Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2009

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

 

От Эрнста Кирхнера
до Алексея фон Явленского

Художники-экспрессионисты испытывали отвращение к гармонии, душевной и умственной ясности, спокойной строгости формы. Двухслойность — характерная черта искусства экспрессионистов. С одной стороны, они тяготеют к зыбкому, неустойчивому, с другой — допускают нарочитую грубость. В работах Эрнста Людвига Кирхнера, Эмиля Нольде, Отто Мюллера всегда есть эмоциональный подтекст. Экспрессионисты любят гротеск, внешнюю изломанность формы, открытую, взвинченную эмоциональность. Приобщиться к противоречивому, пронизанному анархическим бунтарством и мистикой, ориентированному на постижение высокого духовного смысла искусству экспрессионистов можно было на выставке немецкого и австрийского экспрессионизма в галерее «Школа», где представлено более двадцати очень качественных работ выдающихся мастеров ХХ века: Кирхнера, Нольде, Мюллера, Франца Марка, Алексея фон Явленского из частных зарубежных собраний. Особый акцент сделан на художниках объединения «Синий Всадник» (1911, лидеры Василий Кандинский и Франц Марк), стремившихся выразить в живописи внутренние переживания и острую спиритуальность.

К. Шмидт-Ротлуф
Натюрморт с сосудом.
1913

 

Художники «Синего Всадника» открыли для себя народную немецкую живопись на стекле с ее наивной экспрессией. Габриэла Мюнтер, Франц Марк, Генрих Кампендонк, Явленский использовали эту технику. Их привлекала суггестивная сила и стилизованный характер изображений на стекле. Для Франца Марка образы животных стали метафорой естественной чистоты и невинности, утраченных человеком. В его работе «Лошадь» (1912) животное предстает как существо, интегрированное в нематериальные миры.

Огромный интерес вызывают знаменитые «Мистические головы» (1913) Явленского. Во время путешествия по Европе в 1905–1907 гг. он познакомился с разными художественными практиками, изучал картины Ван Гога и Гогена, недолго работал с Матиссом. Его загадочные головы исключительно выразительны, с яркими чистыми цветами, с темными линиями. Он создает медитативные вариации на тему человеческого лица или головы.

А. Явленский. Вариация: Начинающаяся буря. 1916 (?)

А. Явленский. Вариация: Начинающаяся буря. 1916 (?)

 

Горячие цвета его мистических портретов демонстрируют влияние фовистов, а тяжелые, темные контуры напоминают о творчестве Гогена. Густые черные мазки усиливают звучание сильных, насыщенных цветов и трансформируют лица персонажей в знаковую форму. Завораживает фиксированный, какой-то атавистический взгляд моделей, лица которых превращаются в видения. В «Мистических портретах» Явленский достиг синтеза чувственности и абстракции.

«Мужская голова» (1921) знаменует собой изменение стиля художника. Его работы после 1918 г. становятся еще более абстрактными: персонажи с закрытыми глазами, упрощенными формами выглядят целиком погруженными в свой внутренний мир. Хотя Явленского причисляют к экспрессионистам, он прежде всего создавал медитативное искусство.

Э. Хеккель. Купальщица. 1913

Э. Хеккель. Купальщица. 1913

 

Австрийский экспрессионизм на выставке представляет Эгон Шиле, проживший всего 28 лет. Но за восемь лет творческой деятельности он уверенно заявил о себе как о спонтанном, ярком, блистательном рисовальщике и акварелисте. Кажется, что герои его ранних работ, в которых преобладают ломкие, угловатые линии, карикатурность, утрированность, экстатичность форм, испытывают физическую боль («Полуобнаженная», 1911).

Э. Нольде. Цветник. 1915

Э. Нольде. Цветник. 1915

 

Открытием стала необычная экспрессивная картина «Gauner» (1918) Кристиана Ролеша (Rohles), немецкого художника, сегодня почти забытого. В 1906 г. он познакомился с Нольде и стал писать в манере экспрессионизма. В его живописи 1910-х гг. ощущается влияние Нольде, но картины Ролеша более лирические, более визионерские в интерпретации природы и изображении людей.

Э. Кирхнер. Деревья. 1923

Э. Кирхнер. Деревья. 1923

 

Маленькая, но очень насыщенная выставка, демонстрирующая работы трех групп экспрессионистов, которые по-своему, очень оригинально развивали традиции импрессионизма, фовизма, сезаннизма и кубизма, готовилась три года и состоялась благодаря контактам с зарубежными партнерами.