Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №10/2009

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

 

Причесывающаяся

ЭДГАР ДЕГА
ПРИЧЕСЫВАЮЩАЯСЯ
1884–1886. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

На восьмой, последней выставке импрессионистов Дега представил на суд публики восемь пастелей под общим названием «Серия обнаженных женщин — купающихся, моющихся, вытирающихся, причесывающих волосы или сидящих за туалетом, в то время как их причесывают».

Тема, не теряющая популярности на протяжении многих веков, тема, к которой хоть раз в жизни обращается любой художник… Кажется, ее уже невозможно раскрыть с какой-то новой стороны. Но образы женщин у Дега все же занимают совершенно особое место, принадлежа к числу самых выразительных и оригинальных во всей истории мирового искусства.

Как ему это удалось? Ответ на этот вопрос сформулировал сам художник: «До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины — честные человеческие существа, не имеющие никаких других интересов, кроме тех, что вытекают из их физического положения. Это все равно что подсматривать за ними в замочную скважину».

Статья опубликована при поддержке компании "Стройдом", которая производит и осуществляет монтаж металлопластиковых окон, различных видов кровли и ревизионных люков. Среди последних одним из самых востребованных является скрытый люк под плитку. Будучи облицованным точно такой же плиткой как и стены в сантехнических помещениях, он совершенно не выделяется и практически невидим. Все швы сварены аргонно-дуговой сваркой, поэтому они прочны, надежны и аккуратны. Полиэфирная краска, которой покрыты петли и люки ревизионного люка, защищает их от коррозии. Все сантехнические люки от "Стройдома" - высоконадежны и прочны, они не требуют регулировки после установки, а их дверцы не провиснут со временем. Убедитесь в этом сами, заказав ревизионные люки в компании "Стройдом". С подробной информацией об ассортименте производимой и реализуемой продукции и ценами на нее можно ознакомиться на сайте стройдом.com.ua.

Женщина, вытирающаяся после купания.
1895. Частная коллекция

 

Вместо того чтобы придумывать для своих натурщиц наиболее выигрышные позы, он просто установил в центре мастерской ванны и тазы и наблюдал за естественными действиями девушек, занимающихся своим туалетом. Между прочим, именно с легкой руки Дега в мировом искусстве появились изображения женщин в процессе подготовки к одеванию. Вообще его редко когда привлекал результат. Балерины на репетициях, жокеи перед скачками, дамы у модистки — все они готовятся к некоему событию, и вот в этих-то повседневных, в общем-то совершенно невыразительных вещах и заключена для художника своеобразная прелесть — прелесть обыденного.

Стремясь к жизненной правде, Дега не склонен приукрашивать своих героинь, он наблюдает за ними отстраненно, скорее взглядом ученого, нежели ценителя женской красоты. Он не любуется женскими телами, но изучает их. Рассказывали, что модели уходили из мастерской Дега смертельно уставшими от бесконечно долгого позирования и к тому же расписанными разноцветными полосками, которые полуслепой художник наносил как разметку для более точного определения пропорций. Он сам признавался, что при работе над этими образами его интересовали прежде всего цвет, движение и строение тела.

Таз. 1886. Музей Орсе, Париж

 

И все же Дега нельзя назвать просто бесстрастным наблюдателем, иначе вряд ли его произведения отличались бы такой теплотой и непосредственностью. Вот, например, «Женщина, расчесывающая волосы» из Эрмитажа. Трудно было придумать более простую композицию — женщина со скрещенными ногами сидит спиной к зрителю, одной рукой она придерживает, а второй расчесывает тяжелую копну каштановых волос. Ее фигура занимает почти полностью все пространство картины.

Туалет. 1886. Частная коллекция

 

Серия относится к последним годам жизни художника, когда он работал преимущественно в пастельной технике. Фон формируется резкими длинными штрихами пастели, которые становятся мелкими и почти незаметными, когда требуется передать нежность и бархатистость кожи модели. Плавные линии ее тела, спины, рук обладают невероятной мелодичностью. Удивительно, но героиню этого произведения, чьего лица мы даже не видим, смело можно считать одной из самых прекрасных женщин в истории искусства.