Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №13/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ХОКУСАЙ

 

Елена МЕДКОВА

 

Уроки Хокусая на уроках ИЗО

Мастера импрессионизма, постимпрессионизма и модерна извлекли полезные уроки из многочисленных руководств по рисованию Хокусая. Не грех бы и нашим ученикам познакомиться с некоторыми наставлениями мудрого старца. Листы из сборника «Манга», из альбомов «Ускоренное руководство по рисованию» и «Три метода рисования» Хокусая могут оказаться очень полезными для знакомства с иными принципами построения изображения на плоскости, отличными от традиционной реалистической системы с прямой центральной перспективой и прорывом в пространство по типу «окна в природу».
На уроке изобразительного искусства мы можем воспользоваться иллюстрациями к теории «круга-квадрата», разработанной Хокусаем в альбоме «Ускоренное руководство по рисованию». С помощью комбинации геометрических фигур — круга, треугольника, квадрата — Хокусай весьма доступным для детского восприятия способом строит фигурки женщины в кимоно, всадника, животных в разных позах, формы фонарика и ветки сосны.

 

УРОК 1
ЗИГЗАГ, ИДЕЯ РОСТА И «ЗАКОН ПЯТИ»

Особенно впечатляюще выглядит выстраивание ритмики ветки с помощью молниеобразного зигзага и сгруппированных кругов на рисунке «Осел». Представляется важным обратить внимание учащихся, что сама вспомогательная схема воспроизводит глубинный философский смысл образа покрытой снегом ветки: зигзаг, он же схематизированная спираль, является символом неистребимой витальности, которую не могут сдержать морозы зимы, это символ непрерывной изменчивости и динамики вселенной. Идеально круглые сферы покрытых снегом розеток хвои моделируют классическую статику законченных форм, соотносимых с небесным совершенством.

Лошадь и тыква. Альбом «Ускоренное руководство по рисованию» 1812–1814

Лошадь и тыква. Альбом
«Ускоренное руководство по рисованию»
1812–1814

Художник воплощает в строении ветки идею роста, останавливаясь на «узлах роста», местах изгибов ветки, которые как бы воплощают саму историю роста ветки — выбор направления под влиянием ветра и света, взвешивание тяжести зонтиков хвои как некой жизненной ноши, уступки пространству, которое имеет не меньшее право на существование, чем ветка, и пр. Он руководствуется здесь так называемым «законом пятерки» (см. статью «Ключи к символике…»), в котором воплощена идея всеобщей гармонии — пять изгибов, пять прямых, пять триад хвои (в каждой группе по три зонтика). При этом в схеме нет никакой жесткости: слева Хокусай вводит фрагмент другой ветки, которая изменяет порядок пятеричной системы. Теперь группа на конце ветки из шести зонтиков смотрится как единое целое, и вместе с фрагментом лапок сосны опять возникает число пять.

Женщина и фонарь. Альбом «Ускоренное руководство по рисованию» 1812–1814

Женщина и фонарь. Альбом
«Ускоренное руководство по рисованию»
1812–1814

 

УРОК 2
ГАРМОНИЯ ПОДОБИЯ ФИГУР

Кроме числовых закономерностей в рисунке имеются и ритмико-геометрические соотношения, которые подобны многажды повторенному эху. Основным модулем здесь является треугольник. Можно считать, что главная идея заключена в треугольнике шляпы — она осеняет человека, укрывает его, создает его собственное уютное пространство. Однако ту же функцию выполняет и ветка: она нисходит откуда-то сверху неким перевернутым по отношению к человеку треугольником, но затем на наших глазах распускается таким мягким зонтиком над человеком, что забываешь о ее колючести.

Осел. Альбом «Ускоренное руководство по рисованию». 1812–1814

Осел. Альбом «Ускоренное руководство по рисованию». 1812–1814

Фигура опустившего голову ослика тоже имеет треугольные очертания, продолжая линии шляпы человека — осеняющим в данном случае является человек: хотя ослик и везет человека, именно человек заботится об ослике. Ну а все вместе заботливо укрывает мягкий снег (перевернутые треугольники графических знаков — снежинок). Он ложится на сосновые лапы, на шляпу, на землю. Само небо сходит вниз, чтобы окутать землю. Множественное подобие треугольного композиционного эха осенило своей гармонией эту мирную картину.

Мало того, принцип подобия распространяется и на воплощение принципов движения. С обеих сторон ветки-крыши свешиваются гирлянды иероглифических надписей, они окончательно замыкают пространство вокруг человека и одновременно выявляют структуру и ритм падения снега медленной вязью. Система треугольников дополняется гибкой системой кругов, которые строят лапы сосен, фигуру человека, тело осла, а также моделируют пространство.

 

УРОК 3
ЕДИНСТВО РИТМОВ ПРОСТРАНСТВА И ФОРМЫ

Обратите внимание — волны хвоста осла описываются целым кругом, который захватывает не только линию хвоста, но и пространство за ним. В окончательном варианте вспомогательная линия исчезнет, но будет продолжать крепко «держать» плоскость листа своим невидимым присутствием. С помощью одной и той же геометрической фигуры художник строит не только форму, но и окружающее пространство.

Цапли. «Альбом рисунков, сделанных одним штрихом». 1823
Цапли. «Альбом рисунков,
сделанных одним штрихом».
1823
Женщины. «Альбом рисунков,
сделанных одним штрихом».
1823

Танец. «Альбом рисунков, сделанных одним штрихом». 1823

Танец. «Альбом рисунков, сделанных одним штрихом». 1823

Таким образом, этот прием крепко увязывает не видимым, но ощущаемым контуром фигуру и плоскость листа. Предельно ясно действие этого принципа показано на листе «Лошадь и тыква» в рисунке тыквы. Конфигурация тыквы-бутылки строится из двух кругов, соединенных шейкой. Показательно, что выемки шейки Хокусай строит тоже с помощью двух кругов, которые моделируют скорее пространство вокруг тыквы, показывая как внешнее пространство вдавливает внутрь форму тыквы. В результате получается очень напряженный, упругий силуэт, в котором на основе круга возникает идея роста тыквы в ее взаимодействии с пространством.

На том же листе расположена прелестная фигурка лошади, которая, как дух, выскакивает из бутылки. Тело лошади Хокусай видит в системе полукружий, а ее быстробегущие ноги — в пространственных квадратах, поставленных на угол. В целом идея движения передана изощренным ритмом кривых линий, каждая из которых вытекает из предыдущей и перекликается с ней, а все вместе они перекликаются с напряженным силуэтом тыквы.

 

УРОК 4
ЛИНИЯ ДРАКОНА

Попеременные изгибы линий то вовне, то внутрь по бесконечно развертывающейся и свертывающейся спирали являются общим композиционным принципом, присутствующим как в отдельной форме тыквы, так и в пространстве пейзажа-космоса. Можно назвать этот принцип «жилы дракона» или просто «дракон». На листе «Дракон» из «Книги писем-наставлений» дано сопоставление тела дракона с иероглифической скорописью в целом и с изгибами каждого иероглифа. Хокусай наглядно показывает, что это общий принцип как малого, так и большого. Можно нарисовать дракона, чтобы поучиться рисовать изгибы, а можно потом и «спрятать» дракона внутри любой композиции пейзажной, орнаментальной или иной тематики.

Дракон. «Книга писем-наставлений». 1828

Дракон. «Книга писем-наставлений». 1828

 

УРОК 5
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ СИЛУЭТА

Как мы видим, Хокусай при построении формы исходит из идеи ее силуэта, а не внутренней конструкции. При этом в силуэте можно передать как статику, так и динамику изображаемой формы, схватить необычный ракурс, передать необычный импульс движения. Именно этому можно поучиться у Хокусая на примере рисунков из «Альбома рисунков, сделанных одним штрихом». Классическим в этом отношении является лист «Цапля» с изображением цапли в разных ракурсах и движении. Пластику движения человеческого тела, схваченного одной линией, прекрасно демонстрирует лист «Танец».

Животные. Альбом «Ускоренное руководство по рисованию». 1812–1814

Животные. Альбом «Ускоренное руководство по рисованию». 1812–1814

Обратите внимание, что фигурки в движении подобны буквам скорописи, и хотя наши буквы отличаются от иероглифов, но принцип перетекания импульса из движения руки в движение линии и фигуры один и тот же. Так что можно расслабиться, взять разбег в рукописной фразе и взлететь силуэтом птицы в полете.

 

ЛИТЕРАТУРА

Воронова Б.Г. Кацусика Хокусай. Графика. – М., 1975.

Кацусика Хокусай. Серия гравюр «36 видов Фудзи» и «100 видов Фудзи». — СПб., 2006.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. — СПб., 2003.

Роули Дж. Принципы китайской живописи // В кн.: В.В. Малявина. Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера. — М., 2004.

Тавровский Ю.В. Япония. Сезоны перемен. — М., 1990.

Топоров В.Н. Числа // Мифы народов мира: Энциклопедия в двух томах. — М., 1982. Т. II.

Торопцев С.А. Пейзажная лирика Ли Бо как самовыражение поэта // Ли Бо. Пейзаж души: Поэзия гор и вод. — СПб., 2005.