Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №19/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПАРИЖА

 

Марк САРТАН

 

Отель Клюни и отель Сенс

ОТЕЛЬ СЕНС.
1507

 

Парижский отель – это не обязательно гостиница. Дело в том, что по-французски слово hotel означает «дом, место для проживания», а потому hotel particulier соответствует русскому «особняк» или «частное имение». А вот hotel du tourisme – это уже всем знакомая гостиница. Сокращение же обоих вариантов до привычного отеля приводит во Франции к некоторой путанице понятий.

Отелей-особняков в Париже великое множество. Два из них сохранились почти в неизменном виде со времен Средневековья и наглядно демонстрируют особенности тогдашней светской архитектуры.

Отель Клюни

История застройки того места, где сейчас располагается отель Клюни, началась еще с римлян (см. с. 3). Они очень уважали банные процедуры и во всех своих поселениях строили общественные бани-термы. Удостоилась этой чести и Лютеция, будущий галльский Париж. Остатки терм в виде живописных руин дошли до наших дней.

В начале XIV в. участок с руинами купил аббат влиятельнейшего монастыря, который располагался в Бургундии, в местечке Клюни. Это аббатство подчинялось непосредственно папе римскому и долгое время играло заметную роль в истории западной церкви и Западной Европы. Монастырские посланцы частенько наведывались с различными поручениями в королевский и университетский Париж, и для их проживания на купленном участке был выстроен особняк. Так римские термы стали отелем Клюни.

Отель Клюни. Двор

 

В конце XV в. аббатство заметно утратило свое влияние, что монахи старались компенсировать претенциозностью и внешней пышностью, а попросту говоря – стали важничать. Старое здание они сочли для себя неподобающе скромным, а потому его расширили и перестроили. Тогда оно обрело свой окончательный вид, сохранившийся доныне.

Отель Клюни. Гравюра

 

В смиренную обитель иногда вторгалась и мирская суета. Когда король Людовик XII в конце 1514 г. в возрасте старше пятидесяти лет решил жениться в третий раз, его избранницей стала шестнадцатилетняя английская принцесса Мария Тюдор. Стареющему монарху новый брак с пылкой молодой женой оказался не по силам, и он умер уже через пару месяцев. Прямых наследников не осталось, если не считать того, которым успела забеременеть Мария.

Отель Клюни. План

 

Франциск I, следующий король Франции и двоюродный племянник короля прежнего, понимал, что если Мария родит сына, то его права на французский трон станут весьма неосновательными. Потому новоиспеченный правитель постарался избавиться от нежелательного соперника. Марию удалили в отель Клюни, а затем как бы случайно застали ночью в обществе герцога де Суффолка. Молодых тут же обвенчали в часовне отеля и благополучно отправили с глаз долой в родную Англию.

В XVII столетии в особняке останавливались нунции, посланцы папы римского. Так в Париж попал кардинал Мазарини, известный нам по приключениям мушкетеров Дюма.

Революция разорила все церковные владения, не пощадив и отель Клюни. Здание было обращено в пользу государства и продано в частную собственность. Первым его владельцем был хирург, который препарировал трупы в бывшей часовне, следом за ним хозяином стал бондарь, а после – печатник. В 1833 г. отель арендовал, а затем и выкупил Александр дю Соммерар, археолог и страстный коллекционер древностей. Его доходы были невелики, но после революции, целенаправленно избавлявшейся от «старья», антиквариат можно было купить за бесценок. Наследники собирателя продали особняк вместе с коллекцией обратно государству, и уже в 1843 г. здесь открылся музей Средневековья, который работает до сих пор.

Что касается архитектуры, то достоинства отеля Клюни видны, что называется, невооруженным глазом. Не нужно быть специалистом, чтобы оценить готическое здание, похожее на старинный замок из волшебной сказки. К тому же оно великолепно сохранилось в первозданном виде, несмотря на серьезную реставрацию. Здесь есть что поразглядывать: изящная аркада слева, восьмиугольная башня справа, многочисленные барельефы, эффектные колодцы, островерхие крыши с трубами и слуховыми окнами в обрамлении каменного кружева.

Сама планировка помещений и фасадов подчеркнуто асимметрична, что с головой выдает готическое происхождение здания. Показательно то, как хаотично разбросаны окошки по стенам восьмиугольной башни. Справа возле зубцов каменной ограды между вторым и первым этажом видна дверь. Она словно бы не ведает о существовании других дверей и окон, на которые надо равняться. Так же не знают об этом трубы и маленькие слуховые оконца, расположенные на крыше в соответствии с какой-то собственной логикой. Но все же двери первого этажа, окна фасадов и большие слуховые окна на скатах крыши находятся ровно друг под другом. Такая нестрогая регулярность говорит о наступлении нового стиля, ренессанса, который шел на смену готике.

Отель Клюни – это большое, добротное и удобное жилище, сделанное со вкусом и снабженное изысканным скульптурным убранством. В результате перестройки Парижа в середине XIX века он растерял свое окружение, ту плотную застройку, которая составляла городскую ткань прежней столицы. Но все же дух Средневековья еще чувствуется.

Отель Сенс

Еще один из редких в Париже памятников готической гражданской архитектуры на вид напоминает скорее миниатюрный средневековый замок, чем жилой дом. Он построен в те времена, когда Париж хоть и считался французской столицей, но в церковной иерархии был только епархией, подчиненной архиепископам французского города Сенса. К середине XV в. их прежняя парижская резиденция обветшала, и Тристан де Салазар, занимавший тогда должность архиепископа, распорядился построить новую.

В 1507 г. строительство завершилось, и современники принялись наперебой восхищаться роскошью архиепископского дворца. Но к тому времени художественные вкусы сменились, французы позаимствовали в Италии ренессансную архитектуру, и здание уже вскоре стало казаться старомодным.

В начале XVII в. здесь развлекалась любвеобильная королева Марго. В XVIII в. здание стало служить конечной станцией почтовых и пассажирских дилижансов, чьи маршруты связывали Париж с Лионом и Дижоном. В те времена такое путешествие считалось настолько опасным, что пассажиры частенько оставляли завещание перед тем, как отправиться в путь.

Во время революции 1830 г. дом конфисковали и продали с торгов. Здесь была прачечная, потом консервная фабрика, потом квартиры для сдачи в аренду. В 1911 г. парижская мэрия выкупила обветшавшее здание, и после серьезной реставрации в отеле Сенс разместилась библиотека Форне, которая специализируется на литературе по искусству, технике и ремеслам.

Сегодня старинное здание выглядит совершенно очаровательно. Элементы декора и архитектурные детали разбросаны по фасаду в живописном беспорядке. Они словно бы не подозревают друг о друге. То на глухой стене прорастет крошечное окошко, то вдруг карниз переломится ступенькой, то окно над дверью сдвинется в сторону, чтобы уступить место башенке.

Эта живописная архитектурная путаница становится особенно любопытной, если вспомнить, что в то же самое время начала возводиться культовая архитектура, очень точно выверенная и тончайшим образом организованная, – симметрия и гармония готического храма тому свидетельство. Такое различие наглядно характеризует особенности средневекового сознания, когда порядок считался свойством и атрибутом божественного разума. Впоследствии, чтобы преодолеть средневековый хаос в гражданской архитектуре, понадобилась радикальная перестройка мировосприятия, что и случилось в эпоху Возрождения.