Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Наталья НОВИКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО

 

Новое понятие о старом предмете

Очень часто под воображением понимается то, что нереально, что не соответствует действительности, нечто невиданное, непривычное, небывалое. Но воображение художника — это что-то другое. Современный американский ученый Р. Арнхейм утверждает: «Художественное воображение наиболее полно раскрывается тогда, когда до зрителя доносится содержание обычных объектов и избитых историй. В манере изображения человеческих рук Тицианом гораздо больше воображения, чем в сотнях кошмаров сюрреалистов...»

В действительности истинное воображение художника скрывается в умении создать «новое понятие о старом предмете». Это утверждение Р. Арнхейма, на наш взгляд, особенно принципиально. Поскольку ценности человеческой жизни вечны: добрые, теплые чувства любви, дружбы, таинственного предчувствия радости, счастья, сопричастности всему происходящему в мире объединяют человечество, — поэтому создание «нового понятия» (выражение собственного глубоко личностного отношения к окружающему миру) к «старому предмету» (вечным человеческим ценностям) и будет являться художественным воображением, которое свойственно талантливым личностям. Молодое поколение всегда пытается осознать давно известные истины по-новому, в этом процессе заложен успех прогресса человеческого развития.

Проблема развития творческого воображения учащихся актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, поведения человека. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии учащегося, об определении сущности механизмов воображения.

 

Виды и способы

Рассмотрим виды воображения и способы создания творческих образов. Существует несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Педагогическая деятельность нацелена на осознанное, деятельное воображение, поэтому мы рассматриваем только творческое воображение.

Творческое воображение — это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. С помощью творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Для формирования творческой личности педагогу необходимо, используя приемы и методы, активизировать творческое воображение учащихся. Чтобы подобрать методы активизации творческого воображения, следует разобраться с его особенностями. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам. Для воображения характерны процессы, основываясь на которых можно сформировать методы, активизирующие творческое воображение.

Полный круг воображения

Проанализируем механизмы творческого воображения.

1. Типизация — это специфическое обобщение, состоящее в создании сложного целостного образа, носящего синтетический характер. Типизация основывается на образах памяти, сложившихся в процессе работы воссоздающего воображения. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т.д.

2. Комбинирование — прием воображения, основанный на способе подбора и соединения определенных черт предметов или явлений. Комбинирование — не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является жизненный опыт и тип личности.

3. Акцентирование — подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или приуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура.

4. Реконструкция — мыслительный процесс, в котором по части, признаку, свойству «примысливается» целостная структура образа. За основу педагогического метода можно взять прием расчленения. Он основывается на расчленении понятия или объекта в получении нового в результате реконструкции.

5. Агглютинация — мыслительный процесс «склеивания» различных несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, образы художников сюрреалистов. В основе педагогического метода можно использовать прием замещения — это замена одних элементов другими.

6. Гиперболизация — парадоксальное усиление свойств предмета.

7. Уподобление — прием, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т.д.).

8. Расчленение — этот прием заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

9. Замещение — прием замены одних элементов другими.

10. Аналогия — прием создания нового по аналогии (сходству) с уже известным понятием, образом.

Конечный источник операций воображения — предметно-практическая деятельность. В образовательном процессе ее можно назвать социализацией творческого воображения — это творческий продукт. Следующим этапом педагогического процесса должна быть рефлексия — очень важный этап верифицирования личностного восприятия. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, ситуаций, с отнесением их к определенной категории, типу, классу. Воображение дополняет восприятие элементами прошлого опыта, собственными переживаниями личности, преобразуя прошлое и настоящее за счет обобщений.

Процессы воображения в своем развитии описали круг: восприятие, воображение, материализованный образ. Элементы, из которых построен новый образ, были взяты человеком из реальности, но под воздействием воображения изменились. Внутри человека, в его мышлении, они подверглись сложной переработке и материализовались в продукты воображения.

Наконец воплотившись, они снова вернулись к реальности, но вернулись уже новой активной силой, изменяющей эту реальность. Таков полный круг творческой деятельности воображения.

Выстраиваем гармоничый процесс

Область искусств наиболее благодатная сфера для развития воображения. Литература, музыка, рисование, танец — любая художественная деятельность предполагает развитие творческого воображения, но материализация образа подразумевает умение учащегося владеть техникой того или иного вида искусств. Поэтому в образовательной области искусства существуют два основных аспекта обучения: приобретение навыков и технических приемов (репродуктивные методы) и развитие творческих способностей (творческое методы). Педагоги, работающие в образовательной области искусства, часто бывают увлечены отработкой технических навыков или, напротив, погружены в творческий процесс. Выстроить гармоничный процесс обучения — задача учителя.

Чем ученик старше, тем больше возможностей у педагога активизировать его воображение. Подросток — это человек, который уже сформировал свое отношение к окружающему миру и частично определился с ценностями. В этом ему помогли родители, воспитатели, учителя и все, кто находился рядом. Следовательно, у подростка уже накоплен опыт ощущений. Значит, творческое воображение присуще школьнику, его необходимо активизировать.

Но все ли учащиеся способны создать художественный образ или это доступно немногим? Как возраст влияет на способность творческого воображения? На эти вопросы мы попытаемся ответить, проанализировав творческое занятие с детьми 10–15 лет. Занятия в детской художественной школе позволяют экспериментировать в области художественного воображения. Наша задача — проследить и проанализировать, как ученик выявит художественный образ, основываясь на цветовом пятне «монотипии», и создаст композицию, связанную с новогодними праздниками. Все дети любят Новый год — это праздник, наполненный тайной и ожиданием чуда, хорошо бы, чтоб это чувство закрепилось и сохранилось на долгие годы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА "НОВОГОДНЯЯ ОТКРЫТКА"

Начнем наш урок с создания цветового пятна в технике «монотипия». Будем использовать гуашевые краски. Перед тем как начать работу цветом, мы беседуем. Цель беседы: создать ощущение тайны вокруг праздника. Круг тем связан с зимой. Какую погоду зимой вы любите? Здорово хрустит снег под ногами! А как искрится снег на солнце! Зимой длинные вечера. Вечером выходишь на улицу и видишь, как свет фонарей раскрашивает заснеженные улицы голубыми и желтыми пятнами.

Каждый из учеников отыскивает в своих воспоминаниях собственные впечатления. Необходимо озвучить свои образы, рассказать о самых ярких впечатлениях. Вербальное воздействие позволяет сформировать эмоциональный фон, проговаривание помогает формированию образа. Последующий перевод вербальных образов в изображение приведет к осознанию рожденного образа.

Приступаем к практической деятельности. На этом этапе занятия используем репродуктивный метод. Учитель показывает технический прием «монотипия». Работа ведется очень быстро: густой, пастозной краской наносим цветовые пятна. Белый снег, синее ночное небо — все переливается сложными оттенками цвета. Когда лист наполнен красками, сверху на него кладется чистый лист бумаги и делается отпечаток. Таких отпечатков можно сделать не один, а несколько. Полученные отпечатки долго рассматриваются, учащимся в них нужно увидеть будущую композицию, связанную с новогодними праздниками.

Первый этап работы. Кистевые мазки. Гуашь берется пастозно, вода применяется для сочности и вязкости краски. Работа идет очень быстро, чтобы гуашь не успевала высыхать. Первый оттиск цветового пятна «монотипии». Попробуйте рассмотреть его и включить свое воображение. Что можно увидеть в этом цветовом пятне? Сделать несколько отпечатков.

Второй этап работы. После того как работа выполнена, у каждого ученика получается несколько вариантов оттисков «монотипии». Причудливые формы пятен цвета. «Монотипия» не содержит художественного образа, но она будоражит творческое воображение. Причудливые цветовые пятна могут восприниматься каждым по-своему. Один увидит заснеженный лес, другой — городской пейзаж, третий — дворец Снежной королевы... Это будет зависеть от внутреннего ощущения учащихся, от того, на чем останавливался глаз ученика и какие образы считывал он в окружающей среде, что зафиксировалось в сознании. Именно в этот момент происходит активизация творческого воображения, и ему нужно уделить особое внимание. Задание нацелено на прием реконструкции в воображении.

На этом, втором, этапе задача учителя — помочь учащимся выбрать нужный художественный образ и найти выразительные средства для изображения.

Новогодний праздник станет темой, ограничивающей возможные вариации образного мышления. Среди учащихся могут появиться те, кто не видит никаких художественных образов, а видит только цветное пятно на листе бумаги. Значит, у этих учеников активизация воображения не произошла. Если создать тишину и включить музыку, то воображение можно усилить.

Ученики, которые уже определились с художественным образом в своей работе, захотят помочь окружающим. Такая помощь нежелательна, потому что воплотить образ, рожденный другим человеком, крайне сложно. Активных «фантазеров» учителю необходимо угомонить. Для них лучше сузить рамки поставленных задач, иначе бурная фантазия не даст им сосредоточиться. Определить четкие задачи в творческой работе можно, еще более конкретизировав тему. Возможно, что учащиеся, у кого не возникли затруднения с воображением, более способны к творческому процессу, чем те, у кого были проблемы, но «фантазерам» трудно сосредоточиться и довести задание до результата.

Третий этап работы. Построение композиции и материализация того художественного образа, который родился в ходе рассматривания «монотипии». Простым карандашом учащиеся намечают возможный сюжет композиции новогодней открытки, в основу ее сразу же закладывают место для поздравительной надписи.

Выявление художественного образа из цветового пятна «монотипии» — это процесс не только творческий, но и требующий навыков технологии изображения. Именно здесь мы сможем увидеть тонкие эмоциональные ощущения, настроение личности, они будут проявляться через цвет и форму, организацию пространства в композиции. Владение навыками рисования даст возможность учащемуся раскрыть художественный образ, рожденный воображением. На этом этапе важно нацелить учащихся на то, что намеченное изображение не нужно перекрашивать, его нужно только выявить контурами, светотенью, иногда локальными пятнами, чтобы сохранить красоту монотипии.

Курако Ирина, 15 лет

 

Нескоромных Мария, 13 лет

 

Цветовое пятно «монотипии» использовано для создания образа как основа. Художественный образ вычленяется из цветового пятна. Чувствуется сформированное абстрактное мышление. Стиль изображения («импрессионистский мазок») указывает на эмоционально-образное мышление с интуитивно-чувственным восприятием. Ученица находит аналогии (сходства) в цветовом пятне и обобщает их (сугробы, дома). Дополнение в композиции — сани и олени. В процессе воображения их можно определить как акцентирование — это символы новогоднего праздника. Комбинация образа гармонично вписана в пространство «монотипии».

Цветовое пятно «монотипии» частично сохранено. Следовательно, абстрагироваться от цветового пятна «монотипии» было сложно. Художественный образ очень выразителен. Маша добилась выразительности за счет перекомбинации цвета. За счет цвета и света создано ощущение предчувствия новогоднего чуда. Ученица относится к эмоционально-чувственному типу, творческое воображение помогло ей передать состояние новогоднего праздника интуитивно. Но абстрагироваться в пятне «монотипии» Маше было сложно.

Новикова Саша, 10 лет

 

Цветовое пятно «монотипии» полностью перекрашено. Абстрактное мышление еще не сформировалось. Но художественный образ праздника, радости, зимнего состояния схвачен удачно. На рисунке изображены типажи новогоднего праздника. Творческое воображение выступает в операции «типизация».

Вывод. При выполнении заданий, активизирующих творческое воображение, возраст учащегося имеет значение. Задание, основанное на «монотипии», наиболее продуктивно выполнили ученики старшего возраста — те, у кого сформировалось абстрактное мышление. Ученики помладше чаще всего просто перекрашивают цветовые пятна и рисуют сверху те образы, которые были рождены «монотипией». Причина — в нехватке навыков рисования и несформировавшееся абстрактное мышление. Работа с монотипией позволяет развить художественное воображение, но она предполагает уже сформированный навык изображения, поэтому в упражнениях с «монотипией» интересные результаты получаются у учеников 13–15 лет.

Все учащиеся в начале работы над новогодней композицией видели перед собой красивые пятна «монотипии», а результат работы получился у всех разный. Если вспомнить Р. Арнхейма, то каждый ученик дал «новое» — свое понятие о «старом предмете» — о новогоднем празднике. Наш небольшой эксперимент показал, что активизация творческого воображения возможна. Рассмотрим еще две работы учащихся 14 лет. Подростки работали над «монотипией». Работы у них получились разные по стилю исполнения, несмотря на то что возраст у учащихся одинаковый.

Акимцева Софья, 14 лет.

 

Чернавин Дима, 14 лет

 

Работа Сони выполнена в экспрессионистской манере. Живописный мазок, недосказанность формы, неорганизованность. Такая манера свойственна эмоционально-чувственной личности. Рассмотрим работу Димы: ей присущи конкретность и декоративность, перечисление елочек, звездочек, следов на снегу. Манера изображения четко выверена, конструктивно предметна, если бы не фон цветного пятна монотипии, сложилось бы ощущение раскраски. Но работа Димы интересна и сюжетом изображения. Гиперболизация луны, потерянный подарок. Дима решает задачу другими изобразительными средствами. Судя по технике изображения, Дима склонен анализировать и логически мыслить. Следовательно, не только возраст влияет на творческое воображение, но и тип личности, особенности мышления.

Вывод. Художественное образование должно строиться на гармоничном сочетании формирования навыков и умений изображения и развития творческого воображения. Оценка творческих работ должна основываться не только на технических качествах изображения, но и на выразительности образа. Именно воображение спрятано за выразительностью образа, за интересной подачей идеи в композиции. Выявить творческую личность можно по ее творческим работам.

Человек сегодня живет среди образов, навязанных ему с экранов компьютеров и телевизоров, эти образы часто инородны для формирующегося человека, они не рождены чувствами и переживаниями юной развивающейся личности, в результате создается неверное представление о человеческих ценностях и расставляются губительные приоритеты. Работа с художественным воображением юного поколения особенно важна в наше время. Именно поэтому учебный процесс в средней и старшей школе необходимо гармонизировать, то есть уравновесить репродуктивные методы обучения творческими формами учебного процесса.

В оформлении статьи использованы
старинные новогодние открытки