Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №11/2009

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ЗОЛОТОЙ ВЕК ЖИВОПИСИ НИДЕРЛАНДОВ

 

Елена МЕДКОВА

Братья Лимбург.
«Великолепный часослов
герцога Беррийского. Февраль»

БРАТЬЯ ЛИМБУРГ
Великолепный часослов герцога Беррийского
Февраль
1414–1416

 

Миниатюра «Февраль» относится к группе работ, принадлежащих Полю Лимбургу. В заданных рамках   средневековой системы двоемирия, иерархического деления мироздания на мир божественный и мир земной, он смог сделать заявку на формирование принципов нового художественного языка, отражающих новое отношение к природе и миру.

Ценность миров в работе Поля Лимбурга уравнивается. Об этом свидетельствует гармоничное совмещение и взаимопроникновение на уровне символики композиции астрального круга и квадрата земного бытия. Однако, несмотря на виртуальное равенство перекрывающихся фигур, все внимание художника сосредоточено скорее на мире земном. Подобно Николаю Кузанскому, провозгласившему тезис о «знающем незнании» мира сверхчувственного и тем самым освободившему мир реальный для позитивного знания, Поль Лимбург в своем творчестве стал основываться не на абстрактных воспоминаниях, а на натурных зарисовках.

Суть нового художественного мышления, которое возникло севернее Альп, состоит в «отождествлении этюда, зеркального изображения неповторимой действительности, с живописным замыслом» (М. Дворжак). Нидерландская живопись, в отличие от итальянской, чей формальный язык складывался в контексте фрески, начиналась именно с миниатюры и ее сугубо интимного, приближенного взгляда на мир.

Э. Панофский верно отметил, что итальянский художник всегда смотрит на изображаемый мир, в том числе и на интерьер, с дальней дистанции, «разворачивая пространство начиная от изобразительной плоскости (и даже за ней)», в то время как художник Севера «показывает нам настоящую комнату так, что мы сами чувствуем себя внутри ее, поскольку пол кажется продолжающимся под нашими собственными ногами и дистанция до зрителя, переведенная в реальные размеры, составляет не более одного метра. Сильно смещенный оптический центр усиливает впечатление того, что изображение зависит не от объективных законов, а от субъективного взгляда зрителя, словно бы входящего» в картину.

Пейзаж миниатюры «Февраль» написан как будто с прицелом проиллюстрировать верность этого определения. Влево, наискосок от нас, прямо из-под ног стелется заснеженная дорога. Кто-то прошел по ней и проложил нам путь. Большая дорога на втором плане выныривает из-за башни и властно увлекает нас вправо, к манящему силуэту уютного города в ложбине меж двух холмов на горизонте. Диагональные точки зрения строят так называемое «скошенное пространство», которое втягивает зрителя в картину. В сочетании с принципами «ближнего пространства» этот прием создает особую атмосферу интимности и «интерьерности» даже зимнего стылого пейзажа.

Перед нами во всех подробностях раскрывается бесконечный мир «бесконечно малых величин», осененных присутствием человека. Повсюду чувствуется заботливая рука, бросившая зерно птицам, сложившая стога сена, устроившая загон для овец, построившая теплый дом и затопившая в нем печь. Даже следы на дороге согревают снег, а сама дорога согревает пространство.

Натурные наблюдения позволили художнику создать первое в европейской живописи изображение зимы: зимнего свинцово-серого неба, пушистого снега, специфического сочетания небесных сумерек серого облачного дня и особенной светозарности зимней природы, освещающей саму себя белизной снежных покровов. С пронзительным чувством новизны переживания передана мерцающая игра света на рыхлом снегу, отмечены тени следов на заснеженной дороге, промозглость прозрачной световоздушной дымки дальних облаков, заряженных снегом, и тепло белого дыма из трубы на белом же снегу.

Реалистичностью изображения зимней природы не исчерпываются заслуги художника. В этой маленькой работе он смог сформулировать ряд принципов нидерландского национального пейзажа, таких как подобие микромира макромиру (круг двора — земное подобие круга небесного), измеренность сколь угодно огромных пространств мерой присутствия человека как рачительного хозяина, гармоничное соединение бесконечного мира «больших величин» с бесконечностью мира «величин малых».

Хронология