Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2009

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

 

Дом-манифест Хундертвассера

Какие только ассоциации не возникают при знакомстве с этим домом в Вене! Пряничный домик, корабль с грузом римских статуй и православных куполов, колония хиппи, архитектура Гауди, собор Василия Блаженного, Шербурский лес, дом-игрушка, зеленый остров в океане города, калейдоскоп... Жилой дом, построенный по проекту австрийского художника Фриденсрайха Хундертвассера (настоящее имя Фридрих Стовассер, 1928–2000) архитекторами Й. Кравиной и П. Пеликаном, похож на всё и ни на что не похож.

Казалось бы, конец XX века (дом построен в 1986 г.) не время для манифестов. Приоритеты определены, мастера добросовестно зарабатывают деньги на общепринятой и эпатажно-гламурной тематике. А в доме Хундертвассера каждый архитектурный прием — манифест.

Манифест первый — экологический: «человек и природа должны жить в гармонии». Разновысотный (самая высокая часть семиэтажная) 52-квартирный дом построен из кирпича и дерева, в нем нет прямых линий, не свойственных дикой природе. Неровные полы и лестничные марши, кривые, неравномерно окрашенные и оштукатуренные стены, керамические украшения на тему флоры и фауны напоминают о богатстве природных форм. Этим Хундертвассер заявляет: надо вернуться к природе. Примерно 250 деревьев и кустарников растут внутри дома и на всех плоских частях сооружения, куда насыпана земля, выложен дерн, высажены цветы. Таким архитектор видит идеальный городской дом, в котором природа и человек равноправны.

Манифест второй — сюрреалистический: «каждое окно имеет право на свою личную жизнь». «Все говорят, что здания состоят из стен, — заявляет Хундертвассер в своей «теории диктатуры окон и их права на самоопределение». — Я говорю, что здание состоит из окон…» Восемь типов окон, спроектированных и скомпонованных в разнообразных сочетаниях, заявлены автором как прорыв в «иное измерение». Они придают фасадам дома шокирующий вид и оживляют интерьеры. Одинаковые окна напоминали мастеру концентрационный лагерь. И недаром, ведь однообразная архитектура бараков и «хрущевок», как подтверждают психологи, подавляет, нивелирует личность.

С этим связано содержание следующего манифеста, индивидуалистического. Его Хундертвассер сформулировал как «правило длинной руки». Хотя стены дома выкрашены в большие асимметричные четырехугольники желто-сине-бело-розоватых тонов, каждый собственник квартиры, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность, имеет право перекрасить часть фасада вокруг своих окон, насколько сможет достать вытянутой рукой с кистью. Лишь керамические короны, выложенные над каждым окном, вряд ли кто-нибудь решится закрасить, потому что они напоминают: в своем маленьком королевстве каждый — король.

По решению архитектора строители дома увековечили себя разноцветными отпечатками рук на стенах.

Дом Хундертвассера в Вене соответствует жилищным, противопожарным и гигиеническим нормам и, несмотря на экстравагантность, не пустует.

Как все манифесты, постройки Хундертвассера имеют горячих сторонников и ярых противников в академической, аристократической и артистической Вене. Эта столица европейской культуры приняла как будто бы кичевые, но сделанные от души и с большим смыслом здания «человека мира» Фриденсрайха (нем. — царство мира) Хундертвассера (нем. — сто вод), о жизни и творчестве которого стоит узнать больше.

Статья опубликована при поддержке жилого Эко-комплекса. Задумались о приобретении новой квартиры? Оптимальный вариант – купить квартиру с отделкой от застройщика. В таком жилье в современных новостройках Санкт-Петербурга уже будут полы, покрытые высококачественным ламинатом, оклеенные обоями стены, окрашенные водоэмульсионной краской потолки, облицованные керамической плиткой полы и стены в санузлах, качественное сантехническое оборудование, межкомнатные двери с наличниками и металлическая входная дверь. Уже на следующий день после покупки в такую квартиру можно въезжать и жить, а некоторый минимализм в отделке можно исправлять постепенно.