевывать репутацию удобного места для прогулок и постепенно стал центром уличной жизни Парижа. Здесь толпились артисты и жонглеры, предлагали свои услуги лекари и проститутки, шныряли карманники, расхваливали свой товар книготорговцы. Кстати, именно с Нового моста началась популярная доныне букинистическая торговля на берегах Сены вокруг Сите.

Новый мост. Тротуар, место для отдыха и фонари

 

В архитектурном отношении Новый мост наглядно демонстрирует особенности своего времени. Он еще по-средневековому массивен, украшен крепостными башенками и опирается на пролеты, перекрытые архаичными полукруглыми арками. Однако и дух Ренессанса ему не чужд: в соответствии с тогдашней модой мост украшен гротескными масками и каменной резьбой.

Памятник Генриху IV, который стоит на площади Нового моста, был заказан вдовой короля Марией Медичи в ее родной Италии и установлен в 1618 году. В 1792 г., когда в революционном порыве уничтожались следы ненавистного старого режима, статуя была сброшена и отправлена в переплавку. Но в результате Реставрации монархия вернулась, и в 1818 г. скульптуру изваяли заново и поставили на прежнее место.

Новый мост. Южная часть. Слева – памятник Генриху IV

 

Монумент уникален в нескольких отношениях. Для своего времени новаторской была идея поставить монумент на совершенно открытой площади. Тогда было принято если и не располагать скульптуру непосредственно у стены, то по крайней мере зрительно обрамлять ее зданиями. Смелое решение привело к появлению такого сильного зрительного акцента, что маленькая площадь обрела определенную монументальность.

Кроме того, это первый памятник королю, установленный в общественном месте на обозрение широкой публики. Так можно поступить только будучи уверенным, что статуя не подвергнется поруганию. Своеобразная решимость первых Бурбонов и их доверие к своему народу действительно вызвали ответное уважение граждан, уберегавшее монумент от осквернения вплоть до времени революционных безумств.